Современному обществу необходима высокая степень функциональной грамотности, включающая в себя умение читать, писать, считать, анализировать информацию и эффективно ею пользоваться. Особое значение приобретает финансовая грамотность, позволяющая людям грамотно распоряжаться своими средствами, планировать бюджет и минимизировать риски. Профессиональная же грамотность связана с компетенциями, необходимыми для успешного выполнения профессиональных обязанностей и карьерного роста. Все три вида грамотности тесно переплетены друг с другом, способствуя адаптации и развитию личности в условиях быстро меняющегося мира.
Важнейшей задачей образовательной системы становится профессиональная ориентация подрастающего поколения. Сегодняшняя реальность характеризуется стремительным развитием технологий, радикально преобразующих профессиональный ландшафт. Многие некогда востребованные профессии уходят в прошлое, уступая место новым специальностям. Современным детям трудно представить себе такие редкие ныне занятия, как водовоз, фонарщик, прядильщица или гувернёр. Воспоминания о прошлом нередко воспринимаются ими абстрактно и слабо привлекают их внимание.
Однако картина кардинально меняется, когда дошкольники сталкиваются с визуальным искусством, представляющим яркие образы ушедших эпох. Живописные полотна известных художников открывают перед ребятами удивительный мир давно прошедшего времени. Яркими примерами служат знаменитые работы живописцев, посвящённые традиционным ремеслам и профессиональным занятиям прошлого века.
Рассматривая подобные произведения искусства, педагоги имеют возможность погрузить детей в эпоху утраченных профессий, обращаясь к деталям быта, костюмов, инструментов и окружения. Используя приём погружения («вхождение в картину»), разработанный согласно принципам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), дети начинают воспринимать историю профессионально занятых людей гораздо ближе и понятнее. Например, сравнивая профессию фонарщика с современным электриком, прядильщицу с современной ткачихой, доярку с автоматическими фермами, ребята учатся устанавливать связи между прошлым и настоящим, понимая непрерывность исторического процесса и эволюцию общества.
Обращение к живописным произведениям не было случайным: нам важно было продемонстрировать эволюцию профессий и ремёсел, игравших значительную роль в истории человечества. Процесс погружения в сюжет оказался интересен как взрослым, так и детям. Просматривая картины и изучая запечатленные в них родовые занятия, педагоги совместно с воспитанниками отправились в путешествие по страницам прошлого, восстанавливая жизнь изображаемых персонажей. Юные актёры ответственно подошли к изучению сложных исторических деталей, оперативно освоили и озвучили отведённые им роли: фонарщик, доярка, прядильщица, водовоз, цирюльник и гувернантка предстали перед зрителями ярко и убедительно. Итогом совместной работы стали две красочные видео-презентации, которые мы с радостью продемонстрировали воспитанникам, родителям и сотрудникам других дошкольных учреждений. Ознакомиться с видео презентациями можно в таблице 1.
Таблица 1
|
Видео-презентация 1 |
Видео-презентация 2 |
|
|
|
Картина «Фонарщик», 1902г. художника М. Андреева (Рис. 1). В Санкт-Петербурге фонарщики появились в XVIII в. по распоряжению Петра I, приказав организовать систему освещения на улицах в ночное время. Уже через 5 лет в городе было установлено 600 фонарей. Их обслуживанием занималось 64 человека.
Рис. 1
В обязанности фонарщиков входила заливка в лампы конопляного масла, которое использовалось в то время в качестве горючего. Также они должны были поправлять фитили. Некоторые из них носили длинные шесты, с помощью которых поддевались лампы. Реконструкция картины на рис. 2.
Рис. 2
Следующим произведением стало «Доярки в поле» Жюльена Дюпре. (Рис. 3). Дети узнали, что доярка ухаживает за коровами, доит их, кормит, содержит помещения в порядке, заботится о том, чтобы люди получали свежее и полезное молоко. Труд доярки раньше был очень тяжелым. Каждое утро и вечер она надевала халат, косынку и резиновые сапоги, это специальная одежда, и шла доить коров.
Рис. 3
Издавна коровушка была кормилицей. Семьи, в которых была корова, считались зажиточными. С появлением колхозов появились фермы. Реконструкция рис. 4.
Рис. 4
Полотно «Пряха» Н. Н. Дубровского познакомило воспитанников с бытом крестьянской жизни (Рис. 5). Девочек с пяти-семи лет начинали обучать прядению, тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла копию взрослой. Пряли в основном зимой и осенью.
Рис. 5
Обучению девочек придавалось огромное значение, ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты; в день нужно было напрясть около 30–60 метров нити. Обучение проходило под присмотром бабушек. Вместе с бабушками собирались лён прясть маленькие девочки и девушки. Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения, принятые в обществе. В её памяти откладывались сотни услышанных песен, сказок, историй (песня «Молодая пряха»). Реконструкция картины рис. 6.
Рис. 6
«Цирюльник» Вильяма Генри Хунта (рис. 7).
Рис. 7
В старину парикмахерскую называли цирюльня. Во многих городах России можно было встретить бродячих цирюльников. Они ходили по базарам, дворам и квартирам, искали клиентов. Носили с собой большие ящики с инструментами и деревянный стул, чтобы подстригать людей прямо на улице. Реконструкция картины на рис.8.
Рис. 8
Картина «Водовоз» Сергей Грибков познакомила детей с еще одним видом деятельности (Рис.9).
Рис. 9
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. Вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод. Реконструкция картины на рис. 10.
Рис. 10
Рис.11
В настоящее время прототипом гувернантки можно назвать профессию воспитателя, который обучает, воспитывает, развивает и подготавливает детей для дальнейшего обучения и адаптации в обществе. Реконструкция картины на рис. 12.
Рис. 12
Такая практика способствует формированию целостного представления о многообразии человеческих видов деятельности, расширяет кругозор и развивает аналитические способности ребёнка. Создав собственную картинную галерею редких профессий, сопоставляя их с современными аналогами, мы помогаем будущим взрослым лучше осознать процессы изменений, происходящих в экономике и социальной сфере, готовя их к возможным переменам и карьере будущего.
Картинную галерею мы дополнили видео роликами реконструкций картин детьми, т. к. это способствует лучшему осознанию информации для юных артистов и активному восприятию и интересу для других детей.
Подводя итог, можно утверждать, что знакомство дошкольников с миром старых профессий посредством произведений живописи открывает новые горизонты понимания истории человечества, формирует бережное отношение к культурному наследию и стимулирует интеллектуальное развитие.
Таким образом, искусство способно стать важным инструментом профессионального просвещения будущих поколений, раскрывающим перспективы новых возможностей и обеспечивая преемственность традиций. Искусство — это мост между прошлым и настоящим.

