Автор: Зареченская Ольга Анатольевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Зареченская О. А. Занятие-беседа с игровыми элементами как форма активного вовлечения детей-дошкольников в образовательный процесс // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2941/ (дата обращения: 20.02.2018).



Переход от дошкольного детства к школьному — ответственный момент в жизни детей, период перемен, требующий от ребенка напряжения всех жизненных сил. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Оставляя процесс овладения навыками чтения и счета в начальной школе, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию, так как резко возрастает информационный поток, необходимый для усвоения, возникает необходимость приспособиться к новым внешним условиям, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, счета, то увеличивается возможность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.

Как показывают педагогические исследования и наблюдения большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей, поэтому все более привлекательными для них становятся школы и центры раннего развития детей, осуществляющие качественную подготовку ребенка к школе.

Детское объединение «Ступеньки к школе», работающее в системе дополнительного образования, выполняет функцию предшкольной подготовки детей пяти- и шестилетнего возраста. Для детей, посещающих учебные занятия два раза в неделю, образовательный процесс организуется максимально компактно, чтобы не упустить ни одного важного направления деятельности. Образовательный процесс строится так, чтобы каждое занятие для ребенка было интересным, увлекательным и каждый ребенок в течение всего занятия имел возможность находиться в роли активного участника, а не пассивного слушателя. Чтобы занятия не были монотонными, не несли в себе скуку, усталость, используются игровые методы, методики, способы, приемы, доступные и увлекательные для детей данного возраста, а также активные формы проведения занятий:

– занятие-сказка;

– занятие-путешествие;

– занятие-игра;

– занятие-викторина;

– занятие-фантазия;

– занятие-сюрприз;

– занятие-беседа и другие, способствующие восприятию и усвоению учебного материала, позволяющие ребенку принимать непосредственное участие в познавательном процессе и побуждающие к мыслительной активности и проявлению творческих способностей.

Занятие-беседа с игровыми элементами или «диалог с детьми» — достаточно распространенная форма активного вовлечения детей в образовательный процесс, позволяющая выстроить учебное занятие таким образом, что каждый ребенок оказывается вовлеченным в процесс познания, в течение всего занятия имеет возможность находиться в активной позиции. Занятие требует определенного напряжения сил, мастерства педагога, который внимательно слушает ответы, одобряет, доброжелательно уточняет, комментирует и вовлекает в процесс работы всю группу. Эффективность беседы зависит от умения педагога, учитывая такие возрастные особенности детей — дошкольников как: активность, любознательность, пытливость, острота и свежесть восприятия, яркость воображения, повышенная эмоциональность, целенаправленно вести детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

Преимущества такого занятия в том, что оно позволяет акцентировать внимание на важных моментах, определять содержание и темп изложения материала, а групповая беседа позволяет учить ребенка слушать и говорить, позволяет расширить круг мнений детей, привлечь их опыт и знания и, естественно, активизировать мышление. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребенка рассуждать, строить логические высказывания, сравнивать, обобщать, доказывать, активизировать, уточнять и дополнять свой словарь.

Однако эффективность занятия может быть снижена, так как не всегда удается каждого учащегося вовлечь в обмен мнениями, беседу.

Очень эффективный прием привлечения к беседе — озадачивание детей вопросами (по содержанию и форме вопросы соответствующими уровню развития учащихся) в начале занятия и по его ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, а также побуждающие искать ответ в воображаемом плане (например, «Что произойдёт, если…?", «Что могла бы сказать…?", «Как сделать, чтобы…?", «Как поступить, если…?). Важно, чтобы предполагаемые вопросы нашли эмоционально положительный отклик у детей, а их решение потребовало познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе.

Вопросы адресуются всем учащимся. Если педагог замечает, что кто-то из детей не участвует в процессе беседы, то вопрос можно адресовать тому ребенку лично.

В целях экономии времени вопросы можно формулировать так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ. Педагог должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т. к. они будут носить риторический характер и не обеспечат активизации мышления детей.

Превратить учебное занятие-беседу в живое, не несущее в себе монотонность, скуку, усталость помогут соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям дошкольников разнообразные игровые элементы:

– забавный герой;

– сказочные и фантастические истории;

– игровые ситуации;

– занимательный материал (шарады, ребусы, загадки, небылицы, перевертыши, головоломки, кроссворды, задачи, решаемые от конца к началу и др.);

– мультимедийные презентации, мультфильмы, компьютерные обучающие игры и программы, вызывающие интерес ребенка к изучению материала.

