Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина, С. А. Проект «Подарки природы для здоровья детей» в группе компенсирующей направленности / С. А. Кулишкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7062/ (дата обращения: 16.12.2024).



Здоровье — самый дорогой подарок, который человек получил от природы. Однако, дар этот очень хрупкий и не всегда удается сохранить его на протяжении всей жизни. К сожалению, все чаще мы сталкиваемся с тем, что дошкольники мало двигаются, для них характерна недостаточная сформированность мелкой моторики, общая неловкость. И именно поэтому, одной их основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Необходимо приучать детей беречь и укреплять здоровье с самого раннего возраста. В этом помогут занятия физической культурой, закаливание, формирование основ здорового образа жизни. И, конечно, сама природа, которая дарит разнообразные средства, способствующие укреплению здоровья в виде различного материала (шишек, орехов, камней и т. д.). Игры с природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Они способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи, помогают гармонизировать эмоциональное состояние детей, воспитывают терпение, сообразительность, воображение. К тому же, природный материал не требует больших финансовых затрат.

Оценив все плюсы использования природного материала в работе по физическому развитию детей, мы решили создать информационно-образовательный, игровой, долгосрочный проект «Подарки природы для здоровья детей». В проекте приняли участие дети группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели, учитель-дефектолог.

Проблемы проекта:

Как повысить уровень развития мелкой и общей моторики детей с ЗПР?

Как корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы детей в процессе игр и самомассажа с природным материалом?

Знают ли родители о возможностях использования природного материала для развития моторики детей?

Цель проекта: создание здоровьесберегающих условий для развития моторики детей с ЗПР через использование природного материала.

Задачи проекта:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
  2. Вызывать интерес детей к играм и упражнениям с использованием природного материала.
  3. Знакомить детей с приёмами самомассажа с помощью природного материала.
  4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  5. Знакомить родителей с играми и упражнениями с использованием природного материала.

Ожидаемые результаты:

– Повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений.

– Умение детей играть в игры с использованием природного материала.

– Умение детей делать самомассаж с помощью природного материала

– Участие в проекте воспитанников и родителей.

– Повышение интереса детей к здоровому образу жизни.

– Повышение педагогической компетентности родителей.

– Методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей».

Реализация проекта проходила в три этапа :

Подготовительный этап:

– Выбор темы, постановка цели и задач.

– Разработка плана реализации проекта.

– Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

– Подбор игр и упражнений.

– Подбор и подготовка к использованию природного материала, изготовление атрибутов.

– Организация информационной деятельности и определение содержания работы с родителями в рамках проекта (анкетирование, изготовление буклета «Дары природы для детского здоровья», подготовка консультаций «Развитие моторики с помощью природного материала», «Полезные игры своими руками» и др.).

– Разработка и изготовление методического пособия «Подарки природы для здоровья детей».

– Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Основной этап.

План реализации проекта

Содержание

Участники

Ноябрь

1. Анкетирование родителей по вопросам развития мелкой моторики у дошкольников.

2. Знакомство детей с «Дарами леса» (природным материалом — шишки, желуди, каштаны и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Декабрь

1. Консультация для родителей «Развитие моторики с помощью природного материала».

2. Беседа с детьми о «Как быть здоровым?». Оформление выставки детских рисунков по теме.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук орехами, каштанами.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Январь

1. Буклет для родителей ««Дары природы для детского здоровья»

2. Знакомство детей с «Дарами моря» (природным материалом — камни, ракушки, песок и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Разучивание комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук камнями.

4. Изготовление ковриков для массажа стоп (с использованием камней).

5. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Февраль

1. Консультация для родителей ««Полезные игры своими руками».

2. Игры с песком и ракушками.

3. Выставка поделок из ракушек.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Март

1. Буклет для родителей «Игры на кухне» (игры с крупой и семенами растений).

2. Знакомство детей с «Дарами полей» (природным материалом — крупы, семена подсолнечника и т. д.), беседа о правилах использования его в процессе игр и самомассажа.

3. Игры с крупами.

4. Аппликация с использованием круп (риса, манки и др.) «Подарок для мамы».

5. Изготовление сенсорных (тактильных) мешочков с природным материалом.

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Апрель

1. Совместное мероприятие с родителями «Квест «Секреты здоровья».

2. Игры с сенсорными (тактильными) мешочками.

3. Представление результатов проекта на педагогическом совете.

4. Оформление фотоальбома «Наши любимые игры».

Воспитатели, дети, учитель-дефектолог, родители.

Заключительный этап:

– Оформление проекта, фотоальбома, видеопрезентации проекта, методического пособия.

– Анализ реализации проекта, подведение итогов.

– Презентация проекта в педагогическом сообществе.

Результаты проекта:

В результате реализации проекта дети научились играм и упражнениям с использованием природного материала, приёмам самомассажа. У детей повысился уровень развития мелкой моторики и координации движений, эмоционально-волевой сферы. Появился интерес к здоровому образу жизни, как у детей, так и у родителей. Расширились представления детей о природе и её «дарах» для здоровья человека. Повысился уровень педагогической компетентности родителей, отмечается их заинтересованность в совместной деятельности в работе над проектом. Оформлен фотоальбом, выставки поделок и рисунков. Разработано и оформлено методическое пособие «Подарки природы для здоровья детей». Подобран материал для игр, изготовлены атрибуты к ним. Подготовлена информация для родителей (консультации, буклеты). Проведено мероприятие «Квест «Секреты здоровья». Оформлен отчет по проекту в форме видеопрезентации.

Более подробно об играх, упражнениях и самомассаже с использованием природного материала можно узнать из литературы.

Литература:

  1. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. — СПб., Детство–Пресс, 2021
  2. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. — М., Эксмо, 2015
  3. Фалева А. С. Самомассаж с использованием природного материала. 5–10 лет. — СПб., Детство–Пресс, 2017

Похожие статьи

Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы

Проект «Марийцы» в группе общеразвивающей направленности для детей 5–7 лет

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности на тему «Божья коровка для мамы»

Конспект НОД «Поезд здоровья» по формированию здорового образа жизни в средней группе

Конспект ООД по речевому развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему «Дружбой надо дорожить»

Проект «Огород для больших и огород для маленьких» для детей подготовительной группы (6–7 лет)

Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов

Похожие статьи

Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы

Проект «Марийцы» в группе общеразвивающей направленности для детей 5–7 лет

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы общеразвивающей направленности на тему «Божья коровка для мамы»

Конспект НОД «Поезд здоровья» по формированию здорового образа жизни в средней группе

Конспект ООД по речевому развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему «Дружбой надо дорожить»

Проект «Огород для больших и огород для маленьких» для детей подготовительной группы (6–7 лет)

Проект «Мы наследники Победы» для детей 6–7 лет

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город» (познавательное развитие)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов

Задать вопрос