Ложковой тренинг как один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 31.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Маслюк, С. П. Ложковой тренинг как один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ / С. П. Маслюк, С. П. Маркова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9740/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье представлена педагогическая практика музыкального руководителя и учителя-логопеда, в которой представлены возможности использования деревянных ложек в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ОВЗ, ложковой тренинг, коррекционно-образовательный процесс, комплексная помощь, речедвигательная сфера, приёмы игры на ложках.

В настоящее время специалисты и педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске инновационных методик, которые позволяют добиться положительной динамики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Мы — не исключение. Большой совместный практический опыт работы привёл нас к пониманию, что дети с ОВЗ нуждаются не только в особом отношении, поддержке, но и в развитии своих интеллектуальных и творческих способностей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Как активизировать познавательный интерес воспитанников, а заодно решить проблему неустойчивого внимания, быстрой утомляемости, речевых расстройств, слабой координации движений? Путём своевременной организации комплексной помощи, нахождения и внедрения новых интересных приёмов работы.

Детей всегда привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных упражнений и повторяющихся игр. Очень часто нашими «помощниками» в работе становятся бытовые принадлежности и предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Например, обычные ложки (предмет посуды) — металлические и пластиковые, большие и маленькие. Ложки есть в каждом доме, с ними связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды). С ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны. Но стоит взять в руки расписную деревянную ложку, как возникает желание музицировать. А если на ложке нарисовать сказочного героя, то она превратится в театральную куклу.

«Рассмотрев ложку с разных сторон», мы решили организовать совместную учебно-игровую деятельность с детьми — «Ложковой тренинг», который проходитпод девизом:«Ложками играем — речь развиваем».Так возникла основная идея нашей образовательной практики, которая заключается в комплексной помощи детям с ОВЗ, реализуемая всеми участниками коррекционно-образовательного и воспитательного процесса: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями наших воспитанников.

Цель: Развитие речедвигательной сферы детей с нарушениями речи через ложковой тренинг.

Из поставленной цели определили следующие задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития речедвигательных навыков каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
  2. Формировать активную, правильную речь (артикуляция, ритм, темп, дыхание).
  3. Развивать общую и мелкую моторику (координация движений, ориентация в пространстве).
  4. Воспитывать социально — коммуникативные качества личности (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания).

Поставленные задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, гибкое сочетание разных форм, методов и приёмов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей.

С целью обеспечения познавательной, игровой и творческой активности воспитанников организовали развивающую предметно-пространственную среду, наполнив её содержание разнообразными средствами обучения:

— собрали коллекцию «Ложковое ассорти», в которую вошли разнообразные ложки по материалу изготовления, размеру, окраске для практических занятий с детьми;

— изготовили красочный ложковой театр, который является эффективным средством развития речи и самореализации воспитанников;

— составили картотеку ритморечевых игр с ложками с целью обогащения словаря, развития артикуляционной моторики, чувства ритма;

— создали альбом «С ложками играем — всё про ложки знаем», наполнив его сказками, загадками, пословицами, поговорками, приметами для повышения интереса детей к познавательной деятельности;

— подготовили презентации «История ложки», «Весёлые ложкари» для обеспечения детей наглядной информацией;

— собрали аудиоматериал с записями русских народных мелодий, современных обработок для образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.

Для достижения основной цели мы разработали план взаимодействия логопеда, музыкального руководителя и воспитателей, где выделили основные этапы работы: подготовительный (знакомство детей с ложкой и простейшими приёмами звукоизвлечения), основной (комбинирование изученных приёмов игры на ложках и внедрение их в разные формы и виды коррекционно-образовательной деятельности), заключительный (результативный).

В своей работе мы использовали разные формы организации практической деятельности:

— включение игр и упражнений с ложками в структуру коррекционных занятий, НОД, в занятия по логоритмике;

— утренняя логопедическая зарядка с ложками;

— ансамбль ложкарей — индивидуальная и подгрупповая работа музыкального руководителя, которая направлена на развитие слухового внимания, памяти, усидчивости, а также мелкой моторики рук, чувства ритма и ансамбля;

— ложковой театр — совместная творческая деятельность всех участников практики. Ложковые куклы легки в управлении, доступны и понятны детям. Они решают комплекс взаимосвязанных задач: снимают напряжение, расслабляют, развивает речь, память, воображение, наблюдательность, создают радостную атмосферу общения;

— взаимодействие с родителями воспитанников (консультации, анкетирование, открытые занятия, творческая мастерская, совместные праздники);

— выступления детей на мероприятиях разной направленности (родительские собрания, праздники и развлечения, гостевой приём).

Каждый из субъектов педагогической практики использует свои приёмы для решения общих ключевых задач по развитию речедвигательных навыков.

Средства и приёмы работы музыкального руководителя:

— ритмические игры с ложками («Ритмические формулы», «Ритмическое эхо», «Сделай как я», «Как тебя зовут?») для развития слухового внимания, чувства ритма;

— логоритмические игры (синтез речи, музыки, движения) для нормализации двигательной функции и речи;

— коммуникативные игры (смена партнёра, передача ложек партнёру), направленные на формирование навыков общения и умения действовать в коллективе;

— использование ложкового тренинга в разных видах музыкальной деятельности: слушание — музицирование на ложках, пение — ложки как аккомпанемент, танец — комбинирование танцевальных движений с разными приёмами игры на ложках;

— образно-игровой приём ознакомления и обучения игры на ложках («Солнышко», «Лошадка», «Трещотка», «Колокольчики» и т. д.) для развития образного мышления и двигательной памяти;

Средства и приёмы работы учителя-логопеда:

— артикуляционная гимнастика с использованием ложек для привлечения интереса детей, улучшения качества артикуляционных движений, развития моторики рук;

— логопедический массаж и самомассаж ложками для нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры. Самомассаж легко усваивается детьми и может применяться в домашних условиях. Делая самомассаж, ребенок никогда не сделает самому себе больно;

— игры и упражнения на автоматизацию звуков, развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, лексико-грамматического строя.

Только в тесном взаимодействии всех участников образовательной практики возможно успешное развитие детей с нарушениями речи.

Так дети ансамбля ложкарей с желанием музицировали на ложках, показывали навыки слаженной игры, являясь украшением любого праздника. Проведение открытых занятий «Чудо-ложки», «Приходите в гости к нам» показало эффективность использования ложкового тренинга, где дети правильно пропевали и отстукивали ритмические формулы, с удовольствием играли в кухонном оркестре, наряжались в матрёшек и танцевали с ложками.

В группе компенсирующей направленности была организована творческая мастерская, продуктом которой стал ложковой театр с персонажами народных и авторских сказок. Совместное творчество детей, родителей и педагогов привело к сплочению коллектива и развитию творческого потенциала всех участников. Постановка сказок с использованием ложковых кукол «Волк и лиса» «Теремок», «Колобок» помогла детям выразить свои эмоции, приобрести навык общения со сверстниками, способствовала развитию диалогической речи. Развлечение «Ребятам о зверятах» в форме гостевого приёма доставило радость не только малышам, но и самим актёрам, у которых наблюдалась уверенность в навыках кукловедения, раскрепощённость в общении.

Для определения эффективности образовательной практики мы проводили обследование детей, которое помогло выявить динамику развития речевых и двигательных навыков детей (начало обучения — зачисление детей с ТНР в группу компенсирующей направленности, промежуточное обследование — окончание первого года обучения, и итоговое — выпуск детей из детского сада).

Использование «Ложкового тренинга» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ показало свою эффективность: у детей наблюдалась положительная динамика в развитии речевых навыков, словарного запаса, связной речи; улучшилась координация движений, ориентация в пространстве; воспитанники стали проявлять творческую активность, самостоятельность, умение выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать со сверстниками.

Практическая значимость нашей работы в том, что мы представили воспитательные и коррекционно-развивающие возможности использования ложкового тренинга. Инновационная направленность состоит в творческом подходе к использованию ложек.

Литература:

  1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Каплунова И. М. Ансамбль ложкарей. — СПб.: Лансье, 2022.
  3. Князева О. Л. Миханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детство-пресс, 2019.
  4. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Юрайт, 2024.

Ключевые слова

коррекционно-образовательный процесс, ОВЗ, приёмы игры на ложках, ложковой тренинг, комплексная помощь, речедвигательная сфера
Задать вопрос