Библиографическое описание:

Гербрант А. В. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 6-7. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2186/ (дата обращения: 21.02.2018).



После выпускного в детском саду первого сентября ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – в школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка, актовый зал, столовая, спортивный зал, классы. В то же время приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: и взрослых, и сверстников, и старших детей. Начало обучения в школе – критический период в жизни детей. Это приводит к возникновению стрессовой ситуации: меняется привычный образ жизни, возрастают нагрузки, связанные с перестройкой социального статуса, а, следовательно, и уклада жизни. Для того, чтобы избежать данных проблем, ребенок должен быть готов к школе и физически и психологически. Одной из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе является мотивационная готовность.

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника, потребность ребенка в знаниях и умениях, а также стремление к их совершенствованию. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. Для решения данной проблемы актуален такой метод работы как проектная деятельность.

Проектная деятельность - это всегда «общее дело» всего коллектива группы (детского сада), в процессе которого развивается способность устанавливать контакты друг с другом и общаться в ситуации совместной деятельности. Таким образом, проектная деятельность создает благоприятные условия для формирующей мотивационной готовности к школе.

Суть проекта: все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и умениями [3, с. 205].

Перед началом проекта методом анкетирования была выявлена слабая мотивационная готовность воспитанников к школе. Это побудило к созданию познавательно-исследовательского проекта под названием «Я хочу в школу». Проект был нацелен на формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению.

В начале проекта была создана предметно - развивающая среда школьной тематики. Подобрана картотека дидактических игр на школьную тематику, которая способствовала развитию познавательных и умственных способностей, развитию внимания, памяти и воображения.

В рамках проекта было проведено много бесед «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе», «Об уроках, переменах и звонках», «Профессия учитель», «Мы будущие первоклассники». Они обогащали представления детей об обучении в школе, о профессии учителя.

Формированию учебной мотивации способствовало и чтение художественной литературы на школьную тему. Особый акцент уделялся произведению «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Сказки помогают в формировании мотивации к учебной деятельности, позитивных моделей поведения, помогают избежать отрицательных эмоций. Каждый день мы читали по одному рассказу и каждый раз дети просили продолжить чтение, с удовольствием беседовали о поступках героев, отвечали на вопросы, пересказывали.

Умение сосредоточиться – очень важно для учебы в школе. И такие задания как графический диктант развивает это умение как нельзя лучше. В частности, графический диктант учит слушать и слышать, сосредоточиться на том, что говорит учитель, а это очень важное для школы умение. Поэтому для самостоятельной работы было распечатано множество вариантов графических диктантов от самого легкого уровня до сложного. Дети сами выбирали варианты и решали. Потом с гордостью показывали то, что у них получилось. В случае неудачи, пробовали еще и еще, кто просил помощи, а кто-то добивался результатов сам. Кроме графических диктантов дети решали лабиринты и простые, и буквенные, выполняли задания на логику и внимание. Этот интерес постоянно поддерживался разнообразием заданий.

Стандартным мероприятием для такого проекта была экскурсия в школу. Мы посетили библиотеку, спортивный и актовый залы. От посещения библиотеки дети получили огромные впечатления. Они, затаив дыхание, слушали рассказ педагога, рассматривали стеллажи с книгами и учебниками. В спортивном зале учитель физической культуры провел для наших воспитанников разминку и подвижную игру. После посещения спортзала нас проводили в актовый зал, где ученики показали небольшой концерт, в котором участвовали и наши бывшие воспитанники. Дети смотрели концерт, затаив дыхание.

При последующем посещении учитель начальных классов устроила для наших детей игру в форме урока, дети как настоящие ученики сели за парты и выполняли простейшие задания, услышали настоящий звонок на перемену. Дети были в полном восторге от того, что превратились в учеников, они потом еще долго вспоминали об этом эксперименте. Это вызвало и них стремление узнать больше о школьной жизни, повлияло на желание учиться в школе.

После посещения школы была устроена выставка детских рисунков на тему «Скоро в школу я пойду». И проведено совместное с родителями развлечение «Собери ребенка в школу». Целью развлечения было способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом, сблизить детей и их родителей, помочь родителям понять, что вместе можно справиться с любой проблемой. Результат развлечения был немного неожиданным, многие родители уходили притихшими, оказалось они тоже недопонимали важность мотивационной готовности будущих школьников, они по-новому взглянули на своих детей и поняли, что готовым к школе должен быть не только ребенок, но родитель.

В конце учебного году для родителей провели родительское собрание на тему «В преддверии школьной жизни». По просьбе родителей, пригласили учителя начальных классов, с которым они могли выяснить все интересующие их вопросы. На собрании освещались результаты диагностики: на начало года у 50 % детей не сформирована мотивационная готовность к школе. На конец года эффективность работы составила 100 %. Результаты всех порадовали, ведь это обозначало, что детям будет легче адаптироваться при поступлении в школу.

Все оказались вовлечены в проект и дети, и родители, и педагоги детского сада и школы. Участие в проектной деятельности дало возможность развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделить проблему, ставить цели, приходить к результату. В результате реализации проекта у детей появилась не только мотивационная потребность в обучении, но и появилась динамика развития в познавательной сфере. А также повысилась педагогическая компетентность воспитателей и родителей по вопросам учебной мотивации и эмоционального настроя дошкольников.

Литература:

  1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб: Питер, 2004.
  2. Панфилова М. А. «Лесная школа»: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Серебрякова Л. Т., Покушалова Л. В. Метод проектирования – путеводная нить для организации приобретения знаний по иностранному языку // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 205-207.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивационная готовность, мотивационной готовности, детского сада, мотивационная готовность воспитанников, проектная деятельность, актовый зал, учебной мотивации, Развитие мотивационной готовности, «Лесная школа», графических диктантов, графический диктант, начальных классов, психологической готовности ребенка, важность мотивационной готовности, графических диктантов дети, положительного отношения детей, проекта методом анкетирования, школе должен, посещения библиотеки дети, предстоящему школьному обучению.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос