Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 16.05.2018

Статья просмотрена: 943 раза

Библиографическое описание:

Головина, М. В. Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях / М. В. Головина, Е. Ю. Марковникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3364/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна их главных задач страны, а оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. В соответствии с основными нормативными документами приоритетной задачей дошкольного образования является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Для того, чтобы достичь данных целевых ориентиров ребенок, прежде всего, должен быть здоровым и социально благополучным.

Многочисленные исследования в области здоровьесберегающих технологий позволяют отметить, что особенно глубокий и значительный оздоровительный эффект достигается в результате использования естественных сил природы в сочетании с двигательными действиями. Именно поэтому, коллектив нашего детского сада широко использует туристические прогулки, экскурсии и походы в качестве эффективного средства воспитания здорового и закаленного человека, а так же для расширения его кругозора, познания законов и красоты окружающего природного мира.

Проанализировав изменения в законодательстве, запрос современного общества, а также окружающий социум, который включаюет в себя: парк Лесоводов Башкирии, музей леса, ботанический сад, лимонарий, и реку Уфа, мы определили концепцию дальнейшего развития своего учреждения.

Основной целью данной концепции стало всестороннее развитие личности ребенка средствами туристической деятельности. Данная концепция включала в себя стратегию управления модернизацией здоровьесберегающей деятельности.

На данном этапе мы определили основные направления деятельности, включающие в себя:

– организация здоровьесберегающей предметно-прострснтвенной среды;

– организация детской деятельности;

– организация деятельности коллектива;

– организацию сетевого взаимодействия;

– включение родителей воспитанников в здоровьесберагеющую деятельность.

В рамках формирования здоровьесберегающей предметно-пространственной среды на территории детского сада была создана тропа здоровья и палаточный городок, а так же подготовлено снаряжение юного туриста: туристические палатки, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Средства туризма так же обладают большим познавательным потенциалом и позволяют развивать познавательные способности детей. Именно поэтому в группах детского сада были оформлены мини-музеи, такие как «Удивительный мир насекомых», «Цветы вокруг нас», «Королевство камней». Они позволяют погрузить дошкольников в интересный и таинственный, красочный и завораживающий мир природы, вызвать интерес к изучению его тайн и загадок.

Созданная медиатека с набором видеосюжетов, аудиозаписей, картинок и картин о родном крае дополняет предметную среду и позволяет в доступной форме продемонстрировать детям их природные богатства и обсудить мировые экологические проблемы и найти пути их решения.

В рамках организации детской деятельности, на начальном этапе мы использовали пешие прогулки за пределы детского сада, которые представляют собой простейший вид детского туризма. Многолетние наблюдения показали, что различные виды туризма по-разному влияют на отдельные системы. Например, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Так же активный отдых на природе заметно улучшает эмоциональное состояние детей. Туристы обычно меньше подвержены депрессии, тревожности и напряженности. Они становятся более собранными, уверенными в себе, доброжелательными, терпимыми к недостаткам других.

Нами были организованы зимние походы по парку им. Лесоводов Башкирии и летние походы к реке Уфа. Данный вид деятельности позволили выявить уровень выносливости и силы воли каждого ребенка, а также скорректировать маршрут его индивидуального физического развития.

В подготовительной к школе группе была оформлена сюжетно — ролевая игра «Туристическое агентство». В рамках данного сюжета дети учатся рассказывать об удивительных местах, родного края, страны и мира в целом, передавая в рассказах свои впечатления об уникальной природе, памятниках древних культур и значимых архитектурных сооружениях.

Коллектив детского сада уверен, что это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Данная деятельность невозможна без поддержки и участия родителей. В детском саду действует туристический клуб «Детство-ТУР». Родители, дети и коллектив детского сада совершили восхождение на Мамбет, провели выходные дни на турбазе Артыш, осуществили воздушную переправу через реку Зилим, посетили знаменитые Аскинскую и Кунгурскую ледяные пещеры¸ полюбовались красотами водопада «Атыш». Посещение данных мест оставило не только яркие впечатления, но и показало важность совместного активного семейного отдыха на природе.

Путешествуя по просторам родного края, бывая в других странах, дети видят и другую — негативную сторону деятельности человека в природе. Это места стоянок, привалов, которые наносят непоправимый урон нашей природе, экологии. В рамках решения данной проблемы нами были разработаны памятки о правилах поведения на водоемах и в лесу.

С 2013 года детский сад проводит акцию «Возвращенный лес». За это время было собрано 4,5 тонны макулатуры. Если посмотреть статистику, нами было спасено более 70 деревьев.

В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации мы установили тесные связи с Республиканским музеем леса. Ежегодный поход — прогулка с посещением музея пополнили знания детей о животном и растительном мире республики.

Сотрудничество с Центром защиты леса Республики Башкортостан помогло сформировать систему экологических знаний, доступных для дошкольного возраста, расширить и закрепить знания о природе, привить бережное отношение к лесу и окружающему миру в целом.

С детьми проводился цикл бесед по темам: «Лес — начинается с семени», «Вредные и полезные насекомые леса», «Красная книга Республики Башкортостан», «Птицы — санитары леса», «Правила поведения в лесу». На практике в туристическом походе дети закрепляли полученные знания, устанавливали кормушки и скворечники для птиц.

Посетив выставку картин художницы в Уфимском ботаническом саду, дети перенеслись в атмосферу путешествий и солнечного Средиземноморья, а прогулка по оранжерее познакомила с миром экзотических растений в заснеженной Уфе.

Результатом работы коллектива стало оформление бренда детского сада «Юные туристы». Разработка новых маршрутов, развитие экотуризма и создание базы виртуальных экскурсий, соляная шахта позволят развить устойчивый интерес детей к туризму, как к увлекательному, познавательному и полезному виду деятельности.

Таким образом, туристическая деятельность, мотивирует дошкольника к ведению здорового образа жизни и является прекрасным средством всестороннего развития личности.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родной край, Башкортостан, окружающий мир, Правило поведения, природа, туристическая деятельность, Уфа.

Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений

Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Похожие статьи

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений

Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Задать вопрос