Гиперактивный ребенок
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.
Библиографическое описание

Сунцова, Т. А. Гиперактивный ребенок / Т. А. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49154/ (дата обращения: 05.08.2021).



О гиперактивности детей не слышали, наверное, только люди, их не имеющие. Сегодня этот термин находится у всех на слуху. Большинство родителей считает, что их ребенок – гиперактивный, ведь он такой непоседа, все время в движении. Но активный и подвижный малыш далеко не всегда является именно гиперактивным. И злоупотреблять этим определением не стоит, потому что гиперактивность у детей является не просто их отличительной чертой, но не совсем нормальным состоянием, то есть своеобразным отклонением от нормы. Более того, такое состояние требует определенного «лечения». Вот почему родители должны знать, как можно отличить гиперактивного ребенка от обычного подвижного, и, если диагноз подтвердится специалистом, то обязательно нужно изучить его как можно более подробно, потому что роль родительской тактики в воспитании таких детей очень значима.

Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать свое поведение, в 80-х годах прошлого столетия такое состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться себя вести, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

До поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам, не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста, высокой двигательной активностью.

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

-плохой ночной сон – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;

-днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;

-неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;

-игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;

-болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей.

Критерии патологической гиперактивности.

  1. Нарушения сна.
  2. Повышенная раздражительность.
  3. Частая смена настроения, неумение контролировать свои эмоции.
  4. Задержка речевого развития.
  5. Нарушения социальной адаптации.
  6. Демонстративное, неуправляемое поведение в общественных местах.
  7. Вспышки немотивированной агрессии.
  8. Конфликтность в общении с детьми и взрослыми.
  9. Беспокойные, суетливые движения.
  10. Нарушения крупной и мелкой моторики.
  11. Неумение сидеть на месте, когда это требуется.
  12. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  13. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).
  14. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
  15. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
  16. Неумение играть тихо, спокойно.
  17. Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.
  18. Рассеянность, частая потеря вещей, игрушек.

Наличие у ребенка, по крайней мере, восьми из перечисленных выше признаков – основание для обращения к специалисту.

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, невролог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

-особенности протекания беременности;

-возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;

-варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики (биохимия крови, МРТ, ЭЭГ и др.), а также консультациями других специалистов (сурдолога, психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:

-токсикозы беременности;

-признаки внутриутробной асфиксии;

-стремительные, или затяжные роды;

-недоношенная беременность;

-конфликтный климат в семье;

-«диктаторский» стиль воспитания;

-соматические заболевания.

К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в дошкольное учреждение и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке, и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Зачастую начало посещения детского сада только провоцирует проблемы ребенка, ведь изменяются требования к ребенку при нахождении в детском коллективе и требования к ребенку в семье: изменения режима, изменения в социальном окружении (требования к питанию, организованные занятия, правила коллективного взаимодействия), «отрыв» от матери.

Ребенку трудно справляться с новой ситуацией, с новыми правилами, он начинает проявлять проблемное поведение, что приводит к неуспешности, а иногда и к отставанию от сверстников.

Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

Советы родителям.

  1. Разработайте единую систему требований к ребенку, как в условиях семейного воспитания, так и в стенах дошкольного учреждения.
  2. Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, – с другой.
  3. Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
  4. Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
  5. Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Задание должно иметь четкую и понятную инструкцию.
  6. При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и т.д.)
  7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
  8. Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
  9. Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
  10. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
  11. Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или иным образом поощрите.
  12. Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.

Что нельзя делать родителям.

  1. Постоянно одергивать и ругать ребенка, особенно при посторонних людях;
  2. Унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  3. Постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  4. Запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  5. Давать слишком сложные задания;
  6. Требовать примерного поведения;
  7. Провоцировать ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним ребенком, но не более того).
  8. Выполнять домашние дела за ребенка, если он их не сделал;
  9. Применять методы физического воздействия при непослушании.

В целом же напомним еще раз, что обычные дети очень часто могут перевозбуждаться и проявлять повышенную активность, но такие случаи носят эпизодический характер и, как правило, имеют свои причины (недостаток родительского внимания, физическое истощение, переизбыток эмоций, жизненные потрясения и пр.). Более того, сегодня дети все чаще бывают очень подвижными и активными. У гиперактивных же детей подобное состояние (повышенной нервной возбудимости и двигательной активности) не просто является для них нормальным, оно еще и «бесполезно», то есть ребенок куда-то несется или лезет просто потому, что не может хоть на секунду задержаться.

Относиться к постановке диагноза СДВГ родителям следует очень осторожно. Существует в этом высокая доля субъективности, а вот каких-то специфических методов и способов, позволяющих в точности определить наличие синдрома, нет. Множество детей, не страдающих СДВГ, по самым разным причинам могут проявлять те или иные признаки, свойственные данному расстройству.

И даже если диагноз подтвердится, необходимо помнить о том, что многое зависит от родителей, от их способности любить, понимать и принимать такого ребенка, который просто устроен по-другому.

Литература:

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003.
  2. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986.
  3. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – СПб.: Речь, 2007.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
  8. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  9. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Похожие статьи
Ибрагимова Хейранханым Шахин кызы
Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Спецвыпуск
2017
Коркина Светлана Васильевна
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения
Психология
2015
Устинова Татьяна Николаевна
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
Спецвыпуск
2017
Митенкова Татьяна Владимировна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду?
Дошкольное образование
2017
Максакова Людмила Викторовна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Педагогические науки
2017
Кузнецова Лейла Эдуардовна
Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции
Психология
2016
Бутырина Диана Григорьевна
Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье
Педагогика
2010
Козина Александра Николаевна
Гиперактивные дети и работа с ними
Педагогика
2014
Петрова Ирина Николаевна
Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Коррекционная дошкольная педагогика
2018
публикация
№13 (199) март 2018 г.
дата публикации
март 2018 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Ибрагимова Хейранханым Шахин кызы
Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Спецвыпуск
2017
Коркина Светлана Васильевна
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения
Психология
2015
Устинова Татьяна Николаевна
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
Спецвыпуск
2017
Митенкова Татьяна Владимировна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду?
Дошкольное образование
2017
Максакова Людмила Викторовна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Педагогические науки
2017
Кузнецова Лейла Эдуардовна
Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции
Психология
2016
Бутырина Диана Григорьевна
Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье
Педагогика
2010
Козина Александра Николаевна
Гиперактивные дети и работа с ними
Педагогика
2014
Петрова Ирина Николаевна
Условия, определяющие возрастное своеобразие тревожных расстройств у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Коррекционная дошкольная педагогика
2018