Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует взаимодействие детского сада с семьей, основанное на взаимодействии и сотрудничестве в образовании детей. Такое взаимодействие включает индивидуальный подход к каждой семье, учет интересов и клада семьи, а также повышение педагогической компетентности родителей через родительский всеобуч.
В настоящее время эта тема является актуальной, так как первичной базовой потребностью ребенка является семья. Семья для ребенка обеспечивает социализацию и формирует необходимые компетенции. Однако, вхождение в социум детского сада, привычный ход жизни для ребенка изменяется. Активное взаимодействие родителей и воспитателей детского сада способствует успешной адаптации ребенка, разностороннему развитию и образованию.
Проблеме работы детского сада с семьей посвящено множество исследований и научных статей. Степень разработанности данного вопроса высокая, однако, с течением времени, изменениями в образовательной политике изменяются направления деятельности педагогов с родителями дошкольников.
Представленный сборник материалов конференции под редакцией Г. Н. Гришиной, Е. А. Туревич, В. Ю. Ферцер «Лучшие практики Московской области по взаимодействию ДОО с родителями — 2021» рекомендован для специалистов органов управления образованием, методистов, воспитателей ДОО, где в статьях педагогов практиков описывается передовой опыт работы педагогов детского сада с родителями воспитанников. Интересным является опыт предоставления родителям и педагогам возможности открытого диалога в интерактивном общении в условиях совместного анализа и решения стандартных и нестандартных ситуаций [1].
И. В. Михайлова, О. Б. Илюшина, Ю. А. Манаева описывают новые формы взаимодействия с семьями дошкольников: совместные и семейные проекты различной направленности (увлечения, хобби, образование, культура), родительские клубы «Художественный салон», «Заботливый родитель», родительские встречи выходного дня, мастер — классы и др. [2].
Автор статьи С. К. Кожохина представляет опыт взаимодействия с родителями в Арт-студии «Синяя птица», целью которого является формирование культуры здоровья семьи, внутрисемейных связей посредством средовой экологической арт-терапии. В проекте приветствуется творческое самовыражение и общение в пространстве искусства [3].
Авторы В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина разработали программу педагогического сопровождения семейного воспитания «Родительский всеобуч».
Учеными А. С. Фетисовым, Е. М. Беспаленко разработаны методические по родительскому всеобучу и программа курсов повышения квалификации для тьюторов, работающих непосредственно с родителями воспитанников.
Анализ литературы выявил, что имеются широкие возможности педагогов в работе с родителями, но они требуют обновления в соответствии с течением времени и изменяющимся миром.
Целью настоящего исследования стало теоретическое обоснование и разработка новых направлений работы с семьей дошкольников.
Решались соответствующие задачи для достижения цели.
В качестве методов исследования использовались все виды наблюдения.
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. В исследовании приняли участие педагоги, дошкольники и их родители.
Рис. 1. Модель систематизации деятельности воспитателя детского сада с родителями дошкольников в целях достижения эффективных результатов
Для систематизации педагогической деятельности с родителями дошкольников была разработана модель, включающая цель; задачи; направления работы воспитателя с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО; методы работы с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации; традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей. Конечным результатом является совместная, взаимодополняющая деятельность воспитателя и родителей, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи — обучение и развитие ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей дошкольников осуществляется через:
— знакомство родителей с педагогическим процессом и программой ДО;
— вовлечение родителей в организацию жизни группы пребывания детей;
— участие родителей в образовательной деятельности детского сада;
— участие родителей в досуговой деятельности детского сада;
— участие родителей в мероприятиях патриотической направленности;
— участие родителей вместе с детьми в спортивных мероприятиях;
— участие родителей вместе с педагогами и детьми в благотворительных акциях («Белый цветок», «Подарок воину СВО», «Ярмарка», «Благотворительный марафон», «Гирлянда добра», «Щедрый вторник» и др.);
— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Новыми направлениями работы с семьей дошкольника в нашем детском саду являются следующие:
— проектная и исследовательская деятельность;
— занятия с психологом (психологические упражнения; разбор проблемных ситуаций; консультации по проблемам и др.)
— «Дни открытых дверей».
К нетрадиционным направлениям работы с семьей дошкольника в нашем детском саду являются следующие:
— «Педагогические гостиные» по различным тематикам;
— «Круглый стол», где обсуждаются проблемы группы;
— «Родительский всеобуч» с приглашением специалистов из поликлиники, психологов, неврологов и др.
Индивидуальные направления работы с семьей дошкольника:
— «Портфолио достижений ребенка» (совместный с родителями сбор информации и достижений);
— анкетирование родителей возможно тестирование (по желанию);
— дополнительное образование ребенка в соответствии со способностями и желанием.
Реализуя модель, был сделан вывод о том, что важно заинтересовать родителей в совместной деятельности с детским садом. Не все родители готовы активно сотрудничать с детским садом, но это не влияет на эффективность результатов в целом.
Литература:
- Лучшие практики Московской области по взаимодействию ДОО с родителями. [Электронный ресурс]: Сборник материалов конференции /сост. Г. Н. Гришина, Е. А. Туревич, В. Ю. Ферцер. ‒ Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. — 128 с.
- Михайлова, И. В. Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада / И. В. Михайлова, О. Б. Илюшина, Ю. А. Манаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 198–201. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48102 (дата обращения 18.11.2025)
- Кожохина С. К. Семья — основа на все времена: опыт взаимодействия с родителями в Арт-студии «Синяя птица». Эффективные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования: сборник статей / сост. С. Е. Сафонова — Ярославль: ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества», 2024. — 44 с.

