Творческий проект «Лепка из глины домашнего животного — котика»
Автор: Татьянина Ираида Андреевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 12.01.2023
Статья просмотрена: 458 раз
Библиографическое описание:
Татьянина, И. А. Творческий проект «Лепка из глины домашнего животного — котика» / И. А. Татьянина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7932/ (дата обращения: 25.11.2024).
В статье описывается опыт лепки из глины с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: глина, дети, животные.
Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.
Лев Семёнович Выготский
Актуальность проекта:
Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
Наблюдая за воспитанниками группы, заметила, что они очень любят лепить. Также читая методическую литературу, выяснила, что лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества. Занятия лепкой даёт уникальную возможность изобразить мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Дети очень любят домашних животных. По опросу детей, почти в каждой семье есть домашний питомец. 30 ноября отмечается всемирный день домашних животных, и чтобы дети запомнили этот день, я с ними решила слепить домашнее животное. Чтобы больше времени уделять этой работе, решила разработать проект «Лепка из глины домашнего животного — котика». Для того чтобы разнообразить работу детей, я выбрала природный материал — глина.
Тип проекта : творческий исследовательский проект.
Вид проекта : групповой .
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы 6–7 лет, воспитатель.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Предполагаемый результат проекта: выставка творческих работ детей, презентация.
Проблема проекта: не полностью сформированы представления о том, что такое глина, и как использует её человек. Как с помощью изобразительной деятельности (лепки) развить творческие способности дошкольника, используя любовь к своим домашним животным.
Причины : возраст детей; недостаточность материала по теме; мало внимания уделяется дома; мало внимания уделено в программе (работа с глиной) в детском саду.
Цель : расширить знания детей о глине (как и для чего использует человек в своей жизни), о всемирном дне домашних животных.
Задачи :
Образовательные:
- формировать представление детей о природном материале — глине, о её свойствах и качествах;
- мотивировать детей к проведению исследовательской работы;
- учить рассматривать скульптуру малой формы, иллюстрации, основную форму, характерные признаки (длинный хвост, короткие уши, пушистый или гладкий);
- соединять образ кота с художественным словом.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;
- способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства;
- развивать речь детей.
Воспитывающие :
- 1.воспитывать эмоционально-эстетические чувства, замечать красоту природы, и окружающих предметов;
- воспитывать уважительное отношение к народным мастерам;
- воспитывать уважение и заботу к домашним животным.
Предварительная работа:
— выставка игрушек, глиняных игрушек, иллюстраций с изображением котов, глиняных игрушек;
— чтение сказки «Кошкин дом» С. Маршак, «Глиняная сказка» Кивин Феликс;
— настольно-печатная игра: «Собери животное » .
Методы реализации проекта:
— наглядные — наблюдение, показ, образец;
— словесные — беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
— практические — показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Участники проекта: воспитатель, дети 6–7 лет.
Тип проекта: творчески-исследовательский
Сроки реализации проекта: 3 недели.
Форма проведения: групповая.
Материально-техническое обеспечение: глина, дощечки для лепки, текстильные салфетки, стек, настольно-печатные игры, пластилиновые мультфильмы «Как лепить животное», презентации «Всё о глине», «Лепим домашнего животного».
Предполагаемый результат:
По окончании проекта дети:
- Называют и узнают глину и в натуральном виде и на картинках.
- Знают, для чего нужна глина человеку.
- Имеют представление о том, где и как можно добыть глину.
- Имеют представление о том, как использует человек глину?
- Знают, кто такой гончар.
- Знают, как сделать изделия из глины прочными.
- Имеют представление о всемирном дне домашних животных.
- 8.Знают, как заботится и для чего нужно заботится о домашнем животном.
- Знают строение и формы домашних животных.
- Освоят основные приемы лепки.
- Слепят игрушку из глины — котика.
- Научатся расписывать изготовленную игрушку.
- Создавая выразительные образы животных, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта . Изучить литературу по теме.
- Подбор наглядно — дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, презентации, организация развивающей среды в группе. Систематизировать материал для реализации проекта.
- Разработка комплексно — тематического планирования по теме проекта. Системно выполнить проект.
- Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.
- Изучить изображение кота. Презентации. «Всё о глине», «Лепим домашнего животного — котика», «Роспись глиняной игрушки».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
|
В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: — наблюдения, — познавательное чтение, — продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку и живопись), — рассматривание картин, видео, презентаций, — занятия-беседы познавательно-эвристического характера, — элементарные опыты. |
|
План работы
Дни недели |
Основной этап |
Участники |
Ответственный |
Пн 8.11 |
1) Беседа «Что такое глина?»; 2) Дидактическая игра «Собери животное». 3) Беседа «Где и как добывают глину»; 4) Опыт познакомиться с особым свойством песка и глины — не пропускать воду (рис. 1). 5) Чтение «Глиняная сказка» Кивин Феликс. 6) Просмотр презентации «Всё о глине» (рис. 2). |
Дети, воспитатель |
Татьянина И. А. |
Пн 15.11 |
1) Беседа «Каких домашних животных мы знаем» 2) Рассматривание иллюстраций с домашними животными, выделение основных частей. 3) Приемы лепки домашних животных. 4) Просмотр презентации «Лепим домашнего животного — котика». 5) Чтение сказки «Кошкин дом» С. Маршак |
Дети, воспитатель |
Татьянина И. А. |
Пн 22.11 |
1) Повторить приемы лепки. 2) Повторить свойства глины. 3) Изготовление глиняной игрушки — котика (рис. 3). |
Дети, воспитатель |
Татьянина И. А. |
Пт 26.11 |
1) Беседа «Какие виды росписи вы знаете?» 2) Виды росписи. Презентация (рис.6). 3) Приемы росписи. 4) Роспись изготовленных игрушек (рис. 4). |
Дети, воспитатель |
Татьянина И. А. |
Рис. 1. Опыт познакомиться с особым свойством песка и глины — не пропускать воду
Рис. 2. Просмотр презентации «Всё о глине»
Рис. 3. Изготовление глиняной игрушки — котика
Рис. 4. Роспись изготовленных игрушек
Анализ проделанной работы
Системное и поэтапное выполнение лепки животных из глины способствовало точной передачи образа животного.
Завершение проекта:
— выставка детских работ (рис. 5);
— презентация проекта.
Рис. 5. Выставка детских работ
Вывод
В ходе изучения данной темы дети изучили свойства глины, для чего она нужна людям, научились передавать образ животного (кот), совершенствуя приемы работы с глиной, проявляли самостоятельность. Применение в работе различных техник лепки способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь развивает мышление и речь ребенка (рис. 6). Важно продолжать изучать и совершенствовать технику лепки для развития творческих способностей детей.
Рис. 6. Готовые котики из глины
Похожие статьи
Проект «Домашние животные» для детей средней группы
В статье авторы описывают краткосрочный проект с детьми средней группы о домашних животных.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы с использованием мультстудии
В статье авторы пытаются обозначить взаимосвязь между особенностями развития современных детей и условиями эффективной работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы средствами игр В. В. Воскобовича и мультипликации.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов
В статье автор рассматривает историю возникновения лепки из соленого теста, значение лепки для развития детей дошкольного возраста. Автор представляет варианты игровых атрибутов, выполненных из соленого теста, для сюжетных игр детей.
Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова
В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.
Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа
В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.
Разработка и создание театра теней «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Цель проекта: создать театр теней из фанеры с помощью лазерного станка по дереву для центральной библиотеки г. о. Новокуйбышевск.
Социализация детей посредством театральной деятельности в детском саду
В статье авторы делятся опытом работы в сфере театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений детей дошкольного возраста в условиях мини-музея
В статье описывается опыт создания и технология использования мини-музея в дошкольном учреждении с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста.
Похожие статьи
Проект «Домашние животные» для детей средней группы
В статье авторы описывают краткосрочный проект с детьми средней группы о домашних животных.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы с использованием мультстудии
В статье авторы пытаются обозначить взаимосвязь между особенностями развития современных детей и условиями эффективной работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы средствами игр В. В. Воскобовича и мультипликации.
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Использование лепки из соленого теста в изготовлении игровых атрибутов
В статье автор рассматривает историю возникновения лепки из соленого теста, значение лепки для развития детей дошкольного возраста. Автор представляет варианты игровых атрибутов, выполненных из соленого теста, для сюжетных игр детей.
Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова
В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.
Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа
В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.
Разработка и создание театра теней «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Цель проекта: создать театр теней из фанеры с помощью лазерного станка по дереву для центральной библиотеки г. о. Новокуйбышевск.
Социализация детей посредством театральной деятельности в детском саду
В статье авторы делятся опытом работы в сфере театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений детей дошкольного возраста в условиях мини-музея
В статье описывается опыт создания и технология использования мини-музея в дошкольном учреждении с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста.