Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Ковешникова Н. Г., Николаева Н. А. Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2744/ (дата обращения: 28.05.2018).



В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима большинству людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Поэтому сегодня тема преемственности очень важна и с каждым годом все более актуальна. Преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, как понятием в целом, так и конкретными реальными учреждениями в частности, между разницей в подходах, взглядах, традициях, между родителями и педагогами, взрослыми и детьми. Но в первую очередь, мы должны помнить, что вся работа педагогов, устремления и инновации направлены на ребенка. «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский).

В данном материале, мы представляем свой взгляд на данный вопрос, с точки зрения представителей первого уровня образования — детский сад, но детский сад в структуре — дошкольное учреждение, начальная школа и средняя школа. Специфика, которой позволяет видеть и сопровождать ребенка от двухлетнего возраста до 18 лет, позволяет нам говорить об осуществлении преемственности на всех этапах с учетом множества нюансов данного понятия.

Опыт нашей работы подтверждает, что обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только и не столько стремление к единству в содержании и методах обучения. А одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них. При этом мы понимаем, что у детей разные стартовые возможности, которые складываются из множества причин. И успешность процесса вхождения и в дальнейшем обучения в школе во многом зависит от социального опыта ребенка, уровня его компетентности, сформированности целевых ориентиров, а также от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности.

Современная школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменениями, происходящими в нашем обществе, совершенствовании содержания и повышение значимости математического образования.

Именно дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития и приобретения навыков и умений, которые служат фундаментом для получения математических знаний и развития способностей в более старшем возрасте. Задача дошкольного образовательного учреждения — развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

Цель познавательного развития дошкольников на этом этапе — формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Математическое развитие ребенка — это не только умение считать и решать задачи, но и развитие способностей видеть в окружающем мире отношения. Поэтому мы в детском саду учим детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Расширяем интеллектуальные возможности и повышаем познавательную активность, самостоятельность и кругозор дошкольников в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы и отношений между ними, используя современные технологии и насыщенную развивающую предметно пространственную среду.

В нашей деятельности математическое развитие воспитанников происходит с учетом следующих принципов:

– Позитивный центризм

– Непрерывность и преемственность педагогического процесса

– Дифференцированный подход к каждому ребенку

– Рациональное сочетание разных видов деятельности

– Развивающий характер обучения

– Закономерность и последовательность начального понимания детьми математической организации мира

– Ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка

Математическое развитие осуществляется всеми участниками во всех структурах педагогического процесса. Так, педагог является организатором и руководителем. В его функции входит мотивация детей и родителей к познавательной деятельности математического содержания, организация различных видов деятельности. Ребенок при этом играет роль активного исполнителя. Он выполняет действия в соответствии с поставленными задачами, выбирает и организовывает свою познавательную деятельность по интересам. Родители в педагогическом процессе являются помощниками. Они взаимодействуют с детьми и педагогами в соответствии с целями и задачами познавательного развития.

Особое внимание следует уделить организации непосредственно образовательной деятельности. Это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Структуру образовательной деятельности можно выразить через деятельность воспитателя и детей.

Деятельность воспитателя — мотивация предстоящей деятельности; изложение учебного материала; закрепление учебного материала; подведение итогов, индивидуальная оценка ребенка; определение новых целей.

Деятельность ребенка соответственно — возникновение интереса к деятельности, готовность к восприятию; восприятие изложенного материала; осмысление заданного материала; возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью; возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание ее.

Наиболее эффективно непосредственно образовательная деятельность проходит, если организована в форме игры. Это могут быть интерактивные игры, игры-викторины, игры в школе «Юных математиков», игры с блоками, «веселый счет», графический диктант и т. д. Игры познавательного характера позволяют организовать сложный процесс освоения знаний более эффективно.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются и расширяются представления детей о числах и размерах, о разнообразии геометрических форм и временных отрезков, о пространственных отношениях. Здесь развивающая среда выступает в роли движущей силы в математическом развитии дошкольников. Занимательный и познавательный материал используется с целью активизировать умственную деятельность, заинтересовывать детей, развивать ум, расширять математические представления. Таким образом, наша развивающая предметно-пространственная среда способствует закреплению знаний детей, развитию детского творчества и экспериментирования.

Цель взаимодействия ДОО ишколы — обеспечение преемственности, четкости понимания заказа школы, обсуждение трудностей в достижении оптимального портрета выпускника. Это достигается через применение разнообразных форм работы. Традиционные формы — педагогический совет, педагогический ринг, семинар-практикум, тренинг и т. д. Новые формы — творческий час, банк идей, аукцион идей и т. д. Новейшие формы — коучинг-сессия, «аквариум», союз единомышленников и т. д. Основная ценность такого взаимодействия — обеспечение обратной связи, формирование положительного отношения между сотрудниками.

В ходе осуществления преемственности между детским садом и школой возможно возникновение рисков.

Риски ипути их преодоления:

  1. Недостаточный или некачественный уровень сотрудничества педагогов ДОУ и начального звена общего образования.

Выход — проведение совместных мероприятий (педагогических советов, дебатов, дискуссий и т. д.)

  1. Низкая или недостаточная информированность родителей о целях дошкольного и школьного образования.

Выход — проведение просветительных и консультативных мероприятий (родительских собраний, круглых столов, дней открытых дверей и т. д.)

  1. Разное представление у взрослых на разных уровнях образования о конечном результате (выпускнике).

Выход — четкость запроса к портрету выпускника на каждой уровне образования. Обеспечение преемственности.

  1. Разные уровни стартовых возможностей детей на разных уровнях образования.

Выход — индивидуальный подход, работа в зоне ближайшего развития, психологическое сопровождение всех участников педагогического процесса.

На современном этапе дошкольного и школьного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, компетентности и качеств личности, обеспечивающих социальную успешность будущего первоклассника. Так, на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

– ребенок обладает развитым воображением; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

– ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Наш опыт работы доказывает, что решение проблемы преемственности возможно при реализации единой линии развития ребенка на всех этапах образования. При этом педагогическому процессу придается целостный, последовательный и перспективный характер.

Таким образом, создание единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев системы образования.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического процесса, познавательной деятельности, разных уровнях образования, познавательной активности, разных видах деятельности, познавательной активности дошкольников, обеспечение преемственности, познавательной деятельности математического, познавательного развития, самостоятельной познавательной деятельности, видов деятельности, познавательного развития дошкольников, образовательной деятельности, школьного образования, Математическое развитие ребенка, развития мышления детей, линии развития ребенка, положительного отношения, возникновение интереса, задачами познавательного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос