Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Медвежьи игрища — Талл Сир». Сценарий спортивного развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Препринт статьи
21.12.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Сергина, Е. Н. «Медвежьи игрища — Талл Сир». Сценарий спортивного развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Сергина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2026. — № 1 (93). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/311/10668.


Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям саамов — коренных жителей Кольского полуострова.

Задачи:

  1. Познакомить дошкольников с национальным саамским праздником «Медвежьи игрища — «Талл Сир»», с историей его возникновения и традицией его празднования.
  2. Развивать интерес к познанию традиций народа своего края.
  3. Воспитывать патриотизм, чувство любви и уважения к Родине, сопричастности к своему народу, его традициям и культуре; бережное отношение к своей природе.
  4. Совершенствовать физические качества детей в подвижных играх.
  5. Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.

Планируемые результаты: дошкольникпроявляет интерес к истории родного поселка, эмоционально реагирует на эстетические впечатления; проявляет интерес и уважение к национальным культурам других народностей; положительно относится к народной культуре, обладает элементарными представлениями об обычаях и традициях саамского народа.

Действующие лица:

— Талл — медведь (взрослый)

— Ведущий

— Дети, родители

Предварительная работа: чтение саамской сказки «Медведь и ребята», знакомство с саамскими подвижными играми. Знакомство с природными условиями нашего края, особенностями животного и растительного мира, бытом и традициями саамов.

Материалы и оборудование: пояса и перевязки для детей, украшение для участка, аудиозаписи саамских песен. Костюм медведя, картонная рыба — приглашение ( с аппликацией: медведь, чум, флажки) . Для игр: 2 ремня, веревки — арканы, оленьи рога, 2–3 оленьи упряжки и маски, стилизованный саамский бубен, палка, шишки, призы участникам.

Методы и приемы: организационный момент, беседа, подвижная игра, игры — соревнования, рефлексия.

Ход развлечения

Площадка ДОУ празднично украшена, звучит саамская музыка, дети наряжены (пояса, перевязки). Дети с ведущим стоят у крыльца.

Ведущая: Тиррв, ребята! По-саамски это здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, кто такие саамы? (ответы детей) В старину саамы часто свои послания писали друг другу на сушёной рыбе. И сегодня я тоже получила такое послание… Эта необычная рыба (показывает детям) — приглашение на праздник! Саамский медведь Талл приглашает нас на праздник «Медвежьи игрища» — «Талл Сир» — по-саамски.

В древние времена у саамов одним из самых почитаемых зверей был медведь. Его уважали, но и одновременно боялись. Сегодня главный помощник и друг этого народа — олень, но так было не всегда. Ещё до того, как приручили оленей, всё, что нужно для жизни — шкуру, мясо, лекарства — давал медведь. С незапамятных времён в конце осени-начале зимы собирались саамы на праздник в честь медведя, ему поклоняются до сих пор. Считают своим покровителем. Чтобы задобрить дух косолапых, саамы проводят особый праздник «Медвежьи игрища — «Талл Сир» по-саамски.

Ведущая: Ребята, принимаем приглашение на праздник «Медвежьи игрища»? Хотите посоревноваться с медведем в силе, меткости и ловкости? (ответы детей) Тогда в путь!

Олени — верные друзья и помощники саамов! Они всегда рядом — и в работе, и на отдыхе!

Помчат нас с тобой в Заполярье олени,

Мелькают копыта, мелькают копыта,

Закинуты за спину чудо — рога,

Привычны оленям мороз и пурга! (В. Лифшиц)

Предлагаю вам всем стать оленями и отправиться на спортивную площадку нашего детского сада! Дети бегут на площадку детского сада, высоко поднимая колени — имитируя бег оленей. Затем выстраиваются на площадке, Талл встречает гостей.

Талл: Тиррв! Здравствуйте, гости дорогие! А я тут вас на праздник дожидаюсь, силы набираюсь! (делает различные прыжки, показывает силу) Никто меня не победит!

Ведущая: Это мы еще посмотрим, правда, ребята? Не хвались, Талл, раньше времени, наши ребята знаешь какие быстрые и ловкие!

Талл: А вот это мы сейчас и проверим, только сначала хочу с вами в игру поиграть!

Подвижная игра «Талл и дети»

Талл садится на краю площадки, притворившись спящим. Дети берутся за руки, подходят к медведю со словами «Талл, Талл гу палл!» (медведь, медведь, круглый как мяч!) Медведь «просыпается и рычит: «У –у — у — полную кису (сумку) детей соберу!» — догоняет детей. Пойманные дети выходят из игры.

Ведущая: Спасибо, Талл! Пасьп! Нам очень понравилось с тобой играть! А теперь испытаем нашу силу в борьбе на поясах — народном саамском состязании!

«Борьба на поясах»

Играющие встают в круг, выложенный канатом или нарисованный на земле (снегу), крепко берутся за пояса и стараются вытолкнуть соперника за линию круга. У кого это получится, тот и победитель.

Талл: Ребята, а вы знаете, для чего саамам нужен аркан? Правильно, ловить оленей! Хочу посмотреть, умеете ли вы арканить оленей?

«Ловля оленей»

На подставке устанавливаются рога оленя (имитация). Дети с расстояния 2–3 метра бросают на рога аркан («арканят» оленя). Дети бросают аркан по очереди. Кто поймает — тот победитель!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что самое любимое занятие у оленеводов — это гонки на оленьих упряжках. А, ну, команды, становитесь в упряжки! Чья упряжка быстрее добежит до финиша, не сбив ни одного препятствия, та и победила!

«Гонки на упряжках»

Для игры нужны 2 пары участников. Один ребенок в каждой паре изображает запряженного оленя (на нем упряжка и оленьи рожки), другой пастуха — оленевода. По сигналу упряжки бегут, объезжая препятствия. Победителем считается та команда, которая раньше закончит гонки.

«Попади в бубен»

Играющие стоят шеренгой на расстоянии 2–3 метра перед перед человеком с бубном. Игрока раскручивают несколько раз вокруг палки, за которую он держится. Одним концом палка воткнута в снег. После остановки игрок пытается попасть мячом (шишкой) в бубен. Кто попал, тот победил!

Талл: Молодцы, ребята! Вы действительно, самые ловкие, самые быстрые! Пасьп! Спасибо, что приняли мое приглашение и отпраздновали со мной праздник — «Медвежьи игрища»! (жмет руки детям)

А теперь самый торжественный момент — награждение участников!

Девочки — внимание!

Мальчики — внимание!

А теперь все по местам,

Всем подарки я раздам! (Медведь награждает детей)

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник «Талл Сир»! Спасибо, Талл, за интересные состязания! До встречи в следующем году! ( медведь уходит) Ребята, вам понравился праздник «Медвежьи игрища»? Чем? ( ответы детей)

Литература:

  1. Двинин Е. Край, в котором мы живем/Е. Двинин. — Мурманск, 1996.
  2. Медведева М. Г. Саамские игры=Самь сир. Мурманск: Ракета, 2013.
  3. Праздники Ловозерья. http://lovozerye.ukit.me/uploads/s/j/e/7/je7ctdngursn/file/Hs1kZOgf.pdf?preview=1
  4. Саамская деревня "САМЬ-СЫЙТ" ИВЕЛВИГА. https://vk.com/wall-159828438_823
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Вопросы дошкольной педагогики №1 (93) январь 2026 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный