Спорт — возможный источник самосовершенствования для каждого человека.
Пьер де Кубертен
В настоящее время государство активно внедряет программы по всестороннему развитию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений общей концепции является охрана и укрепление здоровья детей, которое выступает основой жизнедеятельности человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные психофизические и нравственные качества, что становится фундаментом успешного становления ребенка в социуме: он учится понимать и принимать мир таким какой он есть, определяет собственное место в жизни и в обществе, раскрывает возможности своих способностей. При работе с дошкольниками особую роль играет физическая активность, которая способствует правильному развитию нервной системы, нормализации эмоционального фона, улучшению внешних данных (осанки, походки и т. п.). Детский сад служит стартовой площадкой для знакомства с физкультурой и спортом, где ребенок получает первые впечатления и навыки, которые могут определить его спортивные предпочтения в будущем. Регулярные занятия в дошкольном учреждении создают у ребенка распорядок, включающий движение, что способствует формированию здорового образа жизни.
Анализируя данные Волгоградстата, мы видим, что охват детей дошкольного возраста дополнительными программами физкультурно-оздоровительной направленности в области физической культуры и спорта намного ниже, чем школьников. Понимая важность и значимость формирования физических и интеллектуальных качеств у детей именно в младшем возрасте, в нашем детском саду реализуются несколько дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-оздоровительной направленности. Особый интерес представляет программа «Спортивная хореография», где воспитанники занимаются чир спортом, который предлагает уникальный подход к развитию дошкольников, позволяет детям открыть для себя интересные виды упражнений, получить положительные эмоции, бодрость и научиться работать в команде.
Целью работы является развитие творческих и личностных способностей детей, развитие их физических данных при помощи средств чир спорта.
Задачи:
— познакомить с историей и особенностями чир спорта; терминологией основных элементов;
— формировать позитивное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни;
— развивать физические способности: гибкость, выносливость, двигательный аппарат;
— формировать культуру движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно;
— учить выполнять базовые движения чирлидинга.
Методические особенности проведения занятий.
Процесс обучения строится на дидактических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности и систематичности.
Занятия обычно включают:
— Разминку и растяжку — подготовка тела к нагрузке.
— Отработку базовых элементов — прыжки, вращения, акробатика, танцевальные движения.
— Работу над синхронностью — согласование движений с музыкой и партнёрами.
— Построение стантов и пирамид.
— Речевки и сценическое взаимодействие — развитие харизмы и артистизма.
Нагрузки адаптируются под возраст и уровень подготовки, чтобы избежать переутомления.
Оценивая данную работу и физическую подготовленность воспитанников, занимающихся чир спортом, можно сказать следующее: у детей расширился двигательный опыт, развились такие физические качества, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, выносливость, чувство ритма, сформировалась красивая осанка, а также самостоятельность, активность и умение работать в команде.
Наши воспитанники принимают активное участие в соревнованиях и фестивалях, организуемых СЧСЧР, являются победителями и призерами областных, всероссийских и международных соревнований, принимают участие в акциях, фестивалях, праздниках, организуемых в городе. Некоторые выпускники продолжили спортивную карьеру, профессионально занимаются чир спортом на базе МОУ «Гимназии г. Волжского», получают спортивные разряды.
|
|
|
|
Рис. 1. Городской спортивный фестиваль по чир спорту «Кубок Изумруда» |
Рис. 2. Выпускники МДОУ д/с № 54 «Березка» г. Волжского на турнире по чир спорту «Чир сказка» |
В 2024/2025 учебном году совместно с ВРОО «ФОК «ТВИСТ» мы реализовали проект «Волжские звездочки», выигравший в июне 2024 года во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2024 году. Этот проект позволил создать пространство для развития и общения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня во многих садах и школах есть классы для «особенных» детей, которые существуют как бы в общем пространстве, но находятся дети исключительно в пределах класса или группы. Социальная адаптация между разными детьми не происходит, они существуют параллельно, что впоследствии формирует трудности восприятия у одних детей другими. Посредством чир спорта дети смогли заниматься яркой танцевально-спортивной культурой, учились общаться, дружить и радоваться общими успехами на выступлениях. Немаловажным является тот факт, что занятия проходили на базе детского сада, что привычно для детей и смена места не вызывала стресса, а также занятия являлись хорошим подспорьем для родителей, которые не имели возможности водить ребенка на дополнительные кружки и секции после работы.
Проект «Волжские звездочки» был подготовлен с целью социализации, укрепления здоровья детей дошкольного возраста совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приобщению к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством чир спорта, пропаганды здорового образа жизни, а также выявления талантливых детей. Особое внимание при реализации проекта уделялось детям с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, дети со слабым зрением, которые занимались совместно со здоровыми детьми, учитывались при этом индивидуальные особенности каждого ребенка. Это помогло снять барьеры между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, поверить в себя и в собственные силы, так как идеология чир спорта схожа с идеологией инклюзии — это поддержка, помощь, доверие. Чир спорт — новое интересное направление спорта, которое дает возможность для реализации детям с разным уровнем физической подготовки. Сочетание спортивных элементов и танцевальных движений, ритмичной музыки благотворно влияет на организм занимающихся, как в эмоциональном так и в физическом плане. Досуговые мероприятия с активной коммуникацией, которые проходили в рамках проекта, помогли реализовать потребность в общении, позволили лучше управлять своими эмоциями. Ребята стали более успешными в коммуникативной деятельности.
Проект включал в себя три направления: тренировочный, досуговый и соревновательный. В течение 4 месяцев проходили тренировочные процессы с детьми данных целевых категорий, было охвачено 75 детей дошкольного возраста, из них 14 детей дошкольного возраста с ОВЗ. Тренировки проходили два раза в неделю. Было проведено несколько массовых культурно-досуговых мероприятия разной направленности. Это игровые программы, танцевальный квест, развлекательная программа, дискотека с героями сказок, с целью социализации и развитию общения дошкольников, в том числе дошкольников с ОВЗ. В рамках проекта прошли два массовых мероприятия по чир спорту: фестиваль среди дошкольников г. Волжского «Со спортом в будущее» и итоговый фестиваль «Весенний твист». Участники проекта, прошедшие подготовку, продемонстрировали полученные навыки, выступили на турнире со своими программами. Всем участникам проекта были вручены памятные призы и подарки. Благодаря данному проекту больше дошкольников, в том числе детей с ОВЗ смогли заниматься чир спортом, который помог раскрыть потенциал и придал уверенность в своих силах и возможностях.
|
|
|
|
Рис. 3. Спортивное развлечение в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки» |
Рис. 4. Театрализованная программа в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки» |
|
|
|
|
Рис. 5. Городской конкурс-фестиваль «Со спортом в будущее» в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки». |
Рис. 6. Итоговое мероприятие «Весенний твист» в рамках реализации грантового проекта «Волжские звездочки». |
Внедрение программ спортивного направления с дошкольного возраста позволяет:
— повысить уровень физической подготовленности воспитанников через формирование спортивных навыков;
— овладеть старшим дошкольникам базовыми навыками и элементами спортивных игр, что в условиях дальнейшего школьного обучения приведет к более успешной адаптации в школьной среде;
— сформировать у дошкольников основы личной спортивной культуры, мотивацию к занятиям спортом, волевые качества, внимание. Соблюдение норм и правил;
— развить у детей двигательное мышление, творческое использование проблемно-игровых двигательных заданий;
— повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и образования дошкольников, а также возможности приобретения полезного спортивного опыта.
Литература:
- Сингина Н. Ф., Кокоулин А. Н. Чир спорт. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007.
- Янович, Ю. А., Корнелюк, Т. В., Дюмин, И. М. Организация учебно-тренировочного процесса по Чир спорту. Особенности техники выполнения основных акробатических упражнений ЧЕР-программы команд поддержки и методики их обучения/Ю. А. Янович, Т. В. Корнелюк, И. М. Дюмин — Мн.:ГУ «РУМЦ ФВН»,2008. — С. 60
- Анцупов Е. А., Филимонова Г. С. Типовая программа по спортивной акробатике — М.: Советский спорт, 1991
- Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 2002.

