Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Авторы: , ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Гладченко Е. И. Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 77-78. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2247/ (дата обращения: 26.05.2018).



В современной педагогике игра является неотъемлемой частью ребенка — дошкольника. Ценность игры в том, что она удовлетворяет основные детские потребности. Играя, ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Поэтому система образования России поворачивается в сторону политического детоцентризма, т. е принятия любых государственных решений с учетом позиций ребенка, для детства и ради детства. Так как детство — это важный период становления личности детей.

Занимавшиеся изучением игры педагоги и психологи, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал решающее влияние игры на формирование личности ребёнка. Так, он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

Д. Б. Эльконин говорит, что в игре происходит развитие важнейших сторон личности ребёнка-дошкольника как члена общества. В игре формируются механизмы управления своим поведением, совершенствуются овладение нормами морали взрослых людей.

К. Д. Ушинский говорит, что детская игра это способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

Общаясь игре, дети друг с другом, отрывают для себя правильные решения в различных игровых ситуациях, которые потом переносятся в реальную жизнь, формируются лидерские способности, которые в обычной жизни развивать у дошкольников сложно. Дети накапливают в игре свой жизненный опыт, который пригодится им в дальнейшем.

В развитии детей игра имеет большое значение:

− В умственном развитии служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. В играх совершенствуется важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память.

− В нравственном воспитании, игра приучает подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели, игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.

− В эстетическом воспитании: развивается любовь и склонность к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни — в природе, в искусстве, в труде и поступках людей; формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

− В трудовом воспитании формируется интерес и уважение к труду взрослых: дети показывают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

− В физическом воспитании: стимулируется двигательная активность. Так как ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности, здоровья ребенка. Игры делают жизнь ребёнка содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Таким образом, на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку через игру, где сохраняется сама природа дошкольного детства, где ведущими видами деятельности является игра. Так же необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Играя, дети не только развиваются, но и обучаются, впервые выполняют интеллектуальную систематическую работу. Поэтому, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Это основное достижение игры.

Литература:

  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детсада. / Сост. А. К. Бондаренко А. И. Матусик. — 2-е изд. — М., 2005.
  2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. // Народное образование. — 2010. — № 9. – 53–87.
  3. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. — М., 1999.
  4. Ларкин В. Р. Особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воспитывающихся в семье // Дефектология. — 2006. — № 3. С. 51–54.
  5. [Электронный ресурс] http://dodiplom.ru/ready
  6. [Электронный ресурс] http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics
Основные термины (генерируются автоматически): развитии детей, умственные способности ребенка, неотъемлемой частью ребенка, развитии детей дошкольного, учетом позиций ребенка, развитии детей игра, современной педагогике игра, формирование личности ребёнка, природа дошкольного детства, становления личности детей, изучением игры педагоги, Психолого-педагогические особенности игры, воспитание будущего деятеля, жизнь ребёнка содержательной, психического развития ребёнка, Вопросы дошкольной педагогики, решающее влияние игры, важнейших сторон личности, сознании ребенка, ребенку необходима активная.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос