Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 489 раз

Библиографическое описание:

Краснобаева, П. А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П. А. Краснобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38277/ (дата обращения: 26.04.2024).



Проблема готовности ребенка к школе является актуальной в современной психологии и дошкольном образовании. Огромное количество образовательных программ, появление частных детских садов, ставят перед родителями непростой выбор, куда отправить ребенка. Одним из главных показателей эффективности работы детского сада является поступление ребёнка в школу. Главной задачей дошкольного учреждения становится подготовка ребенка к будущему школьному обучению и то, насколько ответственно эта работа будет проведена, настолько успешен будет будущий школьник. Особое место отводится формированию психологической подготовке к школьному обучению. В нее входят три аспекта: личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Личностная готовность заключается в стремлении ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция находит свое отражение в отношении ребенка к учителю, к сверстникам, к самому себе и к учебной деятельности. Ребенок учится соблюдать школьный режим, не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задания и выполнять задания в школе. Ребёнок овладевает умением объективно оценивать себя и свое поведение. Учебная мотивация, которая входит в личностную готовность, формируется у будущего первоклассника в том случае, если имеет место быть познавательная потребность, умение трудиться, узнавать.

Интеллектуальная готовность заключается в развитии зрительно-моторных функций, умении работать по образцу. Ребенок начинает анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, особое место занимает экспериментирование, для выявления не видимых признаков и свойств предметов. Развиваются познавательные процессы. Восприятие становится дифференцированным, появляются суждения и проявление симпатии и антипатии. Внимание становится более устойчивым, увеличивается объем памяти, появляется наглядно-образное и логическое мышление. Л. С. Выготский утверждал «готовность к школьному обучению означает: умение ребенка выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [1, с. 211.]

Эмоционально-волевая готовность проявляется в произвольности поведения. Она отражается в требовании конкретных правил, заданных учителем при работе, например, по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. В результате ребенок начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.

Все 3 компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В своей работе мы провели исследование и сравнили уровень готовности к школе в муниципальном детском саду и частном детском центре.

Объект исследования: дети–дошкольники 5,5–6,5 лет.

Предметом исследования явились познавательные процессы: память, внимание мышление, а так же уровень развития зрительно-моторной функции, пространственного восприятия и умения работать по образцу

Методики используемые висследовании:

  1. Тест «Корректурная проба»
  2. Методика «Домик» Н. И. Гуткиной
  3. Методика «Исследование вербального мышления» И. Шванцара
  4. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.

Характеристика выборки исследования.

Исследование проводилось на базе муниципального детского сада № 7 и частного Монтессори-сада. В исследовании приняли участие 47 испытуемых из них 25 воспитанники детского сада № 7 и 22 ребенка Монтессори-сада.

Результаты исследования.

Проведенный сравнительный анализ между группами по Т-критерию Стьюдента выявил, что выше показатели по шкале «долговременная память» у детей Монтессори сада, а по уровню концентрации впереди дети из муниципального детского сада. Кратковременная память лучше развита у девочек обеих групп. По выявленным средним показателям можно отметить, что в муниципальном детском саду и Монтессори-саду девочки имеют высокий показатель уровня вербального мышления, чем мальчики. Самый низкий показатель у мальчиков Монтессори-сада, они испытывали наибольшее затруднение при ответе на вопросы, девочки же отличались категоричностью и уверенностью в своих знаниях. Произвольность внимания лучше у девочек в обеих группах. Умение ориентироваться в пространстве и работать по образцу лучше у мальчиков Монтессори-сада. Надо отметить, что в ходе обработки полученных данным мы заметили, что существует значительная разница между показателями девочек и мальчиков в обеих группах. Мальчики лучше справляются с пространственными задания, девочки успешны в словесных упражнениях. Девочки заинтересованы в результате и стремятся его улучшить в процессе работы с методикой. Мальчики бывают, не внимательны и по этой причине не справляются с методиками или переспрашивают несколько раз инструкцию. В целом уровень развития познавательных процессов у детей в обоих дошкольных учреждениях протекает на одном уровне, явных различий в формировании памяти, внимания, мышления между группам муниципального детского сада и частного центра не обнаружено.

Литература:

  1. . Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович — М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
  2. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина // М.: Просвещение, 1985.—272 с., ил.
  3. Мухина В. С. «Возрастная психология» / В. С. Мухина. — М., Просвещение, 1985 г.
  4. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. — М.: Кнорус, 2013. — 280 с.
  5. Мухина В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина. — М: Просвещение. 1975 г. – 239 с.
  6. Урунтаева Р. А., Ю. А. Афонькина Практикум по дошкольной психологии. / А. Р. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М. 1998 г.
  7. Урунтаева Р. А. Дошкольная психология. / Р. А. Урунтаева — М: 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный детский сад, ребенок, вербальное мышление, детский сад, дошкольный возраст, личностная готовность, мальчик Монтессори-сада, особое место, школьное обучение, эмоционально-волевая готовность.


Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5; с. 211].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать...

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад, школьное обучение, всестороннее развитие.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра.

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Проблемы психологической готовности дошкольников...

Эмоциональная готовность.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, рисование, ребенок, окружающий мир, мама, личностная готовность, дом, занятие, школьное обучение.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению»...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

эмоционально-волевая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Формирование психологической готовности к школьному...

Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую её формы.

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5; с. 211].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать...

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад, школьное обучение, всестороннее развитие.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра.

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Проблемы психологической готовности дошкольников...

Эмоциональная готовность.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, рисование, ребенок, окружающий мир, мама, личностная готовность, дом, занятие, школьное обучение.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению»...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

эмоционально-волевая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Формирование психологической готовности к школьному...

Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую её формы.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5; с. 211].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать...

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад, школьное обучение, всестороннее развитие.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра.

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Проблемы психологической готовности дошкольников...

Эмоциональная готовность.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, рисование, ребенок, окружающий мир, мама, личностная готовность, дом, занятие, школьное обучение.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению»...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

эмоционально-волевая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Формирование психологической готовности к школьному...

Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую её формы.

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5; с. 211].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать...

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности.

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению...

ребенок, школа, семья, обучение, положительное отношение, родитель, будущий школьник, детский сад, школьное обучение, всестороннее развитие.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра.

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

детский сад, ребенок, школа, учитель, школьное обучение, воспитатель, знание, взаимный обмен, дошкольное воспитание, дошкольное учреждение.

Проблемы психологической готовности дошкольников...

Эмоциональная готовность.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, детский сад, рисование, ребенок, окружающий мир, мама, личностная готовность, дом, занятие, школьное обучение.

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению»...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

эмоционально-волевая готовность. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Формирование психологической готовности к школьному...

Необходимым условием организованной в детском саду системы формирования умений

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоциональноволевую её формы.

Задать вопрос