Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 08.05.2017

Статья просмотрена: 549 раз

Библиографическое описание:

Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2478/ (дата обращения: 24.10.2018).



Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе?

Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, цифр и запомнить их конфигурацию, у него нарушается графическая деятельность, он может писать некоторые буквы и цифры в зеркальном отображении. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма. Нередко у ребенка возникают трудности при овладении чтением и счетом.

Многие родители считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется», проблемы исчезнут, ребенок станет лучше учиться. Однако ученые доказали, что с возрастом эти трудности сами по себе не проходят, а только усиливаются и ведут к новым проблемам в обучении ребенка.

Поэтому важно помнить, что именно дошкольный возраст — это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

В развитии современной системы образования на всех его уровнях можно выделить определенные тенденции. Они обусловлены процессами, происходящими в обществе. При этом глобальные изменения в подходах к школьному образованию влекут за собой столь же серьезные изменения и на дошкольной образовательной ступени.

Графические навыки, по определению Т. С. Комаровой, — это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.

Н. В. Кватч выделяет следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при несформированности графических навыков:

‒ Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, цент-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.

‒ Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв.

‒ Неразвитое чувство масштабности приводит к разнице размера букв на письме.

‒ Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти рук. Слишком зажатая рука или расслабленная приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.

Кроме того, отмечают физиологи, у ребенка 6–7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому, отмечает М. М. Безруких, дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие узоры, чем пытаться писать в узкой строке.

В своей работе мы используем различные упражнения и задания. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий выбираем простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

http://www.xxlbook.ru/imgh905486.png

В своей работе мы также используем маркерные доски, на которых изображены клеточки, как в тетрадях. Где стирающимся маркером дети учатся проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях.

http://tdglobus.ru/image/cache/catalog/9.3.22-1024x1024.jpg http://mega-bitva.ru/wp-content/uploads/2016/06/ZBVASopwQPo.jpg

Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги. Например, задание «Помоги котенку размотать клубочки»

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом, и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета.

Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

  1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.
  2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.
  3. Частая штриховка одним цветом.
  4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

http://cs635100.vk.me/v635100519/10b1f/s4vHYm44iKk.jpg

Работа по формированию графо-моторных функций осуществляется на продуктивных видах деятельности, где значительно быстрее формируются восприятие и осознание различных видов речи, поскольку она приобретает практическую направленность. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие, что положительно влияет на развитие письменной речи.

Продуктивная деятельность наряду с лепкой, аппликацией, ручным трудом включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом.

Например, декоративное рисование.

Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное — мелкой моторики, ведь детям необходимо прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, завитки, волнистые и прямые линии, а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения.

http://yunail.ru/yunail/images/m3f791006.jpg

А конструирование из бумаги — оригами формирует у детей графические умения, путем складывания бумаги.

Процесс овладения графо моторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в области графо-моторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, лист бумаги, частая штриховка, кончик карандаша, движение, карандаш, линия, развитие.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Должны соблюдаться правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

‒ пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги); ‒ графические навыки (раскрашивание, штриховка, копирование по образцу, по точкам и т. д.).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой

11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Важным инструментом интеллектуального, эмоционально-волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста является

Давайте сделаем их разноцветными. Возьмите синий карандаш, найдите одну какую-нибудь клеточку и поймайте её, обведите».

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не

В лепке фигуры ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться передавать движение, возраст, характер и динамику действия героя.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется

Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по — новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом

Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Штриховки с различным направлением движения руки. Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Формирование графических умений и навыков в рисовании...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Формирование графических навыков у детей дошкольного...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

Должны соблюдаться правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

‒ пространственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги); ‒ графические навыки (раскрашивание, штриховка, копирование по образцу, по точкам и т. д.).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

«Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой

11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую...

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом...

Важным инструментом интеллектуального, эмоционально-волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста является

Давайте сделаем их разноцветными. Возьмите синий карандаш, найдите одну какую-нибудь клеточку и поймайте её, обведите».

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не

В лепке фигуры ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться передавать движение, возраст, характер и динамику действия героя.

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется

Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по — новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом

Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Штриховки с различным направлением движения руки. Штриховка — одно из важнейших упражнений.

Формирование графических умений и навыков в рисовании...

Ключевые слова: развитие, формирование, дошкольное образовательное учреждение, графический навык, ребенок дошкольного возраста.

От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос