Изменения, происходящие в современном российском обществе, обусловили определенные требования к воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи, актуализировав необходимость поиска новых способов коррекционно-воспитательной деятельности.
Патриотизм является нравственным принципом и человеческим качеством, предполагающим любовь к Родине, неравнодушие к судьбе ее народа и готовность жертвовать своими интересами ради нее. Это актуализирует необходимость формирования патриотического сознания у детей дошкольного возраста, когда закладываются основы ценностного отношения к своим родителям, близким, друзьям, родной природе, Родине [2, с.71].
Актуальность патриотического воспитания детей, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи в современной российской действительности позволило обозначить его одновременно как эффективное средство воспитания личности ребенка и как средство коррекции речевых нарушений. Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольников [1, с.54]. Необходимо найти новые подходы и формы формирования патриотического сознания детей с тяжелыми нарушениями речи, в частности, акцентировать внимание на когнитивно-эмоциональном компоненте, предполагающим знакомство с культурой, литературой, историей, духовной жизнью Белгородчины, способствующим развитию эмоциональной сферы в контексте патриотического воспитания. С целью формирования патриотического воспитания старших дошкольников с тяжелым нарушением речи посредством расширения представлений о родном крае, области, были проведены следующие мероприятия: Диагностика знаний детей. Создание в группе соответствующей развивающей среды. Разработка системы занятий, пособий, дидактических игр, в частности «Белгород», «Города России», «Я — архитектор!» Подготовка авторской книжки-раскраски «Белый город». Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы). Проведение театрализованных постановок по духовно-патриотической теме. Чтение художественной литературы нравственно-патриотического содержания; проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов.
Патриотическое воспитание дошкольников с заиканием необходимо осуществлять дифференцировано, учитывая возрастные и индивидуальные особенности таких детей, причем эта работа должна проходить комплексно с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов.
В группе была создана соответствующая развивающая среда: в 2010 году в МБДОУ д/с № 12 был открыт мини-музей Боевой и Трудовой Славы «Я помню. Я горжусь!», содержащий фонд литературного материала произведений писателей-белгородцев, фронтовиков, членов Союза писателей России, являющийся основой для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения как в речевом, так и физическом и психическом развитии.
Для мини-музея МБДОУ д/с № 12 было издано методическое пособие патриотической направленности «У прадеда День Победы», представляющий сборник методических материалов из опыта работы коллектива. В группе создан уголок «Родная Белгородчина», оформлен альбом «Белгородчина моя милая!», фотоальбом «Храмы Святого Белогорья». Вместе с детьми были изготовлены макеты музея-диорамы, храма, театра, альбомы «Моя семья»; ряд дидактических игр: «Белгород», «Города России», «Я — архитектор!».
В группе имеются карты страны, Белгородской области, библиотека по краеведению, куклы в национальных костюмах. Все это способствовало возникновению у детей интереса к родному краю, своей семье, стране. Были организованы совместные родительские собрания, открытые занятия, развлечения, посиделки: «Красна изба пирогами», «Масленица», «Город древний, город славный», «С днем рождения, Белгород». Родители видели, чему научились их дети на занятиях, принимали сами активное участие в проведении подобных мероприятий.
Для родителей были даны консультации: «Наш огромный мир. Праздники. Традиции», «Кто такие герои?», «Нравственное воспитание старших дошкольников». Любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине- месту, где родился человек и где он живет, в связи с чем, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с природно-географическим, историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона. Изучение особенностей родного края в процессе воспитательно-образовательной деятельности формирует не только информационно-просветительскую, но и эмоциональную культуру дошкольников.
Ознакомление с историей, культурой, природой родного города осуществляется наиболее эффективно в случае эмоциональной активности самого ребенка, которая выражается в заинтересованном восприятии информации, сопереживании, гордости за родной регион. Важным средством формирования эмоционального компонента патриотического сознания дошкольников с нарушениями речи является фольклор: сказки, пословицы, загадки, поговорки воспитывают в детях любовь к родному языку, гордость за свой народ.
Народные сказки очень интересны для детей. Сказка дает представление о быте человека в обществе, особенностях взаимоотношений между людьми различных социальных слоев. Через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка, происходит передача нравственного поведения. На занятиях мы читали множество самых разнообразных русских народных сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Колобок», «Репка», «Лиса и Волк».
Огромную роль в формировании патриотического сознания дошкольников играет семья, а развитие партнерских взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников, способствуют взаимному эмоциональному расположению. Для повышения эффективности такого сотрудничества, нами проводились тематические собрания, беседы. Систематическая целенаправленная работа с дошкольниками краеведческой, литературной, духовной, исторической, геральдической, творческой, театральной направленности является необходимым условием патриотического воспитания дошкольников.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya
- Борисова, Е. В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи: автореф. дис….канд. пед. наук /Е. В. Борисова [Текст]. — М., 2010. — 23 с

