Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ «Бумага»
Автор: Кириллова Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 04.01.2025
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Кириллова, Н. В. Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ «Бумага» / Н. В. Кириллова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9746/ (дата обращения: 16.01.2025).
Цель: формирование основ экологического сознания дошкольников, организация осознанного сбора макулатуры в группе.
Задачи:
Образовательные:
— формировать представления о свойствах бумаги, истории её возникновения, современном процессе изготовления бумаги;
Воспитательные:
— воспитывать осознанное отношение к природным ресурсам (лесу) через бережное отношение к использованию бумаги;
Развивающие:
— продолжать развивать познавательную активность, способность выражать свои мысли, рассуждать;
Словарь: макулатура, бережно.
Оборудование: различные виды бумаги: писчая, цветная, впитывающая (туалетная, салфетки), гофрированная, бархатная, упаковочная, газетная, наждачная, калька, фольгированная, картон различной толщины, гофрокартон и т. д. Карточки со схематичным изображением свойств бумаги. Игрушка слон. Два больших кубика. Лист писчей бумаги. Предметы для игры «Топ-хлоп»: книга, коробка, кукла, машинка, карандаш, блокнот, альбом и т. п. Баночки с землёй по количеству воспитанников, семена сосны. Коробка для сбора макулатуры. Листы бумаги, цветные карандаши. Фотографии с изображением наскальных рисунков, глиняных дощечек, папируса, пергамента, изготовление бумаги в Древнем Китае, бересты. Листы писчей бумаги различного размера. Рисунки детей, сделанные ранее, различного размера. Фильм «Как делают бумагу». Телевизор с возможностью воспроизведения фото, видео.
- Организационный момент. Загадка
Разноцветные листы, вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки, серебристые снежинки,
Можешь сотворить и флаги из листов цветной….бумаги
- Свойства бумаги.
Воспитатель предлагает детям для исследования (рассматривания, ощупывания) различные виды бумаги: писчая, цветная, впитывающая (туалетная, салфетки), гофрированная, бархатная, упаковочная, газетная, наждачная, калька, фольгированная, картон различной толщины, гофрокартон, и т. д. Дети под руководством педагога рассматривают бумагу, экспериментируют, делают выводы о свойствах бумаги. Проговаривая каждое свойство бумаги, воспитатель закрепляет его выставленной картинкой со схематичным изображением (подсоединяем зрительный анализатор). Бумага бывает:
— Тонкая и толстая
— Разного цвета
— Гладкая и шероховатая
— Бумага мнётся, но не разглаживается
— Бумага режется ножницами. Тонкая режется легче
— Бумага рвётся
— Бумага намокает и расползается в воде она не прочная
— На бумаге можно писать и рисовать
— Бумага сгибается, остаётся линия сгиба.
- Опыт «Сильная бумага»
— Ребята, а вы знаете, что бумага может быть ещё и сильной, она может удержать даже слона, правда игрушечного.
Педагог предлагает детям положить лист писчей бумаги между двумя кубиками и на неё поставить игрушечного слона так, чтобы слон удержался, не упал. Больше ничего использовать нельзя.
Дети выдвигают свои предположения, пробуют.
Ответ: бумагу необходимо сложить гармошкой, тогда она выдержит вес игрушки.
- Игра «Топ-хлоп. Бумага или нет»
Воспитатель демонстрирует предметы (например, книга, коробка, кукла, машинка, карандаш, блокнот, альбом и т. п.), если они сделаны из бумаги дети хлопают, если не из бумаги, топают.
5. История бумаги. Воспитатель рассказывает, демонстрируя фотографии.
— Сейчас бумага не вызывает удивление, мы воспринимаем бумагу как должное, но так было не всегда, и бумага была не всегда. Древние люди делали свои записи на камнях, на стенах пещер, выцарапывая рисунки или знаки. В Греции писали на сырых глиняных плитках или на дощечках, залитых воском, на них буквы выдавливались острой палочкой.
В Египте, на берегах реки Нил растут тростниковые растения — папирус, листья папируса разрезали на полоски и склеивали между собой. Длина таких полосок достигала 100 шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции, в городе Пергам, не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи телят и овец. А на Руси писали на коре берёзы, берёсте.
Впервые бумага была изготовлена в Древнем Китае. Изобрёл её человек, китаец по имени Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изготовления. Прошло много времени пока секрет узнали все.
— Ребята, а вы знаете из чего делают бумагу? (выслушивают ответы детей)
— Бумагу делают из деревьев. Для этого люди построили целые заводы.
Просмотр фильма «Как делают бумагу».
- Практическая часть.
— Бумагу люди используют много. Она присутствует везде в нашей жизни. Мы сейчас узнали, что для изготовления бумаги люди используют деревья, для этого их рубят. Отказаться от использования бумаги совсем, чтобы сохранить деревья мы с вами не сможем. Как думаете, но хоть что-то сделать для сохранения лесов мы с вами можем? (выслушивает ответы детей, отмечает их, соглашается).
— Действительно, дети, мы с вами тоже можем участвовать в сохранении лесов на нашей планете. Во — первых, мы можем использовать бумагу бережно. Вот смотрите, например, для рисования такого робота какой лист нам понадобится?
Далее дети подбирают под размер своих рисунков соответствующие листы бумаги.
— Действительно, дети, мы с вами можем посадить деревья, и начнём мы прямо сейчас, но сначала нужно посеять семена, вырастить рассаду.
Дети рассматривают семена сосны, выбирают горшочки, поливают землю в них, сеют семена сосны.
Дальнейшая работа предполагает наблюдение за всходами, уход за ними, высаживание в открытый грунт на территории детского сада.
— Ещё мы можем собирать макулатуру. Макулатура — это использованная бумага. Её отправляют в переработку и из неё делают бумагу, которую можно использовать снова. Ребята, я предлагаю нам складывать использованную бумагу вот в эту коробку, а потом мы сдадим эту макулатуру на переработку, тем самым сохраняя деревья.
7. Итог занятия.
Ребята, сейчас предлагаю нарисовать рисунки, как мы будем сохранять лес, природу.
Дети, рефлексируя занятие, самостоятельно рисуют, после оформляется выставка рисунков рядом с ящиком для сбора макулатуры.