Проектирование детского медиаконтента «Маленькое закуЛисье» как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников
Авторы: Лаушкина Наталья Талгатовна, Паринова Татьяна Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 25.07.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Лаушкина, Н. Т. Проектирование детского медиаконтента «Маленькое закуЛисье» как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников / Н. Т. Лаушкина, Т. А. Паринова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9355/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье авторы рассматривают актуальность создания авторского медиаконтента для дошкольников с их непосредственным участием.
Ключевые слова: медиаконтент, дошкольники, ценностные ориентиры.
Современные дети — первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео- и онлайн-игры. Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми свидетельствует о том, что именно дети находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия.
Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита от деструктивного информационно — психологического воздействия. [1].
Среди педагогов — ученых и практиков, общественных деятелей и родительской сообщества прочно утвердилось мнение о необходимости воспитательной работы с подрастающим поколением, в том числе нацеленной на формирование безопасного, конструктивного поведения в медийно-информационном пространстве и на профилактику деструктивного медийно-информационного влияния. Исследования достоверно показывают, что медиапространство и далее будет усиливать свое воздействие на личность и социальное развитие общества.
В связи с этим особую тревогу у общественных и государственных деятелей, у педагогов и ответственных родителей вызывают девиантные ценности из общедоступного медиаконтента, которые формируют одобрительные установки детей и молодежи в отношении деструктивного поведения.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в рамках развития социальных институтов воспитания ориентирует на формирование у детей «умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию».
В этой связи актуальными представляются медиаобразовательные технологии, методики формирования медийно-информационной, цифровой грамотности и самостоятельного обеспечения медиабезопасности детей и молодежи, а также разработки, связанные с обеспечением медийно-информационной (цифровой) грамотности современных педагогов и родителей.
Данная проблематика напрямую связана с возрастающей потребностью создания безопасного детского медиаконтента, который будет учитывать не только интересы и потребности ребёнка, но и способствовать становлению и развитию социокультурного опыта, картины мира, ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков.
Требования времени, социальный заказ и научное прогнозирование — эти тенденции стали основополагающими для создания детского медиаконтент в МАДОУ детский сад № 31 г. Новороссийска. Дошкольное учреждение выступает центром по проектированию и созданию детского медиаконтента — «Маленькое закуЛисье» https://rutube.ru/channel/38062318/videos/
Уникальность прослеживается в самой идее создания передачи для детей с их непосредственным участием. Накопленный опыт детского сада в данном направлении помогает реализовывать несколько функций: социальную, образовательную, воспитательную и развлекательную. Новизна заключается в создании модели проектирования детского медиаконтента как эффективной формы становления и развития ценностных ориентиров старших дошкольников, которая предусматривает реализацию ФОП ДО, реализацию Федеральной программы воспитания. Предлагаемая модель (рис. 1.), основывается как на традиционных, так и на информационно — коммуникационных технологиях, которые способствуют достижению планируемых результатов обучения и воспитания дошкольников.
Формы планирования по проектированию передачи «Маленькое закуЛисье»
Разработано с учетом:
— Федеральной образовательной программы дошкольного образования — утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028.
— Воспитателю о воспитании детей 5–7 лет в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации Программы воспитания — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022. —16 с.
Таблица 1
Тематическое планирование
Месяц |
Ценность — доминанта месяца |
Название передачи |
Рубрика «Видеоролик» анимационные произведения (ФОП ДО) |
Рубрика «Загадка» |
Сентябрь |
«Познание» |
«Как это измерить?» |
Цикл фильмова «38 попугаев» студия «Союзмультфильм» реж И.Уфимцев 1976 г. |
Без неё, скажу я, Линию прямую Не прочертишь ни одну, Не измеришь и длину. Мне ответь ты поскорей-ка! Называется… |
Октябрь |
«Труд» |
«Скучен день до вечера, если делать нечего». |
Фильм «Вовка в тридевятом царстве» студия «Союзмультфильм» реж.Б.Степанцев 1965г. |
Я сижу на берегу Живописного пруда. Без чего я не смогу Вынуть рыбку из пруда? |
Ноябрь |
«Семья» |
«Почему нужно слушать родителей?» |
Фильм «Гуси-лебеди» студия «Союзмультфильм», реж. И. Иванов-Вано, А.Снежно-Блоцкая,1949 г. |
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... |
Декабрь |
«Красота» |
«Кто как видит красоту?» |
1.Сериал «Зебра в клеточку» (серия 4 «Фотоаппарат») студя «Союзмультфильм» реж. А.Алексеев 2020 г. |
