Играйте с детьми, или Какую игрушку выбрать ребенку
Авторы: Бартенева Диана Андреевна, Давыдовская Светлана Ивановна, Преснякова Анастасия Валентиновна, Лебедева Лариса Алексеевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 14.12.2021
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Бартенева, Д. А. Играйте с детьми, или Какую игрушку выбрать ребенку / Д. А. Бартенева, С. И. Давыдовская, А. В. Преснякова, Л. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6944/ (дата обращения: 17.12.2024).
Какой ребенок не любит играть? Этот вопрос поставит в тупик любого взрослого. Игра сопровождает любое действие ребенка, и он с удовольствием переключается с одной игры- на другую. Мы поощряем их самостоятельную игру, покупаем игрушки. Вот только не каждый задумываются о воспитательной ценности детских игрушек и игр. Для чего вообще нужна игра? Для развития, обучения или просто развлечения? Может это просто вариант отвлечь ребенка и дать возможность взрослым заниматься своими делами? Постараемся разобраться в этом вопросе.
Пришло время задуматься: какими игрушками и как играют наши дети, какие мультфильмы они смотрят, и о чем говорят сказочные герои? Наличие игры- это очень хорошо, но не менее важно содержание игры, а задача взрослых (родителей, бабушек, дедушек, воспитателей детского сада и школьных учителей)- вникнуть в суть этих игр, помочь детям сделать их интересными, яркими, разнообразными и не забывать, что такая деятельность помимо движения и эмоций должна приносить пользу самим детям. Игрушки, с которыми они любят играть — это не просто средство времяпрепровождения — очень важный атрибут в жизни любого ребенка.
Родители, которые постоянно играют со своими детьми, наблюдают за игрой, ценят ее как одно из важных средств воспитания.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Мы даже не догадываемся, насколько внимательными могут быть наши дети и почти не задумываемся, как сильно их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим родственникам, к самому ребенку. Их отношение к работе, к окружающим предметам. Дети любят подражать взрослым: в манере общения с окружающими, поступках, отношении к обязанностям. Они старательно переносят увиденное в свои игры, закрепляя накопленный опыт поведения, формы взаимоотношений.
Но запоминают и копируют дети не только события из реальной жизни, характеры и поступки реальных людей. Со временем дети начинают играть роли персонажей сказок и мультфильмов.
Постепенно детские игры становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, темам, по количеству сыгранных ролей, по участникам игры и п. Однако без руководства взрослых дети, даже старшего дошкольного возраста, не всегда знают, как играть.
Не каждый ребенок знает, как самостоятельно начать игру, распределить роли, выстроить сюжет и подобрать необходимые атрибуты. Но даже дети, которые в состоянии сделать это самостоятельно требуют внимания и серьезного отношения к своим играм. Иногда им нужно посоветоваться со взрослыми или даже получить похвалу (одобрение) чтобы точно понимать, что они действуют в нужном направлении. В ходе игры спрашивайте, уточняйте, получайте одобрение за свои действия, поступки, тем самым утверждаясь в формах поведения.
Сыграв с ребенком, вы поможете удовлетворить потребность в общении с близкими, совместные игры родителей и детей духовно и эмоционально обогащают внутренний мир детей.
Какие же игрушки нужны ребенку? Опустим подробности о составе и качестве игрушек, конечно же они должны соответствовать стандартам и не нести вред здоровью детей. Но и помимо этого есть не менее важные стандарты, которым она должна соответствовать. Во-первых, игрушка должна подходить по возрасту, быть понятной ребенку, во- вторых следует учесть индивидуальные особенности ребенка (какие игрушки ему интересны), в- третьих игрушка вписываться в окружающую действительность и не вызывать резонанс с окружающим миром (ребенку сложно понять, зачем животному 3 глаза или кукле 4 руки). И, пожалуй, на третий пункт следует обратить особое внимание: наши дети- губки и только от нас зависит, что же они впитают в себя. От того, в какие игры мы с ними играем, читаем ли им сказки или они смотрят мультфильмы, которые мы не потрудились отфильтровать, может сформироваться преломленное восприятие окружающей действительности. С таким восприятием детям бывает сложно найти свое место в социуме. Даже игру со сверстниками у них не получается выстроить, отсюда споры и ссоры. Ребенок, который отстаивает свою позицию, убеждая всех что вымышленные персонажи реальны зачастую становится изгоем в детском коллективе.
Поэтому очень важно вовремя объяснить, что реально, а что вымышлено. Основана ли сказка на реальных событиях или это фантазия автора. Детям свойственно фантазировать и хорошо если взрослые внимательно отнесутся к внутреннему миру малыша и вовремя объяснят, как построить игру.
В детской игровой комнате должны быть разные игрушки: сюжетные (изображающие людей, животных, предметы быта, труда, транспорт и т. д.), моторные (различные коляски, скакалки, мячи, и прочий спорт инвентарь), строительные наборы, дидактические (различные настольные игры, конструктор, башенки, матрешки).
Игрушки не должны покупаться спонтанно и только потому, что выглядят ярко и привлекательно. Если ребенок хочет получить игрушку в подарок- надо обсудить с ним, что это за игрушка, в какие игры он планирует с ней играть.
Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы — взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Дети очень любят мягкие игрушки, но важно с ранних лет научить своего малыша ухаживать за ними и беречь их. Возможно, эти игрушки окажутся первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки будут являются его партнёрами по играм, с которыми он будет делиться свои эмоциями. Ни в коем случае не надо высмеивать эти моменты. Так же, во время игр дети проговаривают действия вслух. Когда ребенок играет с другом — взрослые не придают этому значение, но если ребенок играет один- сразу обращают внимание. Не надо спрашивать с кем он разговаривает и просить его молчать. Проговаривая сюжет игры в слух, дети получают возможность лучше ее продумать, и игра становится интересней.
Часто дети просят помочь с постройкой дома из конструктора или шалаша из стульев, а занятые взрослые отмахиваются из-за отсутствия времени и сил. Дело даже не в том, что ребенок не в силах осуществить задуманное, таким образом он привлекает внимание взрослого к себе и своей задумке, в надежде получить общение с близким человеком и похвалу своей фантазии. Важно не оставаться в стороне, уделить несколько минут.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Если у дошкольника, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
В процессе совместных игр выстраиваются близкие отношения, появляются совместные интересы, ребенок с большей охотой отзывается на поручения родителей. Даже привлечь ребенка к труду становится проще. Если же взрослые не участвуют в игровой деятельности и не проводят время с ребенком- постепенно он отдаляется и сам не проявляет интереса. В будущем становится сложно наладить контакт, так как у ребенка нет опыта общения со взрослым, а взрослый не имеет представление о том, что интересно его ребенку.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». А когда в игре участвуют мама, папа, бабушка, старший брат, игра превращается в настоящее искусство — театр. И тогда, помимо, огромного удовольствия ребенок получает необходимый толчок в развитие речи и всех психических процессов.
Ребенок очень рад минутам, которые проводит с родителями в игре. Такое общение никогда не бывает бесплодным для малыша. Чем больше драгоценных минут выпадает в компании близких ему людей, тем ближе отношения, больше общих интересов и любви между ними в будущем.