Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)
Авторы: Моисеева Ирина Сергеевна, Анисимова Ольга Владимировна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 15.08.2017
Статья просмотрена: 2024 раза
Библиографическое описание:
Моисеева, И. С. Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») / И. С. Моисеева, О. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2681/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.
Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, таблицы, маски.
Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Ход мероприятия:
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.
Заставка «ТРИЗ».
− Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде.
Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог:
− Тук, тук, кто в теремочке живёт?
− Я, яблоко. А ты кто?
− А я вишня. Пустишь меня в теремок?
− Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие.
Воспитатель:
− Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.
Воспитатель:
− Что же такое ТРИЗ?
ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Воспитатель:
− Внастоящее время в детских садах с успехом используются приемы и методы ТРИЗ для развития у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.
Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.
Итак, игра «Что? Где? Когда?» начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами.
Воспитатель:
− Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос.
1 вопрос от Вани Т.:
Он хочет знать«Книга это хорошо или плохо?»
Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны.
Картинка КНИГА — это:
Хорошо:
Можно читать интересные сказки, стихи;
Рассматривать красочные иллюстрации;
Дарить в подарок;
Узнавать много новой информации.
Плохо:
Может порваться, так как она бумажная;
Может быстро истрепаться;
Может потеряться;
Может намокнуть.
Вопрос от Арины С.:
Её очень интересует, как путешествуют земляничка и скворец по временам года, она просит зарисовать это в таблице (раздаются таблицы, в них родители зарисовывают рисунки).
3 задание от Ярославы С.:
Она дала шуточные имена-дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку (раздаются картинки).
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки… — глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка… — лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка… — молоток.
Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… -дорожные знаки.
4 вопрос задаёт Лилия Ш.:
Она предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно (картинки на слайде).
Команде № 1: -кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…)
Команде № 2: -пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка…)
5 вопрос от Вадима А.:
Он интересуется, «Как будет наоборот?» (картинки на слайде)
Команде № 1:
горячий — холодный
большой — маленький
Северный полюс — Южный полюс
добрый — злой
Команде № 2:
радужный — (бесцветный)
колючий — (гладкий)
пустой — (полный)
старый — (молодой)
Омина Н. задала следующий вопрос:
Она хочет знать «Что умеет делать?» (картинки на слайде)
№ 1 команде: Рыба; Ветер.
№ 2 команде: Дождь; Листок.
Вопрос от Саши Г.:
Его очень интересует «Что бы это могло быть?»
(командам вручаются карточки с заданием)
№ 1 команде: мягкий + зелёный = (лист, трава, свитер, клубок …)
Колкий + холодный = (ёжик, снег, ёрш, ветер …)
№ 2 команде: пушистый + мягкий = (цыплёнок, котёнок, платок, носки…)
Ласковая + добрая= (мама, музыка, вода, солнце…)
11 слайд: задание от Тани К.:
Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы (раздаются конверты с картинками).
Команде № 1: Айболит
Команде № 2: Карлсон
Катя К. задаёт следующий вопрос:
«Знаете ли вы, что бывает?»
Команде № 1: — овальным и жёлтым? (конфеты, бусины, кубики, ягоды …)
Команде № 2: — холодным и гладким? (лёд, сосулька, снег, иголка…)
Соня С. приготовила следующее задание:
Игра «Одна загадка — сто разгадок».
Она предлагает подбирать слова к функции предмета.
Что такое?
Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон.
Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф.
Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп,
Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник.
Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка.
Возилка — тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.
Мане П. просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему? (картинки на слайде)
Команде № 1:
− Репа, море, небо, васильки.
(По цвету все синее, кроме репы).
− Лев, зебра, гиена, пингвин.
(По месту обитания все животные Африки, кроме пингвина)
Команде № 2:
− Муравей, снегирь, бабочка, синица.
(По способу передвижения все летающие, кроме муравья).
− Лимонад, лёд, коктейль, чай.
(По температуре все холодное, а чай горячий).
Заключительное задание от Игоря Ж.:
Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок.
Толя Б. шлёт привет от всех детей группы и детские работы по ТРИЗу!
Воспитатель:
− наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера.
До свидания! До новых встреч!
Литература:
- Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
Похожие статьи
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
В статье автор определяет состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых во время игр «Что? Где? Когда?» и приводит примеры заданий на формирование познавательных УУД.
Похожие статьи
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
В статье автор определяет состав универсальных учебных действий (УУД), формируемых во время игр «Что? Где? Когда?» и приводит примеры заданий на формирование познавательных УУД.