Цифровые инструменты в работе педагога ДОУ: опыт и перспективы развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Дубровина, И. А. Цифровые инструменты в работе педагога ДОУ: опыт и перспективы развития / И. А. Дубровина, Е. В. Петрук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7543/ (дата обращения: 14.11.2024).



В условиях настоящего времени рассматривается методики «пять почему» в деятельности дошкольных образовательных организаций, описываются инновации в краеведческой деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: 5 почему, интерактивная раскраска, технологическая карта.

Новая информационная среда, новое жизнеокружение, дети с новым интересным мышлением, креативные родители-все это заставляет неравнодушного педагога сменить вектор своей работы, направить его на нечто информационно ёмкое, компактное, эмоционально привлекательное, подвижное и мобильное.

Такая методика действительно очень проста! Эти «почемучки» не зря завоевали популярность. За такую легкость и простоту. Причем не надо иметь никаких дополнительных инструментов и глубоких знаний для выяснения причин детского любопытства. Чтобы выяснить истину, надо пройти 5 шагов, просто задавая вопрос «Почему». На первые вопросы ребята отвечают достаточно быстро. Чем дальше двигаются вглубь, тем они дольше думают, тем самым им труднее. И это позволяет самостоятельно изучить информацию.

Как показывает практика, ответ на первый вопрос, как показывает практика, неосновательный, далек от реальных событий. Поэтому надо подсказать и задать пять вопросов — «почему?». Данные вопросы должны наталкивать ребенка на ответ.

Данная методика завоевала популярность, за простоту и легкость. Для этого не надо никаких дополнительных инструментов и знаний. Считается что точный и верный ответ, закрыт во многих мелких проблемах. Для того чтобы докопаться до истинного ответа, нужно пройти пять этапов вопросов почему. Давайте разберем, где применяется методика «пять почему». В любой области. Пример методики пять почему. Такой универсальный способ, который дает ответы на вопросы во многих сферах жизни. Алгоритм достаточно прост: состоит из блока знания — загадка — вопрос — решение — отгадка. Разберем на примере: Старооскольская глиняная игрушка (почему мастер изготовил свистульки; почему они изготовлены из глины; почему в этом районе считается особая глина; почему дети любят старооскольские игрушки из глины; почему ребята расписывают старооскольские игрушки).

Решение этого вопроса: ребята любят свой город, им нравятся свистульки с города Старый Оскол.

Полезно закрепить это вопрос показом выставки игрушек. Практически часто ответы ребят «уходят в другую сторону». Нужно перезапустить беседу.

Давайте рассмотрим еще один вариант использование метода «пять почему» в организации образовательной деятельности дошкольного учреждения на примере интерактивной игры «Старооскольский капустник».

Одним из инструментом является метод «пять почему». Предполагается результат: развито желание бережно относиться к природным ресурсам своего края. Ситуация: почему проводят «Капустник» в нашем крае осенью.

5 вопросов:

– почему солят капусту на зиму;

– почему она так полезна;

– почему она растет в нашем крае;

– почему ее собирают осенью;

– почему праздник «капустник» проходит осенью.

Решение данного вопроса, состоит в том, что в нашем крае есть обычай рубить капусту общими силами народа. Это составляет род семейного хозяйственного празднества.

Так же не надо забывать, что когда ребята играют опираются на свой короткий жизненный опыт из-за этого необходимо ориентировать их на определенные задачи и вопросы. При этом не отметать все предложенные варианты. Интересные варианты в этом плане световой планшет, на которых нарисованы поговорки и пословицы о капусте: капуста не пуста, сама летит во уста; без капусты щи не густы.

Познавательная почва для создания технологии «пять почему» может так же стать и «Копилка традиций родного города». Она считается многообразной, постоянной пополняемой, является источником познания городской жизни:

– почему наши родители и дети идут в едином строю Бессмертного полка;

– почему у них есть родственники-ветераны?

– почему прадедушки и прабабушки участвовали в Великой Отечественной войне;

– почему они любили свою родину;

– почему это является особенностью нашего русского народа.

В данном приложении к технологии «пять почему» является разработка вопросов, которые касаются спортивной гордости города Старый Оскол. Он является уникальным и разнообразным: почему мы гордимся спортсменами; почему они завоевывают победы; почему они являются сильные; почему в них заложены природные данные; почему у нас экологически чистая природа пространства.

Идей технологии «пять почему» всегда пополняются элементами проектов. Так же разрабатываются вопросы на тему походов выходного дня.

Разберем в основу проведения мастер-класса по бережливому производству «пять почему» и возьмем тему семейного музея «Любимый край».

Методика вопросов разработана группой педагогов и родителей. Которые привлечены сотрудниками местного музея.

Вопросы касаются мини-музея-животных и птиц в нашем крае: почему улетают птицы в другие места; почему становится холодно; почему нет пищи для птиц; почему много снега; почему такой климат в нашем крае.

Так же возможно создание наипростейшего мультфильма, где сами дети изображают капусту и сбор урожая.

Мотивировать детей на развитие игровой ситуации, способствует развитие логического и критического мышления, которое развивает креативный подход к решению задач, используя новые технологии. При помощи доступности и мобильности данных программ и технологий опытные педагоги преподносят знания о животном и растительном мире родного края, родного города, узнают и разучивают хороводы, песни, потешки. Для подрастающего поколения детей, в его разнообразии деятельности игра развивает и приобретает новые правила. Условия, новых интерактивных форм и компонентов, формирует любовь к родному краю и поднимает на более высокий уровень. Хотя всегда есть детали неизученные и некоторые из них помогут разгадать загадку, открыть дверь в разнообразный мир большого пространства Белгородоведения.

Информацию всегда надо черпать и черпать! Ведь она очень уникальна! Поэтому уважаемые взрослые и смышленые ребята всегда спрашивайте почему. Спрашивайте! Интересуйтесь новой информацией о своем крае.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
  2. Чернов А. Г. Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2019.

Ключевые слова

технологическая карта, 5 Почему, интерактивная раскраска

Похожие статьи

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков

Работа посвящена описанию технологии создания Центра игрового моделирования как способа проектирования дополнительного образования на базе образовательной организации общего образования. Приведена характеристика структурно-функциональной модели центр...

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по формированию элементарных математических представле...

Похожие статьи

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста

В работе доказывается рациональность и эффективность использования технологии квест-игры с целью развития самостоятельности у старших дошкольников, и даются рекомендации педагогам, которые помогут успешно реализовывать и внедрить эту технологию в обр...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков

Работа посвящена описанию технологии создания Центра игрового моделирования как способа проектирования дополнительного образования на базе образовательной организации общего образования. Приведена характеристика структурно-функциональной модели центр...

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий

В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логическ...

Метод проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по формированию элементарных математических представле...

Задать вопрос