Использование логоритмических игр и упражнений с деревянными ложками в коррекции фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ОНР
Автор: Кравцова Оксана Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 10.09.2024
Статья просмотрена: 71 раз
Библиографическое описание:
Кравцова, О. В. Использование логоритмических игр и упражнений с деревянными ложками в коррекции фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ОНР / О. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9403/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье представлена подборка логоритмических игр и упражнений с деревянными ложками для коррекции фонетико-фонематической стороны речи старших дошкольников с ОНР. Авторский игровой материал апробирован и может быть использован не только на логопедических занятиях, но и в комплексе с другими методиками.
Ключевые слова: фонетико-фонематическая сторона речи, ОНР, общее недоразвитие речи, логоритмика, приёмы игры на ложках.
Анализ практической ситуации в области речевого развития дошкольников за последние годы показывает увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Для таких детей овладение правильной речью без коррекционного обучения становится сложным, поскольку у них нарушено формирование всех компонентов речевой системы, включая фонетико-фонематический аспект.
В специальной педагогике существует ряд традиционных методик для коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия, разработанных и применяемых такими педагогами как М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичева, Е. Ф. Архипова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко.
Среди современных технологий, направленных на коррекцию всех компонентов звуковой системы, можно выделить логоритмику, которая основана на синтезе речи, музыки и движения, что делает ее эффективным инструментом для коррекции речевых нарушений у детей.
Практикующие педагоги Р. Л. Бабушкина, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина представили свой авторский подход к проведению логоритмических занятий, выделили преимущества такого подхода и предложили интересные и нетрадиционные методы коррекции речевых недостатков. Среди них вокальное и инструментальное музицирование, ритмические и двигательные импровизации, использование сказок-шумелок, наглядное моделирование с помощью символов и знаков и др. [1, 2].
Однако на сегодняшний день выбор логоритмических приёмов для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи ограничен. Для того чтобы сформировать и сохранить интерес ребенка к процессу автоматизации звуков и одновременно повысить эффективность коррекционной работы, важно обогащать инструментарий педагога нетрадиционными методами и приёмами.
Использование программы обучения дошкольников игре на ложках «Ансамбль ложкарей» И. М. Каплуновой в разработке комплекса логоритмических игр и упражнений с деревянными ложками для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является оригинальным и инновационным подходом [3].
Комплекс игр и упражнений с ложками как средство для коррекции речи позволяет создать интересное и эффективное обучающее окружение для детей. Простейшие способы и приемы игры на ложках, такие как «хлопок», «дорожка», «тарелочки», «скольжение», «солнышко», «молоточек», «лошадка» и другие с параллельным произношением речевого материала не только помогут детям овладеть правильным произношением звуков, но и сделают процесс обучения увлекательным и интересным.
Логоритмические игры и упражнения с ложками развивают фонетико-фонематические навыки, способствуют развитию моторики, координации движений и внимания у детей. Использование музыкальных элементов в сочетании с ложками добавляет веселья и творчества в процесс обучения, что может сделать его более эффективным и запоминающимся для детей.
Разработка игрового комплекса с учетом возраста детей, их речевых и двигательных возможностей, а также с учетом тематического плана, демонстрирующего последовательность закрепления звуков от простых к более сложным, является важным и оригинальным аспектом. Соблюдение последовательности закрепления звуков способствует систематическому и постепенному усвоению звуковой структуры речи у детей. Разнообразие речевого материала и его насыщенность изучаемым звуком в игровом комплексе способствует более глубокому и полному усвоению звуков, что может повысить эффективность коррекции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Организация игровой деятельности с ложками рассматривается не только по показу взрослого, но и в подгруппах, а также парах. Такой оригинальный подход к разработке игрового комплекса способствует более активному вовлечению детей в процесс обучения: позволяет детям обмениваться опытом, сотрудничать, учиться друг у друга.
Перед началом занятий мы рекомендуем познакомить детей со строением ложки (спинка, черенок, черпачок, бочок, кончик, ямка) и правильной посадкой (занять половину сиденья стула, спина прямая, ноги стоят ровно, упираясь в пол), а только потом приступать к занятиям.
Первый блок разработанного комплекса игр и упражнений направлен на закрепление навыков произношения изученных звуков в стихотворном тексте. В содержании четверостиший любимые занятия дошкольников, объекты окружающего мира, что вызывает у детей живой интерес и повышает эмоциональный тонус. Рассказывание стихов с одновременной игрой на ложках закрепляет произношение звуков в тексте, синхронизирует речь и движения.
Примеры игр и упражнений, успешно апробированных на логопедических занятиях.
Игра «Блины» — [Б-Бь ]
Исходное положение: ложки держим в разных руках за черенки (ножки), они обращены друг к другу «спинками».
Приёмы: «хлопок» — удар ложек друг о друга, «скольжение по кругу» — круговые скользящие движения черпаками ложек
Баба стряпала блины, — поочерёдные«хлопки» ложками к пр. и лев. ушку четвертными длительностями
Были вкусные они, — погладить животик ложками круговыми движениями
Первый блин — собачке Бусе, — выставить ложку левой руки вперёд спинкой вверх, правой ложкой погладить круговыми движениями черпачок
Блин второй — кисуле Мусе, — выставить ложку правой руки вперёд спинкой вверх, правой ложкой погладить круговыми движениями черпачок
Третий блин — Бурёнке Даше, — выставить ложку левой руки вперёд спинкой вверх, правой ложкой погладить круговыми движениями черпачок
А потом — ребятам нашим! — ложки правой и левой руки выставить вперёд черпаками кверху.
Игра «Колобок» — [К]
Исходное положение: спаренные ложки (две ложки вместе, подпиленные и соединённые между собой канцелярской резинкой) находятся в правой руке
Приёмы: «молоточек» — выполнять удары спаренными ложками по разным частям тела
Покатился колобок — «молоточек» — выполняем удар по плечу, предплечью, локтевой части, ладони левой руки
Колобок-румяный бок — «молоточек» — выполняем удар по плечу, предплечью, локтевой части, ладони левой руки.
От зайчонка, от волчонка , — «молоточек» — 2 удара по колену левой ноги, 2 удара по колену правой ноги
И от мишки убежал , — «молоточек» — 2 удара по колену левой ноги, 2 удара по колену правой ноги
На нос к лисоньке попал. — указательным пальцем левой руки дотронуться до кончика носа.
Упражнение «Божья коровка» — [Ж]
Исходное положение: две ложки держим в разных руках за черенки (ножки»), они обращены друг к другу «спинками»
Приёмы: «хлопок» — удар ложками друг о друга , «скольжение» — скользящее движение одной ложки о другую , «фонарики» — выполнять вращательные движения черпаками ложек
Жук, давай дружить с тобой — «жук»-ложки вперёд, «хлопок» перед собой-3р.
Модный ты у нас такой! — «фонарики» — вращать ложками вправо, влево, как бы хвастаясь
Пиджачок в горошинку — правым черпаком погладить левый черпачок
Ты такой хорошенький — левым черпаком погладить правый черпачок
Жук дружить не захотел — «хлопок» перед собой, раздвинуть ложки в стороны — повторить — 2 р.
Очень быстро улетел! — «хлопок» перед собой, раздвинуть ложки в стороны — повторить -2 р., затем подуть.
Второй блок комплекса — игры и упражнения на развитие фонематических процессов: развитие фонематического слуха (выделение заданного звука из ряда слов), дифференциацию оппозиционных звуков в слогах.
Игра «Самолёт» — [Д-Дь]
В самолёте мы летим
Из окошечка глядим — повт. фразу 2 р.
Инструкция: Дети на носочках двигаются по залу, руки в стороны — это крылья самолёта и одновременно произносят (пропевают) текст, затем слушают слова. Услышав заданный звук в словах, делают «хлопок» ложками. Например, выделяем звуки [Д-Дь] в словах: лес, дом, река, дорога, облака, дерево….
Упражнение «Поход» — [Ф-Фь]
Дружно мы в поход идём
На спине рюкзак несём — повт. фразу 2 р.
Инструкция: Дети маршируют по залу и одновременно произносят (пропевают) текст. Затем слушают слова, обозначающие предметы из рюкзачка. Услышав заданный звук в словах, делают «хлопок». ложками. Например, выделяем звуки [Ф, Фь] в словах: ножик, фонарик, удочка, конфеты, мячик, бинокль, вафли.
Игра «Крокодил» — [К]
К нам приплыл крокодил
Он кого-то проглотил — повт. фразу 2 р.
Инструкция: Дети кистью правой руки изображают плывущего крокодила, затем кистью левой руки изображают плывущего крокодила. Затем изображают «пасть крокодила», соединив две ложки вместе, слушают слова и ловят заданный звук черпаками ложек. Например, выделяем звук [К] в словах: лягушка, мышь, рыбка, комарик , змея.
Упражнение «Делай, как я»
Слоговые цепочки:
[Б-П] — ба-па, бо-по, бы-пы, би-пи
[В-Ф] — ва-фа, во-фо, ву-фу, ви-фи
[С-Ш] — са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши
Музыкальное сопровождение: Русские народные мелодии в инструментальной обработке: «На горе-то калина», «Ах, ты берёза», «Барыня»
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку взять в руки ложки за черенки, развернуть их «спинками» друг к другу и повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками с одновременной игрой на ложках под музыку. В упражнении используется приём игры на ложках «хлопок» (на правое — левое ухо, перед собой — по коленям, перед собой — скрёстно по плечам, дорожка вверх-дорожка вниз …). Упражнение выполняется по показу взрослого. Музыка должна иметь простую музыкальную форму, двухдольный или четырёхдольный размер. Лучше всего использовать русские народные мелодии, которые очень мелодичны и просты для восприятия.
Упражнение «Поиграй со мной, дружок»
Слоговые цепочки:
[Д-Т] — да-та, до-то, ду-ту, ды-ты
[К-Г] –ка-га, ко-го, ку-гу, ки-ги
[З-Ж] — за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи
Музыкальное сопровождение: Русские народные мелодии в инструментальной обработке: «Светит, месяц», «Во саду ли в огороде», «Полянка»
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку найти дружочка и встать друг к другу лицом. Взять в руки ложки за черенки, развернуть их «спинками» друг к другу и повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками с одновременной игрой на ложках под музыку в паре. В упражнении используется приём игры на ложках «игра в паре» («хлопок» перед собой — «хлопок» по ложкам соседа; «хлопок» перед собой — «скрёстный хлопок» правыми ложками с соседом, «хлопок перед собой-«скрёстный хлопок» левыми ложками с соседом. Логоритмическое упражнение выполняется в паре (взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок)
В третьем блоке представлены игры на усвоение и воспроизведение слоговой структуры слов.
Игра «Найди слова»
Найди короткие слова — поочерёдные удары ложками по грудке, то правой, то левой рукой
По грудке их отбей сперва.
Поищи слова длинней — «хлопок» перед собой, затем ложки выставить вперёд
Их отхлопай веселей!
Инструкция: Педагог предлагает рассмотреть и назвать предметные картинки с ритмической сменой «коротких» и «длинных слов», содержащие в названиях изучаемый звук. Затем произносит текст задания и просит выполнить его с помощью ложек.
Другие варианты: по щёчкам их отбей сперва — по животику их шлёпай веселей; их по плечикам отбей сперва — по коленочкам их шлёпай веселей.
Игра-шутка «Съедобное — несъедобное» — [П-Б]
Тётя — Пышка — поочерёдно ударяем ложками по коленкам то правой, то левой рукой
На улицу вышла,
На скамейку села
И что-то съела…. — руки с ложками удивлённо выставляем вперёд
Инструкция: Для того, чтобы узнать, что съела тетя-Пышка, ребёнку нужно из мешочка достать картинку и произнести слово, обозначающее название картинки. Далее отбить ложками его ритмический рисунок. Педагог спрашивает: Ребята, а яблоко вкусное? Если предмет съедобный, например, слово «яблоко», то дети гладят животик ложками и говорят: «Ням-ням-ням». Если несъедобный, например, слово «помада», то ложки приставляют к голове и говорят: «Ой-ё-ёй!». К игре нужно подобрать предметные картинки, содержащие в названиях изучаемый звук. Например, предметные картинки, содержащие в названиях звуки [П-Б] (букет, пакет, банан, паук, батон, яблоко, помада).
Логоритмические игры и упражнения с ложками адресованы учителям-логопедам и педагогам дошкольных организаций. Данный практический материал может быть использован не только в организации системных занятий по фонетико-фонематическому недоразвитию речи, но и в комплексе с другими методиками.
Литература:
- Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. — СПб.: КАРО, 2005
- Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016
- Каплунова И. М. Ансамбль ложкарей. — СПб.: Издательство «Невская нота», 2015
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. — Санкт-Петербург, 2005
Ключевые слова
общее недоразвитие речи, логоритмика, ОНР, приёмы игры на ложках, фонетико-фонематическая сторона речиПохожие статьи
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники
В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...
Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба
Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности психомоторики детей с ОНР, а также описывается проведенное исследование психомоторики детей с недоразвитием речи и с нормой речевого развития. Автором выдвигается предположение, что у дошкольников с ОНР наблюдаются ра...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Возможности использования пальчикового театра в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены возможности использования театрализации, в особенности, пальчикового театра, в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР. Установлено, что пальчиковый театр является одним из перспективных средств развития речи детей дошкольн...
Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Похожие статьи
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники
В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...
Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба
Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Особенности логопедической работы по развитию психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены особенности психомоторики детей с ОНР, а также описывается проведенное исследование психомоторики детей с недоразвитием речи и с нормой речевого развития. Автором выдвигается предположение, что у дошкольников с ОНР наблюдаются ра...
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Возможности использования пальчикового театра в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР
В статье рассмотрены возможности использования театрализации, в особенности, пальчикового театра, в процессе логопедической работы с детьми с ЗПР. Установлено, что пальчиковый театр является одним из перспективных средств развития речи детей дошкольн...
Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.