Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Чир спорт как средство приобщения дошкольников к физической культуре и спорту

Спецвыпуск
Поделиться
Аннотация
В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Спортивная хореография» в детском саду.
Библиографическое описание
Ерохина, Е. В. Чир спорт как средство приобщения дошкольников к физической культуре и спорту / Е. В. Ерохина, О. О. Сафронова, Е. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10611.


Спорт — возможный источник самосовершенствования для каждого человека.

Пьер де Кубертен

В настоящее время государство активно внедряет программы по всестороннему развитию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений общей концепции является охрана и укрепление здоровья детей, которое выступает основой жизнедеятельности человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные психофизические и нравственные качества, что становится фундаментом успешного становления ребенка в социуме: он учится понимать и принимать мир таким какой он есть, определяет собственное место в жизни и в обществе, раскрывает возможности своих способностей. При работе с дошкольниками особую роль играет физическая активность, которая способствует правильному развитию нервной системы, нормализации эмоционального фона, улучшению внешних данных (осанки, походки и т. п.). Детский сад служит стартовой площадкой для знакомства с физкультурой и спортом, где ребенок получает первые впечатления и навыки, которые могут определить его спортивные предпочтения в будущем. Регулярные занятия в дошкольном учреждении создают у ребенка распорядок, включающий движение, что способствует формированию здорового образа жизни.

Анализируя данные Волгоградстата, мы видим, что охват детей дошкольного возраста дополнительными программами физкультурно-оздоровительной направленности в области физической культуры и спорта намного ниже, чем школьников. Понимая важность и значимость формирования физических и интеллектуальных качеств у детей именно в младшем возрасте, в нашем детском саду реализуются несколько дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-оздоровительной направленности. Особый интерес представляет программа «Спортивная хореография», где воспитанники занимаются чир спортом, который предлагает уникальный подход к развитию дошкольников, позволяет детям открыть для себя интересные виды упражнений, получить положительные эмоции, бодрость и научиться работать в команде.

Целью работы является развитие творческих и личностных способностей детей, развитие их физических данных при помощи средств чир спорта.

Задачи:

— познакомить с историей и особенностями чир спорта; терминологией основных элементов;

— формировать позитивное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни;

— развивать физические способности: гибкость, выносливость, двигательный аппарат;

— формировать культуру движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно;

— учить выполнять базовые движения чирлидинга.

Методические особенности проведения занятий.

Процесс обучения строится на дидактических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности и систематичности.

Занятия обычно включают:

— Разминку и растяжку — подготовка тела к нагрузке.

— Отработку базовых элементов — прыжки, вращения, акробатика, танцевальные движения.

— Работу над синхронностью — согласование движений с музыкой и партнёрами.

— Построение стантов и пирамид.

— Речевки и сценическое взаимодействие — развитие харизмы и артистизма.

Нагрузки адаптируются под возраст и уровень подготовки, чтобы избежать переутомления.

Оценивая данную работу и физическую подготовленность воспитанников, занимающихся чир спортом, можно сказать следующее: у детей расширился двигательный опыт, развились такие физические качества, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, выносливость, чувство ритма, сформировалась красивая осанка, а также самостоятельность, активность и умение работать в команде.

Наши воспитанники принимают активное участие в соревнованиях и фестивалях, организуемых СЧСЧР, являются победителями и призерами областных, всероссийских и международных соревнований, принимают участие в акциях, фестивалях, праздниках, организуемых в городе. Некоторые выпускники продолжили спортивную карьеру, профессионально занимаются чир спортом на базе МОУ «Гимназии г. Волжского», получают спортивные разряды.

Рис. 1. Городской спортивный фестиваль по чир спорту «Кубок Изумруда»

Рис. 2. Выпускники МДОУ д/с № 54 «Березка» г. Волжского на турнире по чир спорту «Чир сказка»

В 2024/2025 учебном году совместно с ВРОО «ФОК «ТВИСТ» мы реализовали проект «Волжские звездочки», выигравший в июне 2024 года во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2024 году. Этот проект позволил создать пространство для развития и общения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня во многих садах и школах есть классы для «особенных» детей, которые существуют как бы в общем пространстве, но находятся дети исключительно в пределах класса или группы. Социальная адаптация между разными детьми не происходит, они существуют параллельно, что впоследствии формирует трудности восприятия у одних детей другими. Посредством чир спорта дети смогли заниматься яркой танцевально-спортивной культурой, учились общаться, дружить и радоваться общими успехами на выступлениях. Немаловажным является тот факт, что занятия проходили на базе детского сада, что привычно для детей и смена места не вызывала стресса, а также занятия являлись хорошим подспорьем для родителей, которые не имели возможности водить ребенка на дополнительные кружки и секции после работы.

