Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Мелодии родного края» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Малахова, Ю. Ц. Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Мелодии родного края» / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9143/ (дата обращения: 24.11.2024).



Цель: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному краю, чувства любви к музыке родного края.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить детей с мелодией Государственного гимна Республики Бурятия;

— познакомить детей с песней Д. Аюшеева «Хайhан даа».

Развивающие:

— способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности;

— развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах; уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра;

— развивать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

— формировать певческие навыки (певческая установка, звуковедение, дикция, певческое дыхание, навык петь в ансамбле, выразительность исполнения);

Воспитательные:

— воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику;

— приобщать детей к музыкальной культуре Бурятии;

— формировать высокие нравственные качества: отзывчивость, сплоченность, чувство коллективизма;

— воспитывать у детей любовь и интерес к певческой, танцевальной деятельности;

— воспитывать интерес и любовь к музицированию, желание импровизировать.

Дети входят в зал.Звучит бурятская музыка «Тоонто нютаг».

Здравствуйте, дорогие ребята и гости!

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем!

Хорошо живется нам в нашей стране. Скажите, как называется наша страна?

Дети. — Россия

Наша страна очень большая. А в большой стране у каждого человека есть своя малая Родина — это наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?

Дети. — Бурятия.

Из поколения в поколение, от человека к человеку наш бурятский народ передает свои сказания, песни, танцы, мелодии. А хотите узнать больше о музыке нашей Бурятии? Поможет нам в этом волшебная книга.

Посмотрите, какая она красивая, наверное, интересная. Но прежде, чем ее открыть, нам с вами надо выполнить задание.

Еще у книги есть волшебная лента, за которую нельзя заходить. Итак, книгу мы открываем, что же в ней сейчас мы узнаем. Открывается книга. Ребята, книга рассказывает нам о Бурятии, ее обычаях, традициях. Эта книга знакомит нас с жилищем бурят, национальной одеждой, народными бурятскими инструментами, с художниками, композиторами и писателями. А познакомиться с музыкой Бурятии нам помогут специальные значки. Ребята, я вам предлагаю самим выбрать с какого значка мы начнем наше знакомство с музыкой Бурятии. Но чтобы вы не ссорились, я предлагаю выбирать по считалке.

Я могу считать до ста

Времени не жалко:

Раз, два, три, четыре, сто,

Вот и вся считалка.

Значок «Слушание»

Сегодня мы познакомимся с музыкальным символом нашей республики. А вы знаете, что такое гимн? (главная песня). Государственный гимн исполняется и слушается стоя. Основой Гимна Республики Бурятии является музыкальное произведение — «Песня о родной земле», стихи — Дамба Жалсараев (перевод на русский язык — Олег Дмитриев), музыка — Анатолий Андреев. Звучит Гимн на торжественных мероприятиях, когда кого-то награждают. Давайте и мы выразим свое уважение к гимну республики Бурятия и прослушаем отрывок, как и положено, стоя.

Слушание.

Какое настроение подарила нам эта музыка? (Величественная — помпезная, монументальная, торжественная)

Д/И «Узнай музыку» — учить узнавать гимн среди других музыкальных произведений.

А сейчас я предлагаю прослушать отрывки разных музыкальных произведений, и вы будете двигаться в соответствии с музыкой. А когда зазвучит гимн — встать смирно.

(Звучат отрывки — танцевальная, марш, гимн).

Значок «Замок»

Следующий значок — замочек, давайте попробуем его открыть.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Значок «Пение» (под картинкой замка)

Следующий значок нас ждёт. Этот значок не простой, он приготовил нам задание для голоса.

Певческая установка.

Мы должны сидеть: спина прямая, ноги стоят ровно, голова прямая, ни в коем случае не задирать к верху и не опускать.

Но для того, чтобы красиво петь, обязательно нужно разогреть свои голоса.

Упражнение «Свеча».

Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась вниз).

Принять исходное положение. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).

Распевка

Утром семья собирается на прогулку. У кого самые низкие голоса?

Правильно, у папы и дедушки. Споём эти слова.

У кого голоса звучат выше? У бабушки и мамы. Настроимся на их голоса.

А как звучит голос ребёнка? Ещё выше.

Давайте соединим эти партии и посмотрим, что у нас получилось.

Получилась настоящая песенка про дружную семью.

А теперь споём все вместе.

Знакомство с песней

Мы познакомимся с песней «Хайхан даа». Эта детская бурятская песня композитора Дандара Аюшеева, слова Шираб Нимбуев.

Прослушивание песни.

О чем или о ком эта песня? Песня об играх детей. О том, какая наша природа красивая, как все вокруг красиво.

Разучивание песни.

Отдельная проработка наиболее сложных мест, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому. Работа над фразой и чистотой интонации. Работа по мнемотаблице.

Исполнение песни «Хай h ан даа»

Значок «Гость»

Тише, тише, тишина, наша картинка ожила.

Что за музыка такая? Кто спешит к нам, давайте узнаем.

Под весёлую бурятскую музыку на лошади заезжает Будамшуу.

Будамшуу: Тпру...Сайн байна! Здравствуйте!

Я весёлый Будамшу

Я с детьми всегда дружу.

В гости к вам я прихожу,

Смех, веселье приношу.

Игра «Построй юрту»

Будамшуу: Хорошо мы поиграли. А сейчас что-то потанцевать мне захотелось. Может Ёхор станцевать, себя в танце показать?

Наш бурятский хоровод

Взяться за руки зовёт!

Повторяйте движения за мной.

Исполняется хоровод «Ёхор».

Будамшуу:

Я вас веселил, и сам позабавился. Вам, дети, понравилось?

Байяртай, мои друзья, ждут в другом саду меня.

До свидания.

Значок «Инструменты»

Снимаем следующий значок нашей волшебной книги. Как вы думаете, что нам надо сделать? Разбирайте инструменты и вставайте по группам музыкальных инструментов.

В конце приклеить значок подарка.

Давайте посмотрим, все ли значки мы с вами прочитали. Подарок. Наша волшебная книга приготовила для нас подарки за то, что вы так дружно выполнили все задания. Но сначала давайте возьмем по одной нотке и положим к тому значку, задание которого вам понравилось выполнять больше всего. Я верю, что, когда вы подрастёте, узнаете про музыку Бурятии ещё много интересного, и сами научитесь читать музыкальную книгу. Но теперь пришла пора попрощаться нам друзья.

«До свидания».

Задать вопрос