Передвижные платформы как один из инновационных методов при работе с детьми с ТНР
Автор: Миначёва Юлия Петровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 03.01.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Миначёва, Ю. П. Передвижные платформы как один из инновационных методов при работе с детьми с ТНР / Ю. П. Миначёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9747/ (дата обращения: 08.01.2025).
Препринт статьи
Современный мир — это мир инновационных, компьютерных прорывов, мир робототехники и новых профессий, где дети с легкостью и интересом усваивают компьютеры, робототехнику и сотовые телефоны. Современный мир требует от нас, чтобы дети стали юными инженерами, и конструирование зарекомендовало себя как одно из более предпочтительных и развивающих наглядных пособий. Неужели в современном обществе нужны только инженеры? И как быть тем, у кого не технический склад ума или есть затруднения, не позволяющие в полной мере овладеть методикой конструирования…. Все эти вопросы возникли в моей голове, когда я стала работать с детками с ОВЗ.
Работая в группе компенсирующей направленности, я обратили внимание на то, что дети очень любят конструировать из различного вида конструктора. Но проблема в том, что дети с тяжелым нарушением речи и гиперактивные детки испытывают затруднения при конструировании моделей по схеме, по инструкции, а язык программирования усваивается ими еще сложнее. Гиперактивным деткам сложно не только заниматься непосредственной образовательной деятельностью в группе, но и на логопедических занятиях.
Если в начале недели они подолгу могут сидеть и воплощать свои идеи, то к концу недели, они быстро меняют один вид игровой деятельности на другой. Каждый день я стараюсь найти вместо традиционных методик обучения что-то новое и интересное, чтобы увлечь ребенка к усвоению новых знаний. Но здесь передо мной стояла задача не просто создать новое методическое пособие для детей с ОВЗ, но, и чтобы с помощью данного пособия я могла давать детям новые знания по разным образовательным областям. И так как детки очень любят конструировать, то я решила в своей коррекционной работе сделать упор на конструирование и создать НОВЫЕ «Передвижные платформы». «Передвижные платформы» представляет собой доску, на колесиках разделенную на 2 части, оснащенная лего пластиной и покрыта пленкой многоразового использования. «Передвижная платформа»- это площадка для творчества, на которой можно конструировать любым конструктором.
Вы спросите, почему НОВЫЕ, ведь многие используют платформы интерактивные, передвижные в своей педагогической деятельности. А НОВЫЕ, потому что каждый день, да, пожалуй, каждый новый игровой момент ребята создают, делают новые открытия своим продуктам деятельности. Так как дети при занятии с передвижными платформами находятся там, где им удобно, а не обычным способом — за столом, то детям во время занятий нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
«Передвижные платформы» — это индивидуальный многофункциональный стол, на котором можно конструировать из Лего или другого вида конструктора, можно передвигать постройки в нужную локацию группы, а можно объединить несколько платформ и создать целый город или автомобильный завод. Все зависит от фантазии детей. А можно …. Провести занятия с детьми не за столами, не на стульчиках, а с передвижными платформами. Причем тематика и образовательная область могут быть разными, от математического развития до отхлопывания ритмов и рисования ритмического рисунка фразы. Теперь всё зависит от фантазии педагога.
Играя в данную панель регулярно у нас появляются новые мысли, мы что- то меняем, трансформируем в нашей панели и вот совсем недавно мы внесли изменения в скейт-панель дополнили ее съемными креплениями. Которые позволяют закрепить на панели листок с заготовленными изображениями …у ребенка появляется возможность, обвести, срисовать, раскрасить, копировать изображение (можно заниматься пластинографией, рисовать по трафарету различными материалами).
Играбельность, ценность данного пособия:
– используется для разных возрастов;
– использование в разных образовательных областях;
– используется самостоятельно детьми.
Кроме того, когда оно пустое есть возможность для фантазии и творчества как детей, так и педагогов. Творите и развивайтесь.
Таким образом, применение в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР «Передвижных платформ» позволяет развивать у детей предметно-пространственную ориентировку, мелкую и общую моторику, позволяет экспериментировать — положить груз и проанализировать легко или тяжело катится; Что легче, что тяжелее; учит детей взаимодействию в группах, развивает начальные предпосылки к техническому творчеству дошкольников. С их помощью я готовлю детей к школьному обучению. Например: закрепляем ориентировку на листе бумаги, записываем графический диктант, составляем звуковые схемы слов, развиваем математические способности, конструируем цифры, буквы, тем самым проводим профилактику дисграфии. Так же мы используем данные платформы для автоматизации поставленных звуков на индивидуальных занятиях.
Литература:
- Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М.,2005
- Баряева Л. Д., Гаврилушкина О. П. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» М.,2007.
- Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду [Текст]/ В. Г. Нечаева. — М.: Учпедгиз, 1961.
- Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. — 2015. — № 4.
- Интернет-источник: httрs://nsроrtаl.ru/dеtskii-sаd/kоrrеktsiоnnауа-реdаgоgikа/2018/11/05/mеtоdiсhеskiе-rеkоmеndаtsii-оbuсhеniе-dеtеу-s