В картинной галерее Их очень-очень много. На этой море видим, А вон на той — дорогу. Маслом, акварелью Художников творения. |
Январь |
«Здоровье» |
«На зарядку становись!» |
1. Цикл фильмова «38 попугаев» (Зарядка для хвоста) студия «Союзмультфильм» реж. И.Уфимцев 1979г. |
Руки врозь, а ноги вместе. Бег, потом прыжки на месте, Рассчитались по порядку. Вот и сделали... |
Февравль |
«Дружба» |
«Как найти друзей?» |
1.Фильм «Умка ищет друга» студия «Союзмультфильм» Реж. В.Попов, В. Пекарь 1970 г. |
Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссорится не нужно, Ведь всего сильнее… |
Март |
«Человек» |
«Лети, лети лепесток» |
1.Фильм «Последний лепесток», студия «Союзмультфильм», реж. Р.Качанов 1977 г. |
На земле он всех умней, Потому и всех сильней. |
Апрель |
«Природа» |
«Зачем беречь природу?» |
1. Фильм «Простоквашино» студия «Союзмультфильм», Реж. В.Попов |
Ты меня не замечаешь, А всю Землю обнимаю. |
Май |
«Родина» |
«День Победы». |
Мультфильм «Солдатская сказка» по мотивам рассказа «Похождения жука-носорога» К. Паустовского, Творческое объединение «Киевнаучфильм» Реж. А. Грачёва 1983 г. |
Солнышко слепит, день освещая, Красные звезды и красное знамя. Красную дату и солнышко знает: Это, ребята... |
Таблица 2
Планирование передачи «Маленькое закуЛисье» по инициативе детей
Ценность |
Название передачи |
Рубрика «Видеоролик» Анимационные произведения |
Рубрика «Загадка» |
«Познание» |
«Лиса Морковка изучает ПДД» |
Видеоролик о безопасности движения «Радионяня» — Пешеходы-пешеходы. |
Пешеходам объясняет, Как дорогу перейти. Он сигналы зажигает, Помогая нам в пути. |
«Семья» |
«Лиса Морковка собирается на день рождения». |
Авторский мультипликационный ролик, созданный детьми. |
- |
«Родина» |
«День города-героя Новороссийска» |
Авторский мультипликационный ролик, созданный детьми. |
Ветер ласкает прибрежные волны, Горы стремятся покорить небосвод. И город красивый, уютный мой город С именем Новым Российским живёт. |
«Познание» |
«Детям об укулеле» |
Видеоролик песни «Осень раскрасавица» сл. и муз. Г. Азаматова — Бас. |
Суши маленький кусочек, — Но бывает иногда Он большим, и даже очень, А вокруг всегда вода. |
«Природа» |
«Лиса Морковка рассказывает о безопасности в лесу» |
Мультфильм «На лесной тропе» 1975 г, Реж. В. Котёночкин |
Если вдруг пожар случится, Кто быстрее всех примчится На машине ярко-красной, Чтоб залить огонь опасный? |
Рис. 1. Модель проектирования детского медиаконтента
Рис. 2. Алгоритм создания «Маленькое закуЛисье»
Рис. 3. Игровой планшет «Тропа закуЛисье»
Литература:
- Концепция информационной безопасности детей в РФ утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2023 г. № 1105-р.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования у тверждена Приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028.
- Практическое руководство по реализации программы «Воспитателю о воспитании», Институт воспитания РАО, 2022 г.
- Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых), ФИОКО 2021 г.
Похожие статьи
Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста
В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности
В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.
Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников
В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО
В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Литературная образовательная среда семей с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье литературной образовательной среды.
Школьная электронная газета «МИДиЯ» как средство самовыражения подростков
В статье автор рассказывает об этапах создания электронной школьной газеты и анализирует, насколько важно предоставить детям возможность быть самостоятельными и инициативными в пределах школы.
Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры
В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...
Похожие статьи
Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста
В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через интерактивные методы и формы обучения в театральной деятельности
В статье автор представляет свой опыт целенаправленного отбора и апробации интерактивных форм и методов, наиболее целесообразных для развития творческих способностей в театральной деятельности.
Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников
В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Возможности музейной педагогики в социализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО
В статье авторы описывают опыт работы по социализации дошкольников посредством музейной педагогики.
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Литературная образовательная среда семей с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы влияния семьи на формирование интереса детей дошкольного возраста к книг, создания в семье литературной образовательной среды.
Школьная электронная газета «МИДиЯ» как средство самовыражения подростков
В статье автор рассказывает об этапах создания электронной школьной газеты и анализирует, насколько важно предоставить детям возможность быть самостоятельными и инициативными в пределах школы.
Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры
В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...