Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России»
Автор: Викторова Юлия Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 01.02.2023
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Викторова, Ю. П. Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России» / Ю. П. Викторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8053/ (дата обращения: 16.11.2024).
Продолжительность : 30 минут
Целевая аудитория: Подготовительная группа
Тип занятия: фронтальное
Вид занятия: типовое с использованием здоровьесберегающих и STEAM-технологий
Цель: создание эмоционального впечатления посредством соотнесения звуковых, зрительных и словесных образов.
Знакомство с разнохарактерными музыкальными сказочными героями из оперы Римского-Корсакова («Белка», «Лебедь»), картиной Врубеля «Царевна- Лебедь» и фрагментами сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
Задачи:
- Организовать деятельность для прослушивания произведения композитора Н.А Римского-Корсакова, его оперы «Сказка о царе Салтане»,
- Обеспечить развитие у детей музыкальной памяти, тембрового слуха, развивать творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,
- Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству,
- Способствовать воспитанию уважения к известным людям России, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями искусства.
- Способствовать укреплению здоровья детей через использование дыхательной гимнастики, зрительно-сигнальных сюжетов по системе В.Базарного, самомассажа в пении и игре, арт-терапии, расслабляющей гимнастики для глаз, логоритмических упражнений.
Планируемые результаты:
– Знать композитора А. Н. Римского-Корсакова и его пьесы с разнохарактерными музыкальными «портретами», знать портрет А. С. Пушкина и его сказки, узнавать картину Врубеля «Царевна-лебедь»
– Уметь определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.
– Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкой.
Технологии: STEAM-технология, здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного — построение образовательной деятельности в режиме зрительных горизонтов.
Методы и приёмы:
– словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.);
– наглядные (Умный Кубарик из конструктора Йохокуб, демонстрация презентации, картина Врубеля «Царевна-Лебедь», картинки с изображением инструментов, «коробочки впечатлений» метод наглядного моделирования — для проведения рефлексии);
– практические (исполнение песни, двигательная импровизация, игра на нестандартном оборудовании (орехи), слушание музыки);
– методы контроля и самоконтроля.
Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация, йохокуб, картина Врубеля «Царевна-лебедь»
Техническое обеспечение: фортепиано, ПК, экран , проектор.
Дополнительное оборудование:
– 2 круглых стола застеленные листами ватмана на подгруппу детей, краски, спонжи на палочке, лебеди из бумаги
– 5 коробочек;
– Орехи (нестандартное ДМИ)
– Перышки
Музыкальный материал : Песенка приветствие — «Хей, Хей привет тебе»; Логоритмитческая игра- « Море» Р.н.п «Во саду ли во огороде» фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» тема Лебедь, Белка Видео ролик на музыку Римского Корсакова Белка Стихи А. С. Пушкина |
Основные термины и понятия: Михаил Александрович Врубель Художник Поэт Композитор Флейта, скрипка, валторна Симфонический оркестр |
Этап занятия |
Ход занятия |
Формируемые УДД |
Цель этапа: -организация внимания проверка готовности. — Эмоциональный настрой |
Дети входят в зал под песню «Россия», встают в круг Приветствие Мы сегодня не одни, Гости к нам сюда пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Машем ручкой. — парами друг к другу повернитесь, — вы друг другу улыбнитесь. |
Познавательные: быстрое включение детей в занятие Коммуникативные исполнение приветствия выразительно, Личностные : развитие доброжелательности и эмоционально- |
Коммуникативная игра-Приветствие «Хей, хей, привет привет!» Т. Боровик Улыбки — у нас дело привычное Потому что настроение — хором : отличное! |
нравственной отзывчивости. Коммуникативные взаимодействие с детьми в парах Регулятивные: настроится на продуктивную работу. |
|
Цель этапа: мотивирование к деятельности; формирование способности формулировать учебную задачу. 1 сторона кубарика- Пушкин 2 кубарика сторона- три девицы 3 сторона -Портрет Римского-Корсакова+ Море с кораблем |
Под какую песню вы заходили в зал?(фрагмент вступления) Мы уже говорили о символах России, вспоминали народные песни. А сегодня поговорим о великих людях России, а поможет нам замечательный «умный кубарик», который пришел к нам в гости ( steam -технология) Кто это великий человек? Ответ : Александр Сергеевич Пушкин. Русский поэт, известный во всем мире ( зрит-сигнальные сюжеты по здоровьесберегающей системе Базарного ) c-dur: ступени 5–6–5, 54321: «Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам, разложенным по залу «Раз, два, три- Пушкина найди» находят глазами портрет Пушкина на углах муз.зала. «Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру у портрета Какие сказки Пушкина вы знаете? Подсказки вы найдете на стенах (переключение зрения с близкого на дальнее) Ответы : «Сказка о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о рыбаке и рыбке» . Какую сказку спрятал кубарик? (три девицы- картинка) Одному великому русскому композитору так понравилась сказка Пушкина, что он написал на ее сюжет музыкальную сказку-оперу (разворачиваем куб) кто этот композитор? Дети: Римский-Корсаков! «Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам, разложенным по залу «Раз, два, три- Р-Корсакова найди» находят глазами портрет на углах муз.зала. «Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру у портрета Ребята, какие три чуда в сказке Пушкина и опере Римского-Корсакова были на острове Буяне? Пора увидеть еще одно чудо! на чем добирались купцы по морю? Дети: На корабле Отправляемся! Логоритмическая игра, звучит фрагмент тема моря Ветер по морю гуляет(волны) И кораблик подгоняет,(махают руками над головой) Он бежит себе в волнах(лодочка) На раздутых парусах(Руки над головой) Мимо острова крутого,(Расцепляют пальцы, приседают на корточки) Мимо города большого,(Встают, тянутся вверх) Пушки с пристани палят,(Хлопают) Кораблю пристать велят.(Топают) Вот мы и на берегу моря сказочного острова, присаживайтесь |
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: взаимодействуют с педагогом Регулятивные: принятие поставленной задачи Регулятивные : развитие умения осмысливать полученную информацию. |
Цель этапа: Знакомство с темой белки из симфонической сюиты три чуда Показ анимации из мультфильма 4.Картинка белка |
кто нас встречает? Послушайте и посмотрите! тема «Белка» А. Н. Римский-Корсаков. (Индивидуальное обращение) кто нас встречал? — а что за песня звучит, узнали? (фрагмент на фортепиано) Дети : Во саду ли во городе. У этой песни нет автора, а когда песню придумал не композитор, а народ, мы говорим, что она…? Дети: она народная Римский Корсаков использовал эту песню для темы Белочки. А какие стихи про белку в сказке А. С. Пушкина? «..Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые в них скорлупки золотые».. |
Познавательные: слушать музыкальное произведение, размышляя над вопросом педагога . Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. |
Цель этапа: развитие у детей творческого воображения, музыкальной памяти и эмоционального отклика на музыкальные произведения. Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности на нестандартном ДМИ 5 сторона -инструменты на чем играли(выбрать нужный из 8 картинок предложенных на Кубарике) Сюрприз от лебедя- перышки |
Белочка приготовила сюрприз (игрушка белочка + Орехи) покатайте по ладошкам, Постучите какие они на ощупь? — Давайте сделаем эксперимент соединим народную песню, музыку Римского-Корсакова Исполнение «Во саду ли Во городе»+ Ритмическая импровизация Посмотрите на Кубарик и выберите: На каком инструменте играли в симфоническом оркестре, когда танцевала белочка? Дети: Флейта «Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам «Раз, два, три- Флейту найди» находят глазами карточку с флейтой на углах муз.зала. «Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру под карточкой Наше путешествие по острову продолжается Звучит музыка тема «Лебедь» М. Р. Послушайте музыку. Какое еще чудо встретилось на острове? Дети: Лебедь Знаменитому русскому художнику Михаилу Врубелю (портрет) так понравилась музыка сказочной оперы Римского-Корсакова, что она вдохновила его написать картину, посмотрите картина «Царевна- лебедь» Врубель изобразил момент превращения- перья остались, но уже видна красавица царевна в богато украшенной короне «Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам «Раз, два, три- Врубеля найди» находят глазами портрет Врубеля на углах муз.зала. «Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру под портретом
Звучит тема Лебедь (арттерапия), слушание-рисование На 2 столах большие куски склеянного ватмана, в середине бумажные лебеди, дети рисуют широкими спонжиками волны двигаясь под музыку по кругу (хороводом), создавая волну краской по ходу движения. Посмотрите! Чьи перышки? Дети: Лебедя М. Р. Какие они? Дети: легкие, нежные, М.Р.: Давайте с ними поиграем, если мы будем правильно выдыхать, дуть сильно и долго, перышко сможет красиво танцевать в воздухе, давайте попробуем сдувать их ладошки вверх и ловить аккуратно на ладошку, попробуйте у вас обязательно получится Дыхательная гимнастика с ладошки сдуваем перышки- (релаксация) Как красиво получилось, очень волшебно, положите перышки на стульчики |
Коммуникативные: исполнять музыкальное произведение со сверстниками — хором, играть в едином ритме, слушать друг друга Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в вокально-хоровой и оркестровой деятельности Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать своё мнение; Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения. Познавательные: устанавливают отношения между услышанным (пьесой) и вопросом. Размышляют о характере музыки и нарисованными волнами. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками (работа группами) Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи. |
Цель этапа: контроль и оценка своей деятельности Упражнение для разгузки глаз-греем ладони, скрещиваем, закрываем глаза (Выполняем сидя на полу) |
Подведение итогов с помощью Йохокуба М.Р.: скажите в какой сказке мы побывали? А какие великие русские люди помогли нам в нее попасть? Воспользуйтесь подсказками на углах нашего зала —А. С. Пушкин, Н. А. Римский –Корсаков, М.Врубель мы вспомнили сказку, увидели картину, услышали музыку, и она помогла нам поиграть и провести время интересно . Нам пора возвращаться с волшебного сказочного острова, для этого начинаем волшебство, наши глазки сегодня много смотрели. Нам помогали, закроем их – и шепотом: Вот сейчас я вас погрею Вот сейчас вас пожалею Глазки вы мне лучший друг Помогаете увидеть все вокруг! Глазки открываем — вот занятию конец- кто играл, тот молодец! А кто молодец? |
Регулятивные: контролируют правильность ответов Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: выражение своего отношения к музыкальным произведениям, его героям |
|
М.Р: А еще мне бы очень хотелось узнать, а что вам сегодня больше всего понравилось делать- Перед вами «коробочки впечатлений», когда вы будете уходить, оставьте фишку (модель занятия-картинки поющего ребенка, орех, ухо, перышко, кисти) |
Личностные: дают оценку своего эмоционального состояния |