Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Мелодии родного края»
Автор: Малахова Юлия Цыренжаповна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 14.04.2024
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Малахова, Ю. Ц. Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Мелодии родного края» / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9143/ (дата обращения: 24.11.2024).
Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному краю, чувства любви к музыке родного края.
Задачи:
Обучающие:
— познакомить детей с мелодией Государственного гимна Республики Бурятия;
— познакомить детей с песней Д. Аюшеева «Хайhан даа».
Развивающие:
— способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности;
— развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах; уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра;
— развивать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
— формировать певческие навыки (певческая установка, звуковедение, дикция, певческое дыхание, навык петь в ансамбле, выразительность исполнения);
Воспитательные:
— воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику;
— приобщать детей к музыкальной культуре Бурятии;
— формировать высокие нравственные качества: отзывчивость, сплоченность, чувство коллективизма;
— воспитывать у детей любовь и интерес к певческой, танцевальной деятельности;
— воспитывать интерес и любовь к музицированию, желание импровизировать.
Дети входят в зал.Звучит бурятская музыка «Тоонто нютаг».
Здравствуйте, дорогие ребята и гости!
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем!
Хорошо живется нам в нашей стране. Скажите, как называется наша страна?
Дети. — Россия
Наша страна очень большая. А в большой стране у каждого человека есть своя малая Родина — это наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?
Дети. — Бурятия.
Из поколения в поколение, от человека к человеку наш бурятский народ передает свои сказания, песни, танцы, мелодии. А хотите узнать больше о музыке нашей Бурятии? Поможет нам в этом волшебная книга.
Посмотрите, какая она красивая, наверное, интересная. Но прежде, чем ее открыть, нам с вами надо выполнить задание.
Еще у книги есть волшебная лента, за которую нельзя заходить. Итак, книгу мы открываем, что же в ней сейчас мы узнаем. Открывается книга. Ребята, книга рассказывает нам о Бурятии, ее обычаях, традициях. Эта книга знакомит нас с жилищем бурят, национальной одеждой, народными бурятскими инструментами, с художниками, композиторами и писателями. А познакомиться с музыкой Бурятии нам помогут специальные значки. Ребята, я вам предлагаю самим выбрать с какого значка мы начнем наше знакомство с музыкой Бурятии. Но чтобы вы не ссорились, я предлагаю выбирать по считалке.
Я могу считать до ста
Времени не жалко:
Раз, два, три, четыре, сто,
Вот и вся считалка.
Значок «Слушание»
Сегодня мы познакомимся с музыкальным символом нашей республики. А вы знаете, что такое гимн? (главная песня). Государственный гимн исполняется и слушается стоя. Основой Гимна Республики Бурятии является музыкальное произведение — «Песня о родной земле», стихи — Дамба Жалсараев (перевод на русский язык — Олег Дмитриев), музыка — Анатолий Андреев. Звучит Гимн на торжественных мероприятиях, когда кого-то награждают. Давайте и мы выразим свое уважение к гимну республики Бурятия и прослушаем отрывок, как и положено, стоя.
Слушание.
Какое настроение подарила нам эта музыка? (Величественная — помпезная, монументальная, торжественная)
Д/И «Узнай музыку» — учить узнавать гимн среди других музыкальных произведений.
А сейчас я предлагаю прослушать отрывки разных музыкальных произведений, и вы будете двигаться в соответствии с музыкой. А когда зазвучит гимн — встать смирно.
(Звучат отрывки — танцевальная, марш, гимн).
Значок «Замок»
Следующий значок — замочек, давайте попробуем его открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Значок «Пение» (под картинкой замка)
Следующий значок нас ждёт. Этот значок не простой, он приготовил нам задание для голоса.
Певческая установка.
Мы должны сидеть: спина прямая, ноги стоят ровно, голова прямая, ни в коем случае не задирать к верху и не опускать.
Но для того, чтобы красиво петь, обязательно нужно разогреть свои голоса.
Упражнение «Свеча».
Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).
Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).
Распевка
Утром семья собирается на прогулку. У кого самые низкие голоса?
Правильно, у папы и дедушки. Споём эти слова.
У кого голоса звучат выше? У бабушки и мамы. Настроимся на их голоса.
А как звучит голос ребёнка? Ещё выше.
Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось.
Получилась настоящая песенка про дружную семью.
А теперь споём все вместе.
Знакомство с песней
Мы познакомимся с песней «Хайхан даа». Эта детская бурятская песня композитора Дандара Аюшеева, слова Шираб Нимбуев.
Прослушивание песни.
О чем или о ком эта песня? Песня об играх детей. О том, какая наша природа красивая, как все вокруг красиво.
Разучивание песни.
Отдельная проработка наиболее сложных мест, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому. Работа над фразой и чистотой интонации. Работа по мнемотаблице.
Исполнение песни «Хай h ан даа»
Значок «Гость»
Тише, тише, тишина, наша картинка ожила.
Что за музыка такая? Кто спешит к нам, давайте узнаем.
Под весёлую бурятскую музыку на лошади заезжает Будамшуу.
Будамшуу: Тпру...Сайн байна! Здравствуйте!
Я весёлый Будамшу
Я с детьми всегда дружу.
В гости к вам я прихожу,
Смех, веселье приношу.
Игра «Построй юрту»
Будамшуу: Хорошо мы поиграли. А сейчас что-то потанцевать мне захотелось. Может Ёхор станцевать, себя в танце показать?
Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт!
Повторяйте движения за мной.
Исполняется хоровод «Ёхор».
Будамшуу:
Я вас веселил, и сам позабавился. Вам, дети, понравилось?
Байяртай, мои друзья, ждут в другом саду меня.
До свидания.
Значок «Инструменты»
Снимаем следующий значок нашей волшебной книги. Как вы думаете, что нам надо сделать? Разбирайте инструменты и вставайте по группам музыкальных инструментов.
В конце приклеить значок подарка.
Давайте посмотрим, все ли значки мы с вами прочитали. Подарок. Наша волшебная книга приготовила для нас подарки за то, что вы так дружно выполнили все задания. Но сначала давайте возьмем по одной нотке и положим к тому значку, задание которого вам понравилось выполнять больше всего. Я верю, что, когда вы подрастёте, узнаете про музыку Бурятии ещё много интересного, и сами научитесь читать музыкальную книгу. Но теперь пришла пора попрощаться нам друзья.
«До свидания».