Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Обобщение и закрепление знаний детей по обучению грамоте «По следам гусей-лебедей»
Авторы: Абрамова Ирина Анатольевна, Макарова Валентина Николаевна, Смирнова Ольга Леонидовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 25.04.2022
Статья просмотрена: 183 раза
Библиографическое описание:
Абрамова, И. А. Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Обобщение и закрепление знаний детей по обучению грамоте «По следам гусей-лебедей» / И. А. Абрамова, В. Н. Макарова, О. Л. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7291/ (дата обращения: 16.12.2024).
Образовательная область : речевое развитие.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Обобщать и закреплять представления детей о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
Коррекционные:
Автоматизировать в связной речи звуки Р, РЬ, Ш, Ж.
Обучающие:
Учить искать к слову подходящую звуковую схему.
Закреплять умение собирать буквы из частей.
Закреплять знание характеристик разных звуков.
Закреплять и практически применять правило деления слов на слоги.
Закреплять умение детей читать слоги и слова со знакомыми буквами.
Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
Развивать умение называть в словах все звуки по порядку.
Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова.
Развивать фонематический слух.
Совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность.
Развивать умение контролировать собственную речь.
Развивать внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению.
Воспитывать у детей умение терпеливо выслушивать вопросы педагогов и ответы товарищей, уважать их мнение.
Воспитывать любовь к родному языку.
Воспитывать звуковую культуру речи.
Оборудование: книга «По следам гусей, лебедей»,предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки с буквами, карточки со слогами, разрезные буквы, шнуровка «Яблонька», фломастеры, мольберты.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», знакомство с профессиями, пекарь, садовник, рыбак, лесник.
Ход занятия:
- Мотивационно-ориентировочный этап
Дети встают в полукруг перед педагогом. Педагог: «Дети, послушайте отрывок из сказки. Подумайте и скажите, из какой это сказки».
Педагог зачитывает отрывок из сказки: «Добежала девочка до печки.
— Печка, матушка спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь села».
Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок?
— Гуси-лебеди.
Может ли такая история случится в наше время? — Ответы детей.
- Поисковый
Я сочинила современную сказку «По следам гусей-лебедей». Хотите послушать? — Да.
Я буду рассказывать. А вы будете слушать, но не просто. Вам нужно будет помогать девочке из моей сказки выполнять задания. Вы согласны? — Да.
Ну, тогда начинаем. Садитесь поудобнее.
- Практический
Дети садятся на стульчики полукругом. Логопед показывает книгу, в которой написана современная сказка «По следам гусей-лебедей».
Открывает первую страницу и начинает рассказ.
— В одной деревне в небольшом доме жила семья. Папа плотник, мама учительница и двое детей, дочка и сынок. Летом, в выходной день, собрались родители на рынок и попросили дочку следить за братом и ни куда из дома не уходить.
Следующая страница книги.
У девочки в это время был новый телефон, она села у окошка, чтобы за братом смотреть, да в телефоне заигралась. А брат тем временем вышел во двор на самокате покататься, увидел в небе птиц большекрылых и решил проследить, куда они так все вместе летят. Встал на самокат и поехал за ворота, на соседнюю улицу, до пекарни, за деревню к речке, а дальше скрылся из виду.
Следующая страница книги.
Спохватилась девочка, глядь, а братика нет во дворе, нет и за воротами.
Побежала она по улице, свернула на соседнюю, а там пекарня стоит. Смотрит, пекарь вышел на крыльцо, она у него и спрашивает «Не видели ли вы братца моего». А пекарь ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу и куда братец твой на самокате уехал, подскажу. Ты скоро в школу пойдешь, должна все знать и уметь». А девочка так растерялась, что ни одно задание выполнить не смогла.
Педагог достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.
Задания пекаря
- Назовите по порядку все звуки в слове. Ребенок берет картинку, называет ее и произносит все звуки по порядку.
- Подберите к картинке звуковую схему слова. Ребенок берет картинку и ищет подходящую звуковую схему.
Все задания пекаря выполнены. Пекарь показал девочке направление, куда брат уехал, и девочка побежала дальше.
Логопед предлагает детям подойти к следующей странице книги.
Девочка добежала до конца деревни, видит сад растет. Яблоки спеют, и садовник за ними ухаживает.
Спрашивает она садовника «Не видели ли вы брата моего».
А садовник ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. Девочке задания еще сложнее показались, опять она не смогла их выполнить.
Педагог достает конверт с заданием и предлагает детям помочь девочке.
Задания от садовника
- Составьте букву из частей и придумайте слово на этот звук. Каждый ребенок берет свой конверт, высыпает части буквы, складывает, называет слово.
- Составьте слово. На шнуровке «Яблонька» нужно составить любое слово из букв и соединить шнурком.
Выполнены все задания садовника. Садовник показал девочке направление, куда брат уехал, и девочка побежала дальше.
Педагог предлагает детям встать и подойти к следующей странице книги.
Видит, раскинулось широкое поле, растут на нем разные овощи и злаки. Работает на поле фермер, она у него и спрашивает «Не видели ли вы братика моего».
А фермер ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда братик твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.
Педагог предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.
Задания фермера
- Разделите слова на слоги. Дети слушают слово, делят его хлопками на слоги и говорят, сколько слогов.
- Прочитайте слоги и составьте слово из слогов. Дети берут конвертик, высыпают карточки, читают на них слоги и составляют слово.
Задания фермера выполнены. Фермер показал девочке направление, куда братик уехал.
Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.
Добежала девочка до речки, смотрит, рыбак на берегу в лодке сидит, она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А рыбак ей отвечает «Справишься с моим заданием, я тебе помогу, и куда брат твой на самокате уехал, подскажу. И в этот раз девочке нужна помощь.
Логопед предлагает детям помочь девочке и выполнить сложные задания.
Задания рыбака
- Составить слово по первым звукам. Ребенок берет карточку, называет про себя картинку и записывает первый звук буквой, и так все картинки на карточке, затем читает слово.
- Записать буквы по порядку и прочитать слово. Ребенок берет карточку, смотрит на цифры и буквы сверху, записывает буквы по порядку в соответствии с цифрами и читает слово.
Задания рыбака выполнены. Рыбак переправил девочку на другой берег реки и показал ей направление, куда брат уехал.
Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.
Бежит девочка дальше, по сторонам осматривается, уже деревня позади осталась, лес впереди, нет никого, куда бежать, не знает.
Вот на встречу ей лесник выходит, она у него и спрашивает «Не видели ли вы брата моего». А лесник отвечает «Видел я мальчика на самокате, по лесной тропинке он поехал. Ты не побоишься по тропинке пойти и брата своего в лесу найти?» Страшно стало девочке, давайте вместе с ней пойдем…
Физкультурная минутка
Мы заходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес. Ходьба.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы.
Продолжаем мы гулять. Ходьба.
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. Ходьба.
Впереди ручеек,
Перейти — вот мосток. На носочках.
Пробирайся осторожно,
Промочить здесь можно ноги. Высоко поднимают ноги.
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. Прыжки.
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. Приседают.
Будем медленно идти —
Дождь настигнет нас в пути. Легкий бег.
Так давай быстрей беги. Быстрый бег
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.
Педагог предлагает детям подойти к следующей странице книги.
Привела девочку лесная тропинка к лесному озеру, а на озере птиц разных видимо-невидимо — дикие гуси, утки, лебеди и другие птицы, которых девочка и название не знает. Смотрит, а под березой брат ее сидит и плачет. Доехал он на самокате за птицами, а как домой вернуться, не знает. Взяла девочка братика за руку, и стали они возвращаться домой. Но до дома путь не близкий, далеко брат уехал. Скоро родители домой вернуться, а детей дома нет. Что же желать?
— Давайте, и в этот раз им поможем. Есть у меня волшебная дорожка со слогами и словами. Мы будем слоги и слова на дорожке читать, а девочка с братом по ней идти. Чем быстрее мы, прочитаем тем быстрее они вернутся домой.
Педагог предлагает детям подойти к волшебной дорожке.
Дети по очереди читают слоги и слова на волшебной дорожке.
Педагог — Вот, молодцы, все слова правильно прочитали, а девочка с братом дошли до деревни.
Прибежали домой, а там отец с матерью приехали.
Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец.
- Рефлексивно-оценочный этап
Педагог беседует с детьми
— Дети, вам понравилась моя сказка? — Да.
— А участвовать в сказке и выполнять задания понравилось? — Да.
— Тогда скажите, какое задание вам понравилось больше всего?..
— Какое задание вам показалось самым трудным? ...
— Вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы. Мне понравилось, как читал Данил. Правильно делил на слоги слова Тимур. Интересное слово сложила Мира на шнуровке «Яблонька».
— А теперь подойдите и выберите себе звездочку, которая вам понравилась больше всего.
- Последующая работа
На следующем занятии мы еще раз выполним те задания, которые вам понравились или вызвали сложности.