Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности
Автор: Кулишкина Светлана Анатольевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 03.02.2022
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Кулишкина, С. А. Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности / С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7062/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровье — самый дорогой подарок, который человек получил от природы. Однако, дар этот очень хрупкий и не всегда удается сохранить его на протяжении всей жизни. К сожалению, все чаще мы сталкиваемся с тем, что дошкольники мало двигаются, для них характерна недостаточная сформированность мелкой моторики, общая неловкость. И именно поэтому, одной их основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Необходимо приучать детей беречь и укреплять здоровье с самого раннего возраста. В этом помогут занятия физической культурой, закаливание, формирование основ здорового образа жизни. И, конечно, сама природа, которая дарит разнообразные средства, способствующие укреплению здоровья в виде различного материала (шишек, орехов, камней и т. д.). Игры с природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Они способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи, помогают гармонизировать эмоциональное состояние детей, воспитывают терпение, сообразительность, воображение. К тому же, природный материал не требует больших финансовых затрат.
Оценив все плюсы использования природного материала в работе по физическому развитию детей, мы решили создать информационно-образовательный, игровой, долгосрочный проект «Подарки природы для здоровья детей». В проекте приняли участие дети группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, учитель-дефектолог.
Проблемы проекта:
Как повысить уровень развития мелкой и общей моторики детей с ЗПР?
Как корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы детей в процессе игр и самомассажа с природным материалом?
Знают ли родители о возможностях использования природного материала для развития моторики детей?
Цель проекта: создание здоровьесберегающих условий для развития моторики детей с ЗПР через использование природного материала.
Задачи проекта:
- Сохранять и укреплять здоровье детей.
- Вызывать интерес детей к играм и упражнениям с использованием природного материала.
- Знакомить детей с приёмами самомассажа с помощью природного материала.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Знакомить родителей с играми и упражнениями с использованием природного материала.
Ожидаемые результаты:
– Повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений.
– Умение детей играть в игры с использованием природного материала.
– Умение детей делать самомассаж с помощью природного материала
– Участие в проекте воспитанников и родителей.
– Повышение интереса детей к здоровому образу жизни.
– Повышение педагогической компетентности родителей.
– Методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей».
Реализация проекта проходила в три этапа :
Подготовительный этап:
– Выбор темы, постановка цели и задач.
– Разработка плана реализации проекта.
– Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
– Подбор игр и упражнений.
– Подбор и подготовка к использованию природного материала, изготовление атрибутов.
– Организация информационной деятельности и определение содержания работы с родителями в рамках проекта (анкетирование, изготовление буклета «Дары природы для детского здоровья», подготовка консультаций «Развитие моторики с помощью природного материала», «Полезные игры своими руками» и др.).
– Разработка и изготовление методического пособия «Подарки природы для здоровья детей».
– Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».
Основной этап.
План реализации проекта
№ |
Содержание |
Участники |
Ноябрь |
1. Анкетирование родителей по вопросам развития мелкой моторики у дошкольников. 2. Знакомство детей с «Дарами леса» (природным материалом — шишки, желуди, каштаны и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа. 3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры». |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Декабрь |
1. Консультация для родителей «Развитие моторики с помощью природного материала». 2. Беседа с детьми о «Как быть здоровым?». Оформление выставки детских рисунков по теме. 3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук орехами, каштанами. 4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры». |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Январь |
1. Буклет для родителей ««Дары природы для детского здоровья» 2. Знакомство детей с «Дарами моря» (природным материалом — камни, ракушки, песок и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа. 3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук камнями. 4. Изготовление ковриков для массажа стоп (с использованием камней). 5. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры». |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Февраль |
1. Консультация для родителей ««Полезные игры своими руками». 2. Игры с песком и ракушками. 3. Выставка поделок из ракушек. 4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры». |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Март |
1. Буклет для родителей «Игры на кухне» (игры с крупой и семенами растений). 2. Знакомство детей с «Дарами полей» (природным материалом — крупы, семена подсолнечника и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа. 3. Игры с крупами. 4. Аппликация с использованием круп (риса, манки и др.) «Подарок для мамы». 5. Изготовление сенсорных (тактильных) мешочков с природным материалом. |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Апрель |
1. Совместное мероприятие с родителями «Квест «Секреты здоровья». 2. Игры с сенсорными (тактильными) мешочками. 3. Представление результатов проекта на педагогическом совете. 4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры». |
Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители. |
Заключительный этап:
– Оформление проекта, фотоальбома, видеопрезентации проекта, методического пособия.
– Анализ реализации проекта, подведение итогов.
– Презентация проекта в педагогическом сообществе.
Результаты проекта:
В результате реализации проекта дети научились играм и упражнениям с использованием природного материала, приёмам самомассажа. У детей повысился уровень развития мелкой моторики и координации движений, эмоционально-волевой сферы. Появился интерес к здоровому образу жизни, как у детей, так и у родителей. Расширились представления детей о природе и её «дарах» для здоровья человека. Повысился уровень педагогической компетентности родителей, отмечается их заинтересованность в совместной деятельности в работе над проектом. Оформлен фотоальбом, выставки поделок и рисунков. Разработано и оформлено методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей». Подобран материал для игр, изготовлены атрибуты к ним. Подготовлена информация для родителей (консультации, буклеты). Проведено мероприятие «Квест «Секреты здоровья». Оформлен отчет по проекту в форме видеопрезентации.
Более подробно об играх, упражнениях и самомассаже с использованием природного материала можно узнать из литературы.
Литература:
- Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. — СПб., Детство–Пресс, 2021
- Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. — М., Эксмо, 2015
- Фалева А. С. Самомассаж с использованием природного материала. 5–10 лет. — СПб., Детство–Пресс, 2017