Туристические походы как эффективный инструмент экологического и патриотического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гизетдинова, З. Р. Туристические походы как эффективный инструмент экологического и патриотического воспитания / З. Р. Гизетдинова, Е. А. Тюрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96188/ (дата обращения: 19.10.2024).



Изучение мира для любого человека начинается с момента его рождения. Всё, что его окружает с первых минут жизни является объектами исследования: обстановка в комнате, двор с обитателями, улицы города и многое другое. Чем больше люди постигают окружающий мир, тем сильнее разгорается любовь к открытиям. Люди потому и стали разумными существами, что всегда стремились к познанию сначала близкого, а затем и далекого окружающего мира.

Сегодня много говорится об экологическом образовании, которое не только дает человеку необходимые экологические знания, но и способствует воспитанию экологически-ответственного поведения. Это способствует развитию высокой экологической культуры, помогает бережно и чутко относится к природе.

В процессе освоения знаний, связанных с окружающей природой, формируется экологическое сознание, проявляющееся в системе убеждений, активной жизненной позиции личности и поведении, направленном на сохранение природы. Для решения экологических проблем необходимо создание обновлённой системы взаимоотношений не только между человеком и природой, но, в первую очередь, гармоничных отношений между людьми. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми» [1, с. 11].

Кроме того, К. Д. Ушинский говорил: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье» [7, с. 392].

Человек, благодаря развившемуся за миллионы лет сознанию, старается обеспечить себе удобство, пытается быть независимым от природы, например, от климата, от нехватки пищи, изменить под себя условия обитания. Поэтому, человек, в первую очередь, отличается от животных тем, что находится во взаимодействии с природой через формируемую им культуру путём передачи потомкам своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, — «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню» [2].

Современной молодёжи трудно осознать значимость своего народа для этого мира, кроме того, учитывая сложные реалии жизни в наше время, они пытаются смотреть на прошлое страны с высоты современных условий существования. Поэтому молодое поколение воспитывается в такой среде, где понятия «долг перед Отечеством», «любовь к своей Родине и истории», «честь», — перестали быть престижными. Туризм, по всей вероятности, является наиболее результативным средством патриотического воспитания молодежи.

Знания в области экологии помогают понять всё то негативное влияние, которое человек может оказать на природу, осознать последствия, в результате которых может произойти экологическая катастрофа глобального масштаба с перспективой вымирания всего человечества. Поэтому, самое важное из условий выживания нашего мира с точки зрения экологии — это сохранение жизни на Земле. На наш взгляд, экологически образованный человек должен в первую очередь пытаться выполнить именно это условие.

Однако некорректно пытаться построить систему экологических знаний только вокруг потребностей человека. Гибель природы с неизбежностью приведет к губительным последствиям для жизни всех людей. Знания об экологии помогают человеку осознать, что люди и природа — единое целое и представления о подчинении человеку природы примитивны и неосмотрительны. Эта идея сегодня обязательно должна присутствовать в сознании каждого ребенка, а одна из форм работы, которая позволяет этого добиться, является школьный туризм.

Туризм предполагает перемещение людей в пространстве от места его постоянного проживания в другие места с конкретной целью или целями [4, с. 16–24].

Разнообразные формы туристических практик в процессе школьного обучения могут включать: походы разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, пешие и транспортные экскурсии, туристские слеты, сборы, различные виды туристских соревнований, турлагеря [6, с.50].

В каждой форме практики можно найти как плюсы, так минусы. Например, одними из ограничивающих факторов участия детей в туристских походах, слетах и соревнованиях являются наличие соответствующего оборудования, физической и специализированной подготовки, а также медицинские показания по состоянию здоровья. Но, несмотря на все вышеперечисленные ограничения, туристический поход с педагогической точки зрения продолжает оставаться наиболее эффективной формой экологического воспитания и всестороннего развития личности ребенка. По нашему убеждению, только реальный поход в настоящих природных условиях может дать тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу.

В последнее время в нашем учебном учреждении у обучающихся появляется все больше возможностей путешествовать по России. Туристические маршруты специально разрабатываются таким образом, чтобы обучающиеся смогли посетить как можно больше интересных и знаменитых городов России, а также мест, которые создала сама природа (см. Рис. 1). Среди всех туров по родному краю особое внимание уделяем походам и турам выходного дня, сплавам по рекам Урала

Лесное озеро в Карталинском районе Челябинской области

Рис. 1. Лесное озеро в Карталинском районе Челябинской области

В муниципальном задании предусмотрено, что учебное учреждение обязано совершить поход разной сложности в летней период времени, согласно постановлению Администрации города Магнитогорска по Челябинской области от 17.05.2017 года (5189-П).

В качестве организаторов походов с обучающимися могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации, оказывающие услуги в области туризма [3, с. 27].

Рекомендуется привлекать к организации походов с обучающимися общеобразовательных организаций профильные образовательные организации системы дополнительного образования детей.

Одной из главных целей туристического похода является: приобретение навыков и умений нахождения вне городской среды, адаптация к природным условиям, а также сохранение и преумножения естественной флоры и фауны, выработка оптимального сосуществования человека и природы.

Перед походами обучающиеся проходят теоретический курс «молодого туриста», получая элементарные знания об особенностях туристических походов, разбивании лагеря, ведении зоны костра, правилах поведения на природе и воде.

Организаторами-педагогами разрабатывается программа, в результате которой обучающиеся смогут увидеть не только красоту природы, но ориентироваться по местности (работа с компасом, картой), изучение особенностей края своего субъекта РФ [5, с. 78].

Большую роль в организации походов играет развитие взаимодействия с родителями, в частности, если есть такая возможность, то родители не только участвуют в туристическом походе, но и разрабатывают совместные мероприятия по реализации данного маршрута и определяют свою роль на каждом этапе маршрута.

В процессе поход разбивается участниками на этапы, каждый момент обговаривается, вырабатывается определенный комплекс правил поведения на природе, где большое внимание уделяется гармоничному существованию человека и природы. Каждый день похода полностью расписывается от подъема до сна. Ребята на практике учатся ставить палатки, обустраивать их, соблюдать правила поддержания чистоты в своей палатке и вокруг нее. Во время привала назначаются ответственные дежурные по лагерю, которые ежедневно следят за чистотой зоны, занимаемой лагерем.

Особое внимание уделяется утилизации отходов и применении на практике знаний как и куда выбрасывать мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей, природы и экосреды.

В походе ребята приобретают опыт приготовления пищи на природе, разведения костра, безопасного поддержания огня, организации уборки столов и использованной посуды, учатся совместно вырабатывать план грамотной уборки кухонной зоны после завтрака/обеда/ужина (см. Рис. 2).

Обучающиеся лицея готовят пищу в условиях турпохода

Рис. 2. Обучающиеся лицея готовят пищу в условиях турпохода

На организованной поляне лагеря устанавливается умывальник, туалетная зона лагеря, чтобы не навредить окружающей среды своим пребыванием.

Каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, зависят очень многие процессы. Поэтому стоит уделить внимание экологической науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

Следовательно, экологическое образование — это процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков в области экологии, а организация детско-юношеского туризма в образовательных учреждениях позволяет создать все необходимые условия для подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами.

Литература:

  1. Иванов В. И. Общая экология: Тексты лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spbguga.ru/files/f22256.pdf
  2. Ильин В. В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://litlife.club/books/111823/read?page=28
  3. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации. /Утверждена, приказом Минобразования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293
  4. Куликов В. М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов). Вестник детско-юношеского туризма в России.1997. — № 3 (23). — С.16–24.
  5. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися /Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения».
  6. Рябов Е. Г. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. — Физкультура и спорт, 1983. — 160 с.
  7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: 2002. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, поход, туристический поход, область экологии, окружающая среда, организация походов, особое внимание, учебное учреждение, Челябинская область, экологическое образование.


Похожие статьи

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся

Похожие статьи

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся

Задать вопрос