В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.
Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-ритмическое чувство, импровизация, музыкальная координация, группа компенсирующей направленности, музыкальный потенциал.
Музыкально-ритмические движения — это важная часть образовательного процесса на музыкальных занятиях. Целями и задачами подобного вида музыкальной деятельности являются:
— обучение воспитанников согласованности движений, соответствующих характеру музыки;
— развитие навыков художественно-творческих и музыкально-сенсорных способностей;
— повышение внимания и двигательной реакции;
— развитие музыкально-ритмического чувства;
— способность эмоционально воспринимать музыку и проявлять эти навыки через игры, пляски и упражнения.
Дети, посещающие группы компенсирующей направленности, могут иметь особенности в развитии, требующие индивидуального подхода, и музыкально-ритмическая деятельность играет важную роль, способствуя улучшению моторики, духа, речи и эмоционального восприятия. При формировании у детей навыков самоконтроля и зрительно-двигательной координации воспитанники способны подчиняться определенному темпу и ритму как в пении, так и движении [1]. Музыкально-ритмические движения учат детей сотрудничеству и развивают эмоциональное интеллектуальное взаимодействие, тем самым влияют и на социальную интеграцию воспитанников.
В методы работы могут быть включены интерактивные музыкальные игры, которые включают движения и ритм, или занятия, направленные на интеграцию музыки с другими видами искусств, такими как живопись и театр.
Формами проведения музыкально-ритмической деятельности могут стать как групповые занятия, позволяющие детям взаимодействовать друг с другом, индивидуальные занятия, праздники и развлечения.
Приведем несколько примеров музыкально-ритмических упражнений и игр.
1. Игры-догонялки. Целью подобных игр станут выученные правила, которые будут применяться в соответствии с определенными ритмическими движениями, которые следует выполнять под музыку. Например, «Дождик», «Дети и Волк», «Лисичка и зайки» и т. д. В игре «Медведь и дети» выбранный ребенок играет роль медведя, он садится в круг и спит. Остальные дети, двигаясь по кругу, поют:
Кто уснул под дубком и накрылся кожушком, (прикладывают палец ко рту)
Ой, тише не шуметь, это спит в лесу медведь [2].
Тем временем медведь просыпается и догоняет детей.
2. Музыкально-ритмические игры со звучащими жестами. Они не только развивают речевые навыки воспитанников, но и способствуют развитию артистических способностей у детей, когда они стремятся создать свой музыкальный образ. Игра «Лисичка и грибы» помогает детям услышать ритмическую организацию хлопков.
Игра «Сороконожки» проводится несколькими колоннами. Дети стоят в колоннах, взявшись за локти. Под определенные слова попевки могут идти «паровозиком», «топающим» шагом, останавливаться, одновременно поднимать правые или левые ноги, хлопать и т. д. Можно включить некий соревновательный элемент: та колонна, чьи движения выглядят слаженнее, побеждает.
3. Музыкальные подвижные игры. Воспитанники выполняют музыкально-ритмические движения под музыку. В игре «Метель, снежинки, снеговик» дет внимательно слушают условия, о которых говорит ведущий. При объявлении команд дети перестраиваются по залу, выполняя движения под музыку. Например, «метель» — бег змейкой по залу, «снежинка» — создают пару, взяв друг друга за руки, кружатся, «снеговик» парами встают спиной друг к другу. Музыка сменяется на каждую часть [2].
4. Игры-хороводы. Основным их приёмом является не только развитие музыкального слуха и ритма у детей, но и коммуникации воспитанников в общем деле. Например, игра «Солнышко и дождик», «Мы на луг ходили…» и т. д.
5. Танцы с предметами. Дети применяют свои приобретенные музыкально-ритмические навыки в танцах с предметами, парами. Например, танцы с шарами, ленточками, платочками, колокольчиками, мишурой и т. д.
В итоге, польза музыкально-ритмических движений заключена в:
— совершенствовании крупной и мелкой моторики через движения под музыку;
— формировании чувствительности к музыке и ритму;
— выражении эмоций через движения и музыку;
— укреплении социальных навыков и коммуникации.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность способствует гармоничному развитию ребенка, делает занятия увлекательными и интересными. Важно создать условия, в которых каждый воспитанник сможет раскрыть свой потенциал и получить радость от музыки и движения.
Литература:
- Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы музыкального руководителя / Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 1982. — 308с.
- Фирилева, Ж.Е., Рябчикова А. И., Загрядская О. В. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста [Текст]/ Ж. Е. Фирилева, А. И. Рябчикова, О. В. Загрядская. — М.: Планета музыки, 2018. — 160 с.