Организация туристической прогулки-похода по территории детского сада с воспитанниками 6–7 лет и их родителями
Авторы: Воронина Надежда Михайловна, Исуткина Оксана Викторовна, Новоселова Елена Николаевна, Фаталиева Сабина Нияз кызы
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 31.10.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Воронина, Н. М. Организация туристической прогулки-похода по территории детского сада с воспитанниками 6–7 лет и их родителями / Н. М. Воронина, О. В. Исуткина, Е. Н. Новоселова, С. Н. Фаталиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9520/ (дата обращения: 22.11.2024).
В данной статье рассказывается, как можно организовать туристическую прогулку-поход в условиях ДОУ, приводится примерный сценарный план похода.
Ключевые слова: активный отдых, прогулка-поход, физическое развитие, здоровый образ жизни.
Цель: приобщать дошкольников к активному отдыху через формирование простейших туристических навыков в летний период.
Задачи:
— формировать представления о здоровом образе жизни через активный отдых;
— расширять знания о походах и правилах поведения в походе и на природе;
— формировать эстетическое восприятие окружающей природы;
— обогащать нравственно — волевые качества дошкольников, через заботливое отношение к природе, людям, своей малой Родине.
— развивать ловкость, выносливость, смекалку,
— учить видеть прекрасное в обыденном.
Проблема физического воспитания и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни относится к числу первостепенных задач в образовательной и воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения. В наш современный мир необходимо использовать новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению ребенка — дошкольника.
Все образовательные учреждения реализуют ФОП ДО, целью которой является разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
В Федеральной образовательной программе наряду с задачами по общему физическому воспитанию дошкольников так же уделяется особое направление по организации активного отдыха, в том числе детского туризма.
Детский туризм — эффективное средство как физического, так и гармонического развития дошкольника. Составной частью туристической прогулки является помимо физической нагрузки так же ознакомление с природой и ее явлениями, с красотами родного края, с правилами поведения в природе и коллективе, взаимопомощь. Таким образом организуя прогулки — походы с дошкольниками мы не только осуществляем физическое воспитание дошкольников и повышаем двигательную активность, но и попутно решаем экологические задачи и осуществляем нравственное и патриотическое воспитание. Походы и экскурсии всегда проводятся в коллективе ребят и взрослых, где один за всех, а все за одного. Здесь четко распределяются роли и обязанности каждого, что воспитывает чувство ответственности, укрепляются волевые качества. Конечно, настоящий поход за пределы детского сада для дошкольников не всегда доступен. Но организовать прогулку — поход в пределах территории ДОУ вполне реально. Территория детского сада обычно небольшая, типичная для большинства учреждений. Однако желание, выдумка и поддержка всего коллектива, а также наличие экологической тропинки, достаточное количество зелёных насаждений, травяного покрова поможет в реализации задуманного. На территории каждого учреждения есть за чем понаблюдать, что поизучать и где отдохнуть. Деревья, кустарники, пеньки, метеостанции, спортивные площадки представляют возможность обогатить двигательный опыт ребенка, а также возможность оценить свои силы в преодолении препятствий и приобрести массу положительных эмоций. А положительные эмоции так же являются важнейшим фактором оздоровления.
Конечно же такие прогулки — походы требуют специальной подготовки и продуманности маршрута. Сначала надо определиться с целью такого похода, что это будет: экологическая экспедиция, спортивный поход или поход-экскурсия. В зависимости от цели планируется маршрут и задания для детей, как физические, так и образовательные. На протяжении маршрута похода предварительно подготавливается территория и места остановок. С детьми ведется предварительная работа: изучение топографических карт, умение обращаться с компасом, повторение правил поведения, разучивание речевок и походных песен. Очень важным фактором является подготовка одежды и снаряжения: рюкзаки, питание, коврики для привала, палатки. Все как в настоящем походе. Такая атрибутика поддерживает интерес и желание ребенка к участию в походе, а распределение обязанностей дисциплинирует.
Привлечение родителей к участию в таких мероприятиях позволяет добиться максимальной пользы для психического и физического благополучия ребенка дошкольного возраста. Совместные походы сплачивают детей и родителей, родители становятся активными участниками наравне с детьми, делятся опытом, помогают в прохождении препятствий, поют песни у «костра» и конечно же доставляют детям массу впечатлений, что оказывает несравнимый положительный эффект от такого времяпровождения.