Игровые элементы должны быть занимательными по форме, содержанию, сюжету, поучительны и непосредственно связаны с изучаемой темой. Использование игровых элементов, вписывающихся в структуру занятия, способствует удержанию внимания детей и их заинтересованности.

При проведении занятий такой формы необходимо создавать соответствующие психоэмоциональные условия. Они должны проходить в атмосфере доверительных позитивных отношений, доброжелательной и взаимной поддержки. Спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрения за активное участие в работе — арсенал, которым может располагать педагог.

Психологический комфорт ребенка во время занятия является стимулом для раскрытия его познавательных возможностей, снятия страха и напряжения, освобождает от психологических барьеров.

Важна правильная организация занятия, способная длительно поддерживать умственную работоспособность ребенка и предупреждать его переутомление при условии использования здоровьесберегающих действий: соблюдении гигиенических условий в учебном кабинете, оптимальной плотности занятия, введении оздоровительных моментов и эмоциональной разрядки, чередовании видов деятельности (словесной, аудиовизуальной, практической), распределении интенсивности умственной деятельности, учета внешних признаков усталости детей.

Основные требования к построению учебного занятия-беседы с игровыми элементами

– создание и поддержание высокого уровня познавательной активности детей;

– правильно рассчитанное и целесообразно используемое время занятия;

– применение различных методов, средств обучения, в том числе разнообразных игровых элементов;

– высокий уровень отношений между педагогом и детьми;

– практическая значимость полученных знаний и умений.

Примерная технология подготовки и проведения учебного занятия-беседы с игровыми элементами

Этап подготовки.Педагог должен четко определить временные рамки, тему, цель, задачи, тип занятия, а затем соотнести их с формой проведения, составить план-конспект, определить объем и содержание учебного материала, подобрать игровые задания, наглядные средства, правильно сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Они должны быть логически связаны, соответствовать уровню развития детей, не должны подсказывать ответ.

Этап проведения. Четко установившегося алгоритма проведения занятия-беседы с игровыми элементами нет. Алгоритм проведения такого занятия педагогом может варьироваться, уточняться, детализироваться. Однако, есть три основных момента, требующих их выполнения:

оригинальный интересный зачин занятия-беседы с игровыми элементами (так, например, изучение звуков и букв происходит с забавным героем Слышем и его необычными историями, а изучение геометрических фигур с волшебницей Точкой и ее загадочными путешествиями);

построение диалогов с искусным вплетением игровых элементов и включением в беседу каждого ребенка;

рефлексия (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности, которую педагог в соответствии с целью занятия может осуществлять на любом этапе занятия).

Этап анализа. В ходе анализа даются ответы на вопросы: Достигнута ли поставленная цель? Реализованы задачи? Полно и качественно реализовано содержание? Результат занятия? За счет чего был достигнут? Оправдался ли прогноз педагога? Делаются выводы и прогнозы.

Таким образом, качественная подготовка к школьному обучению в детских объединениях системы дополнительного образования служит базой для плавного перехода в школьный период детства. Использование в образовательном процессе специально отобранного содержания обучения, новых технологий, методов и активных форм проведения занятий дает возможность приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материла начальной школы.

Литература:

  1. Буйлова, Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей/ Л. Н. Буйлова — М., 2000. — 24с
  2. Дмитренко, Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика, 2004. — № 2. — С.54–59 (http://quality.petrsu.ru/f )
  3. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Сократова. — Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. — 177с.
  4. Ермолаева, Т. И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие/ Т. И. Ермолаева, Л. Г. Логинова — Самара, 1999. — 36 с.
  5. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования/ Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 352с. (С. 176–185)
  6. Ермолаева, Т.И., Логинова Л. Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования/Т. И. Ермолаева, Л. Г. Логинова — Самара, 1999. — 36с.
  7. Чупрасова, В. И. Современные технологии в образовании: учебное пособие / В. И. Чупрасова — Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, 2000. — 52с.
Основные термины (генерируются автоматически): игровыми элементами, учебного материала, дополнительного образования, развития детей, особенности детей, игровых элементов, познавательной активности детей, предшкольной подготовки детей, раннего развития детей, активного вовлечения детей, образовательный процесс, оптимальной плотности занятия, правильная организация занятия, озадачивание детей вопросами, возрастные особенности детей, уровню развития детей, проведения занятий, круг мнений детей, учебные занятия, учебного занятия-беседы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос