Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников
Авторы: Потапова Галина Яковлевна, Тамаревская Дарья Васильевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 03.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Потапова, Г. Я. Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников / Г. Я. Потапова, Д. В. Тамаревская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9639/ (дата обращения: 16.12.2024).
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников является важным аспектом комплексного развития ребенка. В современном мире, где выбор профессии становится все более многогранным, ключевым моментом для формирования профессиональных интересов и склонностей у детей является совместная работа педагогов и родителей.
С первых лет жизни ребенок начинает осваивать социальные роли и представления о мире взрослых. В процессе игры, общения и различных занятий в детском саду педагог может активно вовлекать родителей в создание развивающей среды, способствующей профориентации. Организация совместных мероприятий, таких как мастер-классы, экскурсии и тематические родительские собрания, позволит не только расширить кругозор детей, но и укрепить связи между семьей и образовательным учреждением.
Важно также учитывать мнения и интересы самих детей. Заинтересованность в определенных профессиях может проявляться в игре или активной деятельности, что служит основой для дальнейшего профессионального самоопределения. Эффективное сотрудничество между детским садом и семьей поможет создать гармоничное пространство, способствующее развитию профессиональных навыков и интересов подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте происходит процесс формирования основной базы знаний детей и знакомство с многообразием широкого аспекта профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Важным аспектом взаимодействия детского сада и семьи является создание единого информационного поля, в котором родители могут получать знания о различных профессиях и развивающих методах. Проведение родительских собраний и тематических бесед или организация фотовыставок, на которых педагоги делятся своими опытами и инновационными техниками, поможет родителям стать более вовлеченными в процесс профориентации. Это, в свою очередь, даст возможность им лучше понимать интересы своих детей и поддерживать их в выборе будущей профессии.
Творческие проекты и совместные занятия, такие как создание профориентированных локаций в группе, могут стать отличным способом для родителей и детей исследовать профессии в неформальной обстановке. Педагоги могут организовать отбор средств и материалов, которые позволят детям проявлять свои способности и таланты, реализуя свои интересы в различных сферах.
Кроме того, важно развивать критическое мышление и умение принимать решения с раннего возраста, знакомя детей с разнообразием профессий через игровые форматы. Работа с книгами, мультфильмами и интерактивными играми поможет детям создать более полное представление о мире выбора профессий, что исключительно важно в условиях быстроменяющегося мира.
Родительская поддержка в столь значимой и ответственной задаче, как вовлечение детей в трудовую деятельность и знакомство с различными профессиями, имеет важное значение. Именно мама и папа лучше всего знают своего ребенка, улавливая его характер, привычки и интересы на протяжении всей его жизни. При вовлечении детей в труд и знакомстве с профессиями необходимо в первую очередь учитывать их предпочтения, склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и увлечения. В выборе своей будущей профессии дети нередко ориентируются на примеры родителей и других родственников. Известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают в одной и той же сфере, а также случаи, когда кто-то становится «учителем, как мама» или «строителем, как папа».
Семья является тем пространством, где формируется отношение к профессии и трудовой деятельности. У каждого взрослого существует свое видение работы, которое, иногда незаметно для нас, мы передаем своим детям. Если родители воспринимают труд как важную часть своей жизни и как способ реализации своих способностей и идей, то ребенок с раннего возраста начинает осознавать, что удовлетворение жизнью тесно связано с работой, и наоборот. Важно, чтобы в семейной атмосфере создание положительного отношения к труду у детей было приоритетом.
Малышам 3–5 лет будет полезно наблюдать за работой разных профессионалов, таких как продавцы, парикмахеры или водители, чтобы сформировать первоначальные представления о различных видах взрослого труда. Также совместные игры между детьми и взрослыми, которые отражают простые трудовые действия, будут способствовать этому пониманию. Важно акцентировать внимание детей на том, что труд взрослых направлен на заботу о других. При чтении детских книг стоит выделять положительных персонажей, которые трудятся и демонстрируют хороший пример.
Для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) полезны такие виды деятельности, как наблюдения, изучение книг (как художественных, так и справочных), беседы о различных механизмах и инструментах, облегчающих труд человека, о профессиях, соответствующих местным условиям, и о значении техники в работе. Важно также добавить к этому знакомство с творческими профессиями — художниками, писателями, композиторами и мастерами народного искусства — через посещение выставок, музеев, мастер-классов и театров. Не менее важно знакомство с профессиями близких родственников, что можно осуществить при помощи семейных альбомов, бесед и рассказов. Практика показывает, что многие дети не осведомлены о том, где работают их родители, и зачастую отвечают «на работе». Многие дети не знаю, какие заводы и фабрики расположены в их городе и что именно они производят. Это свидетельствует о том, что родители редко обсуждают свои профессиональные занятия.
Разнообразить с пользой семейное времяпрепровождение можно чтением, решением кроссвордов, просмотром фильмов, встречами с родственниками и друзьями, а также совместным посещением театров, музеев и концертов. Все это обогащает познания детей о мире, пробуждая интерес к новым знаниям и расширяя их кругозор. Родителям следует поддерживать этот интерес, чтобы он не угасал.
Ошибки, которые совершают родители при выборе критериев для профессии ребенка. Во-первых, в некоторых семьях вовсе отсутствуют какие-либо критерии. Некоторые родители просто не проявляют интереса к вопросам развития ребенка, и о его будущей карьере думают лишь в последнюю очередь. Это может привести к случайным выборам профессии, хотя иногда такие решения оказываются успешными. Во-вторых, в семьях могут существовать традиции. Например, если прадед, дед и отец были врачами, сыну, возможно, не остается иного выбора. Это — династические профессии, и такие обстоятельства часто приносят успех. Ребенок с ранних лет оказывается в профессиональной среде, общается с представителями своей будущей деятельности и получает различные преимущества от опытных родителей. В-третьих, бывает, что деньги или престиж становятся главными факторами. Многие родители предпочитают видеть ребенка в высокооплачиваемой, но не обязательно любимой работе. Есть и те, кто советует ребенку выбирать профессию, связанную с минимальными усилиями. В таких случаях ребенок всё же может найти свой путь и достичь успеха, но чаще это скорее исключение, чем правило.
Подготовка ребенка к карьере и поддержка в правильном выборе — важная задача для заботливых родителей.
Литература:
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / авт.-сост.: Акопян Л.М., Кожевникова А.В., Шапиева И.Н. — Глубокий, 2021, 56 с. https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/140376/content/afd0b393-7b43-4b28-85cf-cc61daa1ed22.pdf
- Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — 96 с.;