Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Авторы: Персикова Екатерина Николаевна, Лузгина Елена Тимофеевна, Ашпина Елена Валериевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 05.05.2024
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Персикова, Е. Н. Использование нейрокоррекционных игр и упражнений в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения / Е. Н. Персикова, Е. Т. Лузгина, Е. В. Ашпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9202/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы одной из актуальных социальных проблем современного российского общества является оказание всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Большое количество детей имеют физические и интеллектуальные недостатки в развитии, значительное место их них занимают дети с нарушением зрения, и с каждым годом эта тенденция увеличивается.
Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральная образовательная программа дошкольного образования и изменения, происходящие в обществе, требуют нового подхода к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, физического, творческого, эмоционального развития ребенка. Особенно актуально звучат задачи по социализации ребенка, формированию любознательности, а также мотивации в достижении успеха.
Дети с нарушением зрения развиваются несколько иначе, чем их ровесники. Патология зрения влечет за собой задержку речевого развития, которая приводит к замедленному или специфическому формированию когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д., что тормозит психическое развитие в целом. В развитии детей с нарушением зрения очень часто отмечается нарушения деятельности вестибулярного аппарата и координации, недостатки моторного развития, ориентировки в пространстве, замедленность и скованность в движении. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движений. Наблюдается асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышения резкости движения. Многим детям присущи нарушение мелкой моторики, а также все они имеют дефицит психической деятельности. Он связан с мозговой органической или функциональной недостаточностью или несформированностью психической деятельности. Это проявляется в недоразвитии фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.Для того, чтобы эти разнонаправленные процессы синхронизировались и создали целостный ансамбль психической деятельности, необходима «востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора». [1, c. 2]
Таким образом, ознакомившись с трудами А. В. Семенович, мы решили, что нашим воспитанникам необходимы игры и упражнения нейрокоррекционного характера.
Своевременно организованная коррекция нарушенного развития и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в развитии детей с ОВЗ. Исходя из психофизических особенностей и потребностей обучающихся, с целью усиления эффективности результатов реабилитационного воздействия была разработана данная методическая разработка.
Представленная разработка позволяет решать задачи:
– коррекции и развития;
– оздоровления и укрепления.
В основу методической разработки положен метод замещающего онтогенеза по Семенович А. В., и элементы активных коррекционно- развивающих методик.
Очевидно, что оба полушария мозга одинаково важны для протекания любого психического процесса. Наиболее доступный способ постоянной стимуляции правого и левого полушария — упражнения, в которых задействованы левая (связанная с правым полушарием) и правая (связанная с левым полушарием) стороны тела. Поэтому при работе над психомоторными координациями (растяжками, дыханием и т. п.) мы всегда придерживаемся единого алгоритма. Все упражнения выполняются каждой рукой и ногой отдельно, затем — обеими вместе (однонаправленно и врозь). Так достигается не только повышение активности каждого из полушарий, но и их совместная работа. [2с.7]
Таким образом, с помощью специальных игр и упражнений можно гармонизировать взаимодействие полушарий головного мозга и развивать когнитивные способности и детскую мотивацию к познавательной активности.
Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей, а значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Методическая разработка рассчитана на то, чтобы обучающиеся получили необходимый объем знаний, успешно могли освоить коррекционно-развивающие направления.
Методическая разработка универсальна, и подходит как для детей с нормой в развития, так и для детей с теми или иными проблемами в развитии. Данная разработка позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.
Обучение детей ПДД — актуальный запрос современного города. Безопасность детей на дорогах — раздел области «Социально- коммуникативное развитие». Воспитанники имеют не только знания о светофоре, дорожный знаках и разметке, пешеходном переходе, дорожных ловушках, но и опыт практических упражнений в переходе дороги, решении дорожных ситуаций.
Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки об авариях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечить безопасность движения на дорогах становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении. [3]
Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. [4]
Мы решили соединить эти 2 направления и создать игры по закреплению ПДД, в которых бы решались задачи нейрокоррекционного развития. Это поможет нашим воспитанникам гармонично развиваться, укрепить нейронные связи головного мозга.
Цель: создание игр и пособий, решающих комплексную задачу развития высших психических функций, стабилизации межполушарного взаимодействия, развитии мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия в обучении детей правилам дорожного движения.
Задачи:
– Развивать межполушарные связи.
– Развивать познавательные навыки.
– Развивать память и внимание.
– Развивать мелкую моторику, совершенствовать графические навыки.
– Развивать пространственные отношения — понятия «лево — право», «вверх-вниз».
– Развивать слуховое и зрительное, цветовое восприятие.
– Закрепить названия дорожных знаков, транспорта.
– Закрепить отличия грузового и легкового транспорта.
– Закрепить понятие «Пешеходы» — это люди, находящиеся на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке.
– Закрепить понятие «Автомобиль» — транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов. (Легковой автомобиль, грузовой автомобиль)
– Закрепить понятие «Легковой автомобиль » (народ. легковушка) — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек.
– Закрепить понятие «Трактор» — самодвижущаяся машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы
– Закрепить названия и назначения спецтранспорта.
Методическая разработка представляет собой описание дидактических игр, сопровождается наглядным материалом. В описании игр соблюдены структурные компоненты дидактической игры, учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Данную методическую разработку можно рекомендовать воспитателям дошкольных образовательных учреждений и педагогам дополнительного образования, работающим с детьми 5–7 лет.
Коррекционная направленность разработки проявляется: в активизации речевых процессов, развитии зрительного и слухового внимания, памяти, мышления детей; развитии бинокулярного зрения в условиях осложненного восприятия; тренировке умения быстро менять направление взора, фиксировать его на заданном объекте.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр.
- Школа водителей (Проехать по спирали)
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия
Задачи:
– способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.
– закрепить название транспорта.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры:
Игра представляет собой 4 поля с изображением спиралевидной дороги и изображения транспорта.
Игровое задание:
Воспитаннику предлагаем взять машинки, поставить их на начало дороги, двигая машинку пальцем руки, «проехать» по дороге левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.
Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребенка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Усложнение: развернуть одно из полей. Предложить проехать по «дорогам» двумя руками одновременно.
- Пешеходный лабиринт.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия
Задачи:
– Способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.
– Развивать зрительное внимание, самоконтроль, мелкую моторику.
– Закрепить понятие «пешеходы» — это люди, находящиеся на тротуаре, пешеходной или велопешеходной дорожке.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры:
Игра представляет собой несколько 2 поля с изображением лабиринта, маленькие изображения пешеходов или маленькие объемные фигурки пешеходов.
Игровое задание:
Воспитаннику предлагаем фигурки пешеходов, «пройти в центр лабиринта левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.
Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребенка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Усложнение : развернуть одно из полей. Предложить пройти лабиринт двумя руками одновременно.
- «Найди одинаковые знаки»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия
Задачи:
– Способствоватьгармонизации межполушарных отношений, преодолению сложившихся стереотипов, выработки навыков внутреннего контроля.
– Закрепить названия дорожных знаков.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры:
Игра представляет собой 2 поля с изображением дорожных знаков. Знаки расположены по-разному.
Игровое задание:
Воспитаннику предлагается указательными пальцами левой и правой руки одновременно касаться одинаковых знаков: левой рукой на левом поле, правой рукой — на правом.
- Обведи по контуру и раскрась двумя руками.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи:
– способствоватьсозданию новых нейронных связей;
– развивать мелкую моторику.
– Закрепить понятие « Легковой автомобиль» (народ. легковушка) — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры:
Игра представляет собой поле с изображением симметричного автомобиля.
Игровое задание:
- Обвести автомобиль левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно.
- Предложить раскрасить автомобиль одновременно двумя руками начиная одновременно слева и справа.
- «Не сбейся с пути»
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, подготовка руки к письму.
Задачи:
– Совершенствовать графические навыки;
– Развивать волевые усилия;
– Учить вести линию точно по контуру.
– Закрепить понятия «Легковой, грузовой автомобиль», познакомить детей с понятием «Трактор» — самодвижущаяся машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры:
Игра представляет собой поля с изображением различного транспорта и пунктирных дорожек разной формы.
Игровое задание:
Предложить нарисовать путь для каждой машины точно по контуру. Объясните ребенку, что нужно стараться плавно проводить линии, не отрывая руки от бумаги и не заходить за пунктир контура.
- Нарисовать путь правой рукой слева- направо и справа — налево, тоже самое левой рукой, затем двумя руками одновременно, навстречу друг другу.
- «Соедини по цифрам»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики.
Задачи:
– закрепить знание цифр;
– закрепить порядковый счет;
– закрепить знание названий транспортных средств,
– развивать фантазию,
– закрепить названия и назначения спецтранспорта.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры: карточки с изображением точек и цифр.
Игровое задание: соедини карандашом или маркером точки с цифрами по порядку и назови, какое транспортное средство изображено. Повторить тоже самое левой рукой.
Усложнение :
- Сначала предлагаем детям мысленно соединить точки линиями и догадаться, какой транспорт изображен. Затем дети соединяют точки линией, таким образом, убеждаются в своей правоте.
- Предложить соединять точки в обратном порядке.
- «Логические квадраты»
Цель: развитие мышления, внимания, закрепление правил дорожного движения.
Задачи:
– развивать функции анализа и синтеза, сравнения;
– закрепить знание дорожных знаков для пешеходов.
Количество игроков: 1 (индивидуальное пособие)
Возраст: 5–7 лет.
Описание игры: вигру входят несколько полей с изображением квадратов, разделенных на 4 клетки, в одной или двух клетках из четырех изображены дорожные знаки, отдельные изображения дорожных знаков.
Игровое задание: Педагог предлагает детям подумать, догадаться и вставить в квадраты недостающие дорожные знаки.
Для начала, можно чередовать 2 действия (красный автомобиль и зеленый), далее усложняя задания. Также карточки можно разрезать и чередовать упражнения в различном порядке.
Напоминаем, что, занимаясь с детьми, не стоит забывать о зрительных и двигательных гимнастиках, необходимых для снятия зрительного и моторного напряжения.
Таким образом, мы считаем, что регулярное использование педагогами в образовательной деятельности предлагаемых коррекционных игр и упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей с ОВЗ. Такая интеграция задач способствует развитию интереса воспитанников к дидактическим играм, позволяет с увлечением закреплять правила дорожного движения.
Литература:
- Семенович А. В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». Москва, ACADEMA, 2002.
- Семенович А. В. «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники». Москва, «Дрофа», 2003г.
- Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Москва, «Мозаика-Синтез», 2020г.
- Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста по основам безопасности дорожного движения «Дорожная азбука» МКДОУ «Детский сад № 140» 2023г.