Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Авторы: Огородник Светлана Ивановна, Асянова Мария Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 21.03.2017
Статья просмотрена: 3975 раз
Библиографическое описание:
Огородник, С. И. Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте / С. И. Огородник, М. Н. Асянова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2105/ (дата обращения: 30.10.2024).
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье приводятся примеры из организации патриотического воспитания в г. Арзамасе Нижегородской области.
Ключевые слова: дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, воспитатель, трудности, воспитание
Детство является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка.
В настоящее время большое значение уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста восприимчивые, любознательные, отзывчивые их легко можно чем-то заинтересовать. Поэтому у детей данного возраста есть хорошие предпосылки для планомерного и последовательного нравственного воспитания.
Так же, в этом возрасте идет интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы. А для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка.
За последние 20 лет, вследствие продолжающихся кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу, многих воспитателей дошкольных учреждений, вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим на сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые аспекты и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса становления личности.
В дошкольном возрасте прививается детям любовь к родителям, близким, друзьям, детскому саду, родному городу. Все это составляет понятие «патриотизм». В общем контексте патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [6, с.1].
Хромова М. Н. под патриотическим воспитанием понимает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4, с.706].
Согласно Концепции патриотического воспитания граждан РФ к основным задачам патриотического воспитания дошкольников относятся:
‒ формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
‒ формирование духовно-нравственных отношений;
‒ формирование любви к культурному наследию своего народа;
‒ воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
‒ чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
‒ толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям [5, с.2].
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) привело к изменению содержания и методологического основания образования.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию стало создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Лыкова Т. Р. считает, что задачами педагогического сопровождения развития чувства патриотизма у дошкольников являются:
‒ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
‒ сохранения и поддержка индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
‒ формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
‒ обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
‒ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
‒ обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
‒ обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
‒ определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого) [3, с.1].
Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования тех или иных предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными. Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых. Значимым является вывод исследователей о том, что вся система воспитания должна быть направлена на использование этих знаний для формирования положительных оценок чувств и отношений.
Зеленова Н. Г. подчеркивала, что воспитание у дошкольников чувств является педагогической задачей не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной действительности. Поэтому воспитательное воздействие на ребенка оказывают не всякие знания, а лишь те, которые им пережиты, прочувствованы, к которым сформировано определенное отношение [1, с.11].
В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, выставки, беседы… Но, к данному виду воспитания необходимо привлекать и родителей, так как они являются главными субъектами воспитания и образования детей. Дети совместно с родителями могут подготавливать исследовательские работы про свою фамилию, родословную, профессии своих родителей, название улицы, на которой живет ребенок, достопримечательности города и т. д.
Так же уже во многих детских садах ко Дню Победы проводится акция «Бессмертный полк», где дети рассказывают о своих родственниках, которые воевали в Великой отечественной войне или трудились в тылу.
Многие детские сады г. Арзамаса Нижегородской области в вариативную часть общеобразовательной программы детского сада выбрали парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы. О. Л. Князева, М. Д. Маханева).
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно — патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно — эстетическому, физическому, социально — коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно — патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития [2, с.8].
В детских садах есть мини-музеи «Русского народного быта», «Русской народной игрушки», «Русской народной одежды» и т. д. Воспитатели стараются дать знания детям не только в сфере своей народности, но и познакомить с особенностями других соседних народностей: мордвы, чувашей, калмыков, татар, марийцев. Что позволяет воспитать в детях чувства толерантности и эмпатии. Многие детские сады проводят русские праздники: Масленицу, Пасху, Рождество… Что позволяет лучше узнать историю России.
Таким образом, в условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию.
Конечно, в патриотическом воспитании большое значение имеет воспитательный потенциал детского сада и личностный потенциал воспитателя. Только заинтересованный в этом воспитатель сможет доходчиво все объяснить, донести основную мысль до детей, своим примером показать значимость той или иной деятельности.
Литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). — М.: Просвещение, 2010. — 93с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. — М.: Детство-Пресс, 2016 г. — 304 с.
3. Савуляк А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. / http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/7951-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie.html
4. Чиркунова А. Е., Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 706.
5. Шадрина И. Ю. Патриотическое воспитание. / http://ext.spb.ru/2011–03–29–09–03–14/48–2011–03–29–09–06–29/10882-Patrioticheskoe_vospitanie.html.
6. Шевцова О. С. Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание. / http://www.informio.ru/publications/id1117/Duhovno-nravstvennoe-razvitie-i-patrioticheskoe-vospitanie.
Ключевые слова
патриотизм, воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, трудности, воспитательПохожие статьи
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников
В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников
В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.