Автор: Маликова Татьяна Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.09.2016

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 132-134.



Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Формирование инициативности дошкольников уже признано важной образовательной задачей. Какие характеристики необходимы для успешной реализации самостоятельности? Для педагога — практика это выглядит так: хотелось бы, чтоб ребёнок умел задавать вопросы, когда чего-то не понимает, чтобы проявлял интерес к новому и чтобы умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Поэтому одним из требований к условиям реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей. При этом является необходимым: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, а так же поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания. Конечно же такое поведение невозможно без инициативности как черты личности.

Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Мы опираемся в таком определении на работы Л. С. Выготского о детском воображении, В. А. Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение в трудах Э. Эриксона и Е. О. Смирновой о задачах дошкольного возраста. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.

Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. При полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество и этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной творческой деятельности. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.

Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре — регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.

С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий — сравнения, логических операций — классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.

К таким условиям мы относим:

− опыт удивления, обнаружения своего интереса;

− опыт пробы своего действия в социально заданных рамках;

− социальная поддержка достижений.

Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу доступности и мобильности. Педагог старается в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей.

Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5–6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании и по наблюдению педагога в группе показывают то, что инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности.

Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот, нас интересуют условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации.

Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании?

  1. Первая организация игры «Свободная игра» позволяет оценить проявление инициативы в игре группы детей с неоформленным материалом;
  2. Вторая — «Свободное экспериментирование» метод проектов, исходя из детских интересов и вопросов — проявление инициативности в предметном действии;
  3. Предлагается особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом «поделать что-либо» с набором разнообразных предметов и материалов.

Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на создание условий для самостоятельного поиска, путей и решения проблемной ситуации. «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. «Папки исследователя» на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей.

Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации. Педагог выступал в роли партнера, помогал тем, кто нуждался в помощи в данную минуту.

Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия, воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, создаваемые особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени. Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.

Игровая компетентность. Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.

Работа синтересами ребенка. Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.

Управление предметно-развивающей средой группы Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы. Разработке технологий и способов такой работы в группе детского сада и так устроенной подготовки и переподготовки педагогов-дошкольников и должны быть посвящены дальнейшие исследования.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М: Школа-Пресс, 1997.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, игровой деятельности, наличной ситуации, видах деятельности, игровой деятельности детей, старших дошкольников, свободной игре, игровой деятельности ребенок, образовательный результат, формой самостоятельности детей, Формирование инициативности дошкольников, игре группы детей, игровую деятельность детей, дошкольного возраста характерна, неоформленным материалом, создание условий, преодоление наличной ситуации, неадаптивной активности, преодоления наличной ситуации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос