Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.08.2017

Статья просмотрена: 2024 раза

Библиографическое описание:

Моисеева, И. С. Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») / И. С. Моисеева, О. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2681/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.

Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, таблицы, маски.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Ход мероприятия:

Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.

Заставка «ТРИЗ».

− Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде.

Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог:

− Тук, тук, кто в теремочке живёт?

− Я, яблоко. А ты кто?

− А я вишня. Пустишь меня в теремок?

− Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие.

Воспитатель:

− Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.

Воспитатель:

− Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Воспитатель:

− Внастоящее время в детских садах с успехом используются приемы и методы ТРИЗ для развития у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.

Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

Итак, игра «Что? Где? Когда?» начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами.

Воспитатель:

− Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос.

1 вопрос от Вани Т.:

Он хочет знать«Книга это хорошо или плохо?»

Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны.

Картинка КНИГА — это:

Хорошо:

Можно читать интересные сказки, стихи;

Рассматривать красочные иллюстрации;

Дарить в подарок;

Узнавать много новой информации.

Плохо:

Может порваться, так как она бумажная;

Может быстро истрепаться;

Может потеряться;

Может намокнуть.

Вопрос от Арины С.:

Её очень интересует, как путешествуют земляничка и скворец по временам года, она просит зарисовать это в таблице (раздаются таблицы, в них родители зарисовывают рисунки).

3 задание от Ярославы С.:

Она дала шуточные имена-дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку (раздаются картинки).

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки… — глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка… — лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка… — молоток.

Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… -дорожные знаки.

4 вопрос задаёт Лилия Ш.:

Она предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно (картинки на слайде).

Команде № 1: -кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…)

Команде № 2: -пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка…)

5 вопрос от Вадима А.:

Он интересуется, «Как будет наоборот?» (картинки на слайде)

Команде № 1:

горячий — холодный

большой — маленький

Северный полюс — Южный полюс

добрый — злой

Команде № 2:

радужный — (бесцветный)

колючий — (гладкий)

пустой — (полный)

старый — (молодой)

Омина Н. задала следующий вопрос:

Она хочет знать «Что умеет делать?» (картинки на слайде)

№ 1 команде: Рыба; Ветер.

№ 2 команде: Дождь; Листок.

Вопрос от Саши Г.:

Его очень интересует «Что бы это могло быть?»

(командам вручаются карточки с заданием)

№ 1 команде: мягкий + зелёный = (лист, трава, свитер, клубок …)

Колкий + холодный = (ёжик, снег, ёрш, ветер …)

№ 2 команде: пушистый + мягкий = (цыплёнок, котёнок, платок, носки…)

Ласковая + добрая= (мама, музыка, вода, солнце…)

11 слайд: задание от Тани К.:

Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы (раздаются конверты с картинками).

Команде № 1: Айболит

Команде № 2: Карлсон

Катя К. задаёт следующий вопрос:

«Знаете ли вы, что бывает?»

Команде № 1: — овальным и жёлтым? (конфеты, бусины, кубики, ягоды …)

Команде № 2: — холодным и гладким? (лёд, сосулька, снег, иголка…)

Соня С. приготовила следующее задание:

Игра «Одна загадка — сто разгадок».

Она предлагает подбирать слова к функции предмета.

Что такое?

Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон.

Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф.

Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп,

Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник.

Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка.

Возилка — тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.

Мане П. просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему? (картинки на слайде)

Команде № 1:

− Репа, море, небо, васильки.

(По цвету все синее, кроме репы).

− Лев, зебра, гиена, пингвин.

(По месту обитания все животные Африки, кроме пингвина)

Команде № 2:

− Муравей, снегирь, бабочка, синица.

(По способу передвижения все летающие, кроме муравья).

− Лимонад, лёд, коктейль, чай.

(По температуре все холодное, а чай горячий).

Заключительное задание от Игоря Ж.:

Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок.

Толя Б. шлёт привет от всех детей группы и детские работы по ТРИЗу!

Воспитатель:

− наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера.

До свидания! До новых встреч!

Литература:

  1. Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
Основные термины (генерируются автоматически): команда, картинка, воспитатель, задание, игра, слайд.

Похожие статьи

Конспект совместной деятельности детей и педагога «Клуб знатоков города. Игра «Что? Где? Когда?» (подготовительная группа)

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей старшей группы

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик в подготовительной группе ДОО (ОО «Познавательное развитие»)

Конспект НОД «Что? Где? Когда?» (профессии)

Квест-игра для педагогов дошкольного образования «Дом, построенный из песка» (игры в песочнице)

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Тема «Правила дорожные детям знать положено!»

Комплексное занятие в младшей группе «Возвращение снежинок» (развитие речи, конструирование)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

В статье автор определяет состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых во время игр «Что? Где? Когда?» и приводит примеры заданий на формирование познавательных УУД.

Похожие статьи

Конспект совместной деятельности детей и педагога «Клуб знатоков города. Игра «Что? Где? Когда?» (подготовительная группа)

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей старшей группы

«Осень к нам пришла». ООД с включением культурных практик в подготовительной группе ДОО (ОО «Познавательное развитие»)

Конспект НОД «Что? Где? Когда?» (профессии)

Квест-игра для педагогов дошкольного образования «Дом, построенный из песка» (игры в песочнице)

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Тема «Правила дорожные детям знать положено!»

Комплексное занятие в младшей группе «Возвращение снежинок» (развитие речи, конструирование)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

В статье автор определяет состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых во время игр «Что? Где? Когда?» и приводит примеры заданий на формирование познавательных УУД.

Задать вопрос