Проект «Волжские звездочки» был подготовлен с целью социализации, укрепления здоровья детей дошкольного возраста совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приобщению к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством чир спорта, пропаганды здорового образа жизни, а также выявления талантливых детей. Особое внимание при реализации проекта уделялось детям с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, дети со слабым зрением, которые занимались совместно со здоровыми детьми, учитывались при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Это помогло снять барьеры между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, поверить в себя и в собственные силы, так как идеология чир спорта схожа с идеологией инклюзии — это поддержка, помощь, доверие. Чир спорт — новое интересное направление спорта, которое дает возможность для реализации детям с разным уровнем физической подготовки. Сочетание спортивных элементов и танцевальных движений, ритмичной музыки благотворно влияет на организм занимающихся, как в эмоциональном так и в физическом плане. Досуговые мероприятия с активной коммуникацией, которые проходили в рамках проекта, помогли реализовать потребность в общении, позволили лучше управлять своими эмоциями. Ребята стали более успешными в коммуникативной деятельности.

Проект включал в себя три направления: тренировочный, досуговый и соревновательный. В течение 4 месяцев проходили тренировочные процессы с детьми данных целевых категорий, было охвачено 75 детей дошкольного возраста, из них 14 детей дошкольного возраста с ОВЗ. Тренировки проходили два раза в неделю. Было проведено несколько массовых культурно-досуговых мероприятия разной направленности. Это игровые программы, танцевальный квест, развлекательная программа, дискотека с героями сказок, с целью социализации и развитию общения дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ. В рамках проекта прошли два массовых мероприятия по чир спорту: фестиваль среди дошкольников г. Волжского «Со спортом в будущее» и итоговый фестиваль «Весенний твист». Участники проекта, прошедшие подготовку, продемонстрировали полученные навыки, выступили на турнире со своими программами. Всем участникам проекта были вручены памятные призы и подарки. Благодаря данному проекту больше дошкольников, в том числе детей с ОВЗ смогли заниматься чир спортом, который помог раскрыть потенциал и придал уверенность в своих силах и возможностях.

C:\Users\User\Desktop\Статья Молодой ученый 11.2025\5.jpg

Рис. 3. Спортивное развлечение в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки»

Рис. 4. Театрализованная программа в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки»

Рис. 5. Городской конкурс-фестиваль «Со спортом в будущее» в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки».

Рис. 6. Итоговое мероприятие «Весенний твист» в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки».

Внедрение программ спортивного направления с дошкольного возраста позволяет:

— повысить уровень физической подготовленности воспитанников через формирование спортивных навыков;

— овладеть старшим дошкольникам базовыми навыками и элементами спортивных игр, что в условиях дальнейшего школьного обучения приведет к более успешной адаптации в школьной среде;

— сформировать у дошкольников основы личной спортивной культуры, мотивацию к занятиям спортом, волевые качества, внимание. Соблюдение норм и правил;

— развить у детей двигательное мышление, творческое использование проблемно-игровых двигательных заданий;

— повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и образования дошкольников, а также возможности приобретения полезного спортивного опыта.

Литература:

  1. Сингина Н. Ф., Кокоулин А. Н. Чир спорт. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007.
  2. Янович, Ю. А., Корнелюк, Т. В., Дюмин, И. М. Организация учебно-тренировочного процесса по Чир спорту. Особенности техники выполнения основных акробатических упражнений ЧЕР-программы команд поддержки и методики их обучения/Ю. А. Янович, Т. В. Корнелюк, И. М. Дюмин — Мн.:ГУ «РУМЦ ФВН»,2008. — С. 60
  3. Анцупов Е. А., Филимонова Г. С. Типовая программа по спортивной акробатике — М.: Советский спорт, 1991
  4. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 2002.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный