Проектирование детского медиаконтента «Маленькое закуЛисье» как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.07.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Лаушкина, Н. Т. Проектирование детского медиаконтента «Маленькое закуЛисье» как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников / Н. Т. Лаушкина, Т. А. Паринова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9355/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы рассматривают актуальность создания авторского медиаконтента для дошкольников с их непосредственным участием.

Ключевые слова: медиаконтент, дошкольники, ценностные ориентиры.

Современные дети — первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео- и онлайн-игры. Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми свидетельствует о том, что именно дети находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита от деструктивного информационно — психологического воздействия. [1].

Среди педагогов — ученых и практиков, общественных деятелей и родительской сообщества прочно утвердилось мнение о необходимости воспитательной работы с подрастающим поколением, в том числе нацеленной на формирование безопасного, конструктивного поведения в медийно-информационном пространстве и на профилактику деструктивного медийно-информационного влияния. Исследования достоверно показывают, что медиапространство и далее будет усиливать свое воздействие на личность и социальное развитие общества.

В связи с этим особую тревогу у общественных и государственных деятелей, у педагогов и ответственных родителей вызывают девиантные ценности из общедоступного медиаконтента, которые формируют одобрительные установки детей и молодежи в отношении деструктивного поведения.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в рамках развития социальных институтов воспитания ориентирует на формирование у детей «умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию».

В этой связи актуальными представляются медиаобразовательные технологии, методики формирования медийно-информационной, цифровой грамотности и самостоятельного обеспечения медиабезопасности детей и молодежи, а также разработки, связанные с обеспечением медийно-информационной (цифровой) грамотности современных педагогов и родителей.

Данная проблематика напрямую связана с возрастающей потребностью создания безопасного детского медиаконтента, который будет учитывать не только интересы и потребности ребёнка, но и способствовать становлению и развитию социокультурного опыта, картины мира, ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков.

Требования времени, социальный заказ и научное прогнозирование — эти тенденции стали основополагающими для создания детского медиаконтент в МАДОУ детский сад № 31 г. Новороссийска. Дошкольное учреждение выступает центром по проектированию и созданию детского медиаконтента — «Маленькое закуЛисье» https://rutube.ru/channel/38062318/videos/

Уникальность прослеживается в самой идее создания передачи для детей с их непосредственным участием. Накопленный опыт детского сада в данном направлении помогает реализовывать несколько функций: социальную, образовательную, воспитательную и развлекательную. Новизна заключается в создании модели проектирования детского медиаконтента как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников, которая предусматривает реализацию ФОП ДО, реализацию Федеральной программы воспитания. Предлагаемая модель (рис. 1.), основывается как на традиционных, так и на информационно — коммуникационных технологиях, которые способствуют достижению планируемых результатов обучения и воспитания дошкольников.

Формы планирования по проектированию передачи «Маленькое закуЛисье»

Разработано с учетом:

— Федеральной образовательной программы дошкольного образования — утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028.

— Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации Программы воспитания — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. —16 с.

Таблица 1

Тематическое планирование

Месяц

Ценность — доминанта месяца

Название передачи

Рубрика «Видеоролик»

анимационные произведения (ФОП ДО)

Рубрика «Загадка»

Сентябрь

«Познание»

«Как это измерить?»

Цикл фильмова «38 попугаев» студия «Союзмультфильм» реж И.Уфимцев 1976 г.

Без неё, скажу я, Линию прямую

Не прочертишь ни одну,

Не измеришь и длину.

Мне ответь ты поскорей-ка! Называется…

Октябрь

«Труд»

«Скучен день до вечера, если делать нечего».

Фильм «Вовка в тридевятом царстве» студия «Союзмультфильм» реж.Б.Степанцев 1965г.

Я сижу на берегу

Живописного пруда.

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

Ноябрь

«Семья»

«Почему нужно слушать родителей?»

Фильм «Гуси-лебеди» студия «Союзмультфильм», реж. И. Иванов-Вано, А.Снежно-Блоцкая,1949 г.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Декабрь

«Красота»

«Кто как видит красоту?»

1.Сериал «Зебра в клеточку» (серия 4 «Фотоаппарат») студя «Союзмультфильм» реж. А.Алексеев 2020 г.

В картинной галерее

Их очень-очень много.

На этой море видим,

А вон на той — дорогу.

Маслом, акварелью

Художников творения.

Январь

«Здоровье»

«На зарядку становись!»

1. Цикл фильмова «38 попугаев» (Зарядка для хвоста) студия «Союзмультфильм» реж. И.Уфимцев 1979г.

Руки врозь, а ноги вместе.

Бег, потом прыжки на месте,

Рассчитались по порядку.

Вот и сделали...

Февравль

«Дружба»

«Как найти друзей?»

1.Фильм «Умка ищет друга» студия «Союзмультфильм» Реж. В.Попов, В. Пекарь 1970 г.

Друг без друга мы скучаем,

Вместе с радостью играем.

И нам ссорится не нужно,

Ведь всего сильнее…

Март

«Человек»

«Лети, лети лепесток»

1.Фильм «Последний лепесток», студия «Союзмультфильм», реж. Р.Качанов 1977 г.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Апрель

«Природа»

«Зачем беречь природу?»

1. Фильм «Простоквашино» студия «Союзмультфильм», Реж. В.Попов

Ты меня не замечаешь,

А всю Землю обнимаю.

Май

«Родина»

«День Победы».

Мультфильм «Солдатская сказка» по мотивам рассказа «Похождения жука-носорога» К. Паустовского, Творческое объединение «Киевнаучфильм» Реж. А. Грачёва 1983 г.

Солнышко слепит, день освещая,

Красные звезды и красное знамя.

Красную дату и солнышко знает:

Это, ребята...

Таблица 2

Планирование передачи «Маленькое закуЛисье» по инициативе детей

Ценность

Название передачи

Рубрика «Видеоролик»

Анимационные произведения

Рубрика «Загадка»

«Познание»

«Лиса Морковка изучает ПДД»

Видеоролик о безопасности движения «Радионяня» — Пешеходы-пешеходы.

Пешеходам объясняет,

Как дорогу перейти.

Он сигналы зажигает,

Помогая нам в пути.

«Семья»

«Лиса Морковка собирается на день рождения».

Авторский мультипликационный ролик, созданный детьми.

-

«Родина»

«День города-героя Новороссийска»

Авторский мультипликационный ролик, созданный детьми.

Ветер ласкает прибрежные волны,

Горы стремятся покорить небосвод.

И город красивый, уютный мой город

С именем Новым Российским живёт.

«Познание»

«Детям об укулеле»

Видеоролик песни «Осень раскрасавица» сл. и муз.

Г. Азаматова — Бас.

Суши маленький кусочек,

— Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

«Природа»

«Лиса Морковка рассказывает о безопасности в лесу»

Мультфильм «На лесной тропе» 1975 г,

Реж. В. Котёночкин

Если вдруг пожар случится,

Кто быстрее всех примчится

На машине ярко-красной,

Чтоб залить огонь опасный?

C:\Users\USER\Desktop\Стажировка\МОДЕЛЬ.jpg Рис. 1. Модель проектирования детского медиаконтента

Алгоритм создания «Маленькое закуЛисье»

Рис. 2. Алгоритм создания «Маленькое закуЛисье»

Игровой планшет «Тропа закуЛисье»

Рис. 3. Игровой планшет «Тропа закуЛисье»

Литература:

  1. Концепция информационной безопасности детей в РФ утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2023 г. № 1105-р.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования у тверждена Приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028.
  3. Практическое руководство по реализации программы «Воспитателю о воспитании», Институт воспитания РАО, 2022 г.
  4. Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых), ФИОКО 2021 г.

Похожие статьи

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Литературная образовательная среда семей с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье литературной образовательной среды.

Школьная электронная газета «МИДиЯ» как средство самовыражения подростков

В статье автор рассказывает об этапах создания электронной школьной газеты и анализирует, насколько важно предоставить детям возможность быть самостоятельными и инициативными в пределах школы.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Похожие статьи

Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста

В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности

В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Литературная образовательная среда семей с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье литературной образовательной среды.

Школьная электронная газета «МИДиЯ» как средство самовыражения подростков

В статье автор рассказывает об этапах создания электронной школьной газеты и анализирует, насколько важно предоставить детям возможность быть самостоятельными и инициативными в пределах школы.

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Задать вопрос