Таким образом при организации прогулки-похода педагоги формируют у дошкольников представления о туризме и походах, туристических маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности. Учат правильно одеваться, собирать рюкзак и знать содержимое походной аптечки, помогать товарищам в пути. Закрепляют и пополняют знания о природных достопримечательностях. Такие мероприятия определяют отношение детей и их родителей к физической культуре, к активному отдыху и здоровому образу жизни.
Примерный сценарный план прогулки-похода
Ведущий: Начинаем новый день, прогони скорее лень.
Будет скука позади поход веселый впереди.
Сегодня мы с вами будем весёлыми туристами и отправимся в поход, где нас ждут интересные задания и весёлые приключения.
В поход ходят крепкие и сильные люди. Те, кто дружит с физкультурой.
Если утром ты зарядку делать очень ленишься
То в походе от неё никуда не денешься
Разминка туриста:
1. Ноги устали не знают смело по горам шагают.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
2. Вот к болоту подошли налетели комары.
Прыгаем, хлопок другой. Комарики над головой.
(Прыжки на месте, руки вверху, выполняем хлопок в ладоши)
3. Чтоб в лесу не заблудиться надо вместе потрудиться
(Руки на поясе, ноги на ширине плеч, повороты вправо влево)
А уставшая спина, это просто ерунда.
(Наклоны вперёд, руки на поясе)
4. Срок пришел, займись костром, подружись-ка с топором.
(Руки в замок, выполняем наклоны пронося руки между ног)
5. Что бы жар костру поддать всем руками помахать.
(Взмахи руками поочерёдно, левой — правой)
С трудной задачей вы справились ловко. Есть у вас сила, есть и сноровка.
Каждый весел и здоров и в поход идти готов. Что в поход с собой возьмём?
Очень быстро отвечайте, но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет, он подходит или нет?
Если «да» — в ладоши хлопни, если «нет» — ногою топни,
Только сильно не пыли. Все понятно? Раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска, пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи, две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка, ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож, ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат — Вот и собран наш отряд.
Молодцы!
А ну-ка, дети, встаньте в ряд! Готов к походу наш отряд?
Молодцы, я вижу, вы знаете, что пригодится в походе.
Итак, рюкзаки у нас собраны, пора в путь — дорогу.
Чтобы не скучно было в пути друга в пару себе найди.
Дети находят пару. Шагаем парами, не держась за руки с рюкзаками за спиной, с речевкой и песней
Кто шагает с рюкзаком? — Мы туристы!
Кто со скукой не знаком? — Мы туристы
Нас вперед ведут — Дороги
Наш девиз: — «Всегда вперёд».
Эй, ребята, твёрже шаг! Что турист берёт в дорогу?
— Песню, ложку и рюкзак. Звучит походная песня.
Так, ребята, кажется, мы сбились с пути
Что нам поможет дорогу найти? — Компас
Дети рассматривают компас, определяют север, юг.
Продолжают движение по стрелке компаса.
Находят топографические знаки: «Овраг», «Мост»
Задание: Перейти овраг по подвесному мосту
Продолжают движение по компасу. Топографический знак «Болото»
Задание: Перейти болото по кирпичикам
Продолжают движение по компасу. Топографический знак «Смешанный лес», «Бурелом», «Вход в пещеру»
Задание: Пройти через бурелом, освободить вход в пещеру
Продолжают движение по компасу. Топографический знак «Дом лесника», «Озеро», «Родник»
Привал:
Ставим палатки, ловим рыбу для ухи, собираем дрова для костра
(дети выполняют задания по подгруппам с родителями)
Задание от лесника: Найти и покормить ручную белку
(Опыт с колбой, водой и шариком (орешком))
Отдых у костра, перекус, отгадывание загадок, песни у костра.
Собираемся в обратный путь и наводим порядок: заливаем костер, собираем мусор
Обратный путь с речевкой и песней.
Литература:
- Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. — М.: Аркти, 2004.
- Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. — метод. пособие / Тюмен. гос. ун-т. — Тюмень, 2006.
- Кузнецова С. В. Туризм в детском саду. Методическое пособие. — Москва, Обруч, 2013.