Приёмы активизации речи у детей с ТНР через использование приложений к смартфону, планшету | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Гондарь, Е. А. Приёмы активизации речи у детей с ТНР через использование приложений к смартфону, планшету / Е. А. Гондарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7845/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: приёмы активизации речи, дети с ТНР, развивающие компьютерные игры, приложения.

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

Цифровизация, охватывающая все сферы жизнедеятельности современного человека, определяет новые условия, которые требуют новых решений, в том числе со стороны специалистов, чья деятельность связана с детьми с особенностями в развитии.

Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей с ТНР являются: приём наглядного моделирования, приём опосредованного общения, подражательная деятельность, игры и др.

Прием игры предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

В настоящее время разработано большое количество авторских компьютерных программ, приложений, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.

Популяризация мобильных технологий и внедрение мобильных игр вносит существенный вклад в инструментальный блок логопедических и психологических средств обеспечения более увлекательного коррекционно-развивающего процесса. Удобным интерактивным инструментом для индивидуальных занятий, как в учебном учреждении, так и дома, является планшетный компьютер. Он достаточно компактен и прост в использовании.

Уже существует достаточно много логопедических игр и приложений для планшетов на платформах Android и IOS. С их помощью можно тренировать слуховое восприятие, фонематических слух, выполнять артикуляционную гимнастику и автоматизировать поставленные звуки, расширять словарный запас и развивать связную речь, закреплять навыки порядкового счёта и умение соотносить цифры с количеством предметов, изучать цвета и формы и т. д.

Одним из самых доступных приложений, является приложение «Общение», разработанное центром «Наш солнечный мир» с целью помощи в общении людям, которые не могут говорить. Это могут быть дети с аутизмом или с другими нарушениями в развитии. В приложении размещена Галерея, с множеством необходимых слов и понятий, разделённых на категории, чтобы дети могли их изучать. Использование картинок с озвучиванием позволяет реализовать приём многократного повторения речевого материала при автоматизации звуков. Присутствует возможность создавать собственные карточки, фотографируя необходимые предметы и озвучивать их собственным голосом, они тоже попадут в Галерею. Непосредственно для общения в приложении создан раздел Общение. Данный раздел можно использовать в работе логопедам, дефектологам для обучения ребенка фразовой речи по принципу фразового конструктора (приём наглядного моделирования). Для этого внизу экрана находится специальная панель, на которую можно «перетаскивать» карточки, собирая из них фразы. Например: «Я хочу на игровую площадку». Чтобы на панели слово звучало в правильном падеже, разработчики сделали возможность добавления второго варианта озвучивания.

Зарекомендовали себя с положительной стороны интерактивные игры «Мерсибо». Они — многофункциональны, современны, занимательны; соответствуют требованиям ФГОС ДО. Актуальны как индивидуальных, так и для групповых и занятий с детьми с ТНР. Для групповой работы, конечно, лучше использовать интерактивные панели, например, «Колибри». Представленные игры можно включать, в разные этапы занятия: начале — для включения ребенка в работу, в середине — для подачи основного материала, или в конце — для закрепления полученных знаний, либо как поощрительный момент для создания ситуации успеха ребенка, имеющего ТНР. Реализуется приём опосредованного общения.

Игра «Привет, Логопед! Запуск речи» приложение, основанное на естественных этапах развития речи ребёнка, разработанное Анной Русских. Реализуется приём многократного повторения речевого материала, приём использования малых фольклорных форм.

Игра отлично справляется с проявлениями речевого негативизма, вызывает у детей интерес и мотивацию говорить, отличается от классических логопедических занятий. Занятия построены от простого к сложному: сначала работа ведется над тем, чтобы ребенок научился вокализировать — издавать различные гласные звуки, затем произносить простые согласные М, Б, П; переключаться от одного звука к другому; различать звуки на слух; произносить прямые и обратные слоги; произносить и понимать звукоподражания; произносить и понимать слова из повторяющихся слогов; произносить и понимать слова из разных слогов; пользоваться простыми фразами для коммуникации.

Приложение «Слушаю и говорю» предназначено для развития у детей слухо-речевых навыков на этапе ранено и дошкольного формирования ребенка. Приложение создано для использования вместе с настольной частью пособия «Слушаю и говорю». Работа с пособием ведётся с помощью неречевых звуков. Все звуки разделены на категории: «Звуки природы», «Звуки в доме», «Человек», «Животные», «Внешний мир», «Музыкальные инструменты». Работая с неговорящим ребёнком, используя данное приложение, развиваем фонематическое восприятие и реализуем приём подражания. Помимо работы непосредственно по развитию фонематических процессов, данное пособие можно использовать и как элемент занятия по познавательному развитию, давая возможность дошкольникам ознакомиться со звуками и более полно представить предметы окружающего мира. Слушая звуки, можно пополнять и активизировать глагольный словарь дошкольников.

Приложение «Артикуляционная гимнастика» включает в себя видеоупражнения по методике Архиповой Е. Ф. (23 упражнения, 4 комплекса). Данное приложение можно рекомендовать родителям с целью отработки артикуляции с детьми в домашних условиях, при этом ребенок будет видеть, как правильно выполняется упражнение, а родитель сможет проконтролировать правильность выполнения упражнения (Приём подражания).

Огромную помощь для логопеда и родителя ребенка с речевыми дефектами, оказывает серия приложений Натальи Сарычевой «Говорим правильно». Данные приложения разработаны для коррекции и отработки произнесения звуков: [р], [р’], [л], [л’], [ш], [ж].

С помощью аудио-упражнений тренируется фонематический слух ребенка, а также ребенок учится различать различные звуки на слух. Используя упражнения с видео-инструкцией, ребенок также сможет укрепить мышцы языка. В базе приложения есть 100 слов-картинок для закрепления звуков, которые озвучены детским голосом. При использовании приложения, ребенку доступны все этапы работы со звуком: постановка, закрепление изолированного звука, автоматизация в слогах, словах, скороговорках и в свободной речи).

Организуя коррекционную работу с использованием планшета либо телефона, не стоит забывать про безопасное время работы. Для детей от 2 лет жизни время работы должно составлять 3–5 минут в день, не более 3-х раз в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста — не более 5 мин. Экран должен находиться на расстоянии около 30 см. от глаз. В комнате не должно быть темно, чтобы не было контраста. Противопоказаниями к использованию планшетов являются некоторые нарушения зрения и эпилепсия.

Возможность использования планшетного компьютера позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей, а также формирует их успешность, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала, способствует повышению качества образования не только на занятиях в учебном учреждении, но и дома, способствует активизации работы с родителями, а также повышению их компетентности в коррекционно-воспитательной работе, что благотворно влияет на ребенка, имеющего недоразвитие речи.

Литература:

  1. Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе // Концепт. — 2013. — № 05 — С. 1–4.
  2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ //Логопед в детском саду. — 2006. — № 6 — С. 36–39.
  3. Мохонько Д. А. Использование мобильных игровых приложений для поддержки развития речи детей младшего возраста// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8(77), 2020 35
  4. Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) — Уфа: Лето, 2013.

Ключевые слова

приложения, дети с ТНР, приёмы активизации речи, развивающие компьютерные игры

Похожие статьи

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников

Интерактивные дидактические игры, используемые в развитии дошкольников, выступают, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дают дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Развитие тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр

В статье авторы рассказывают о влиянии применения пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Похожие статьи

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...

Использование ИКТ в процессе развития интеллектуальных способностей дошкольников

Интерактивные дидактические игры, используемые в развитии дошкольников, выступают, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дают дошкольникам моральное и умственное удовлетворение.

Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Развитие тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи с помощью пальчиковых игр

В статье авторы рассказывают о влиянии применения пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада

В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.

Задать вопрос