Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марковникова, Е. Ю. Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста / Е. Ю. Марковникова, Л. Д. Патракова, К. П. Каткова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6628/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали ребенка-дошкольника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.

Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Банк». В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные средства для различных нужд человека и семьи.

Таким образом, возникла идея разработки и реализации игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Банк»

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: ноябрь — февраль.

Приоритетная область — «Социально коммуникативное развитие» (СКР).

Интеграция:

— «Познавательное развитие» (ПР);

— «Речевое развитие» (РР);

— «Художественно-эстетическое развитие» (ХЭ).

Цель: развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

 Расширять и обогащать представления детей о профессии «Банкир» (ПР);

 Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствие с сюжетом игры, использовать атрибуты (СКР);

 Мотивировать детей к совместной деятельности со сверстниками, объединяя усилия для достижения цели (СКР);

 Обогатить словарь детей словами: банкомат, сейф, бейджики, валюта, кредит, заем, администратор, кредиторы, консультант, инкассатор и т. д.(РР).

 Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.

Развивающие:

 Развивать творческое воображение умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников (СКР);

 Активизировать словарь детей по теме «Банк» (РР);

 Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре, подгруппах (СКР);

 Развивать художественно-эстетическое творчество (ХЭ).

Воспитательные:

 Воспитывать у детей доброту, взаимопомощь, отзывчивость, умение работать в коллективе (СКР);

 Способствовать повышению культуры поведения её участников, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе (СКР);

 Воспитывать культуру речи (РР).

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» включает четыре этапа, которые последовательно от обогащения экономических представлений подводят детей к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

Этапы сюжетно-ролевой игры «БАНК» 1 ЭТАП — ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Познавательное развитие:

Беседа «Кто работает в банке» — знакомство с профессиями работников банка.

Цикл занятий:

 «У каждого человека должно быть интересное дело» — воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

 «Что такое деньги» — расширять представления детей о понятии «деньги».

 «Что было, когда не было денег» — обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег

 «Экскурсия в ближайший банк» — уточнить и закрепить знания о банке.

 «Что делают в банке» — обогатить знания детей, об услугах, которые предоставляет банк (оплата услуг, оформление кредита, оформление ипотеки, обмен валюты и тд.)

Индивидуальные и коллективные беседы по лэпбуку «Банк» на темы:

 Кто работает в банке;

 Виды денег;

 Деньги разных стран;

 Атрибуты для работников банка;

 История возникновения денег;

 Бюджет семьи;

 Распределение бюджета семьи;

 Откуда появляются деньги дома.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы:

 «Муха цокотуха» — формировать представления о деньгах (на деньги можно что-то купить)

 «Приключение Буратино» — закрепить знания детей о ценности денег.

Словесная игра «Кто больше назовет» по темам:

 «Названия профессий людей, связанных с баком»;

 «Атрибуты, необходимые для работников банк».;

 «Для чего нужен банк»; Цель — обогащать словарный запас детей.

Разучивание стихотворений на тему «Личная безопасность» Цель: развивать память, закреплять правила личной безопасности, формировать образное мышление.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование по сюжету сказки «Муха цокотуха». Цель: дать детям элементарные представления о деньгах.

Аппликация «Моя первая копилка» — формирование у детей первичных элементарных эконмических представлений

Конструирование «Собери и построй». Цель: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы;

Строительная игра «Построй здание» Цель: развивать интерес в самостоятельной деятельности при постройке здания различной формы.

2 ЭТАП — ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЕМ И ОПЫТОМ ПЕРЕДАЧИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ .

Социально-коммуникативное развитие:

Игра-драматизация «Муха цокотуха» Цель: поддерживать желание участвовать в театрально-игровой деятельности, формировать у детей элементарные знания о деньгах;

Дидактическая игра « Кому, что нужно для работы ?". Цель. Формировать представления детей о профессиях работников бака. Учить детей находить необходимые атрибуты и развивать внимание, память и речь детей. Ход игра: включает в себя картинки с изображением людей (кассир охранник и т д …) и картинок с изображением атрибутов для работников банка. Ребенку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов, необходимых для работы сотрудникам банка;

Дидактическая игра «Замочная скважина». Цель: развивает пространственное воображение ребенка формировать представления о предметах необходимых работникам банка (калькулятор деньги сейф и т д), воспитывать интерес к изучению профессий работников банка. Ход игры: в листе бумаги вырезается отверстие в форме замочной скважины. В начале игры размер скважины может быть большим, когда дети освоятся размер, уменьшается. Ведущий накрывает картинку листом бумаги с замочной скважиной. Дети рассматривают изображение через лист с отверстием в течение 1 минуты. Ведущий предлагает рассказать, что изображено на картинке. Выигрывает тот, кто рассказал подробно о картинке.

3 ЭТАП — СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках оформления сюжетно-ролевой игры «Банк»:

 Муляжи банковских реквизитов;

 Компьютер (ноутбук);

 Калькуляторы;

 Папка с документами (бланки для записей, ручки, печати);

 Касса, рация (игрушечная);

 Бейджики;

 Галстуки для сотрудников «Банка»;

 Банкомат, сейф;

 Деньги (муляжи);

 Паспорта для детей

4 ЭТАП — АКТИВИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.

Предполагаемый ход сюжетно- ролевой игры «Банк».

Варианты распределения ролей : считалки, карточки с изображением работников банка, и т. д. по выбору детей.

Консультант : встречает клиента и направляет к кабинету, специалистам или кассу;

Кассир: принимает клиента и помогает оплатить необходимы услуги;

Охранник: следи за порядком в банке;

Кредитный менеджер : оформляет кредит, ипотеку и т д;

Администратор: контролирует качество работы банка;

Инкассатор: собирает и перевозит наличные деньги между различными банками;

Уборщица : следит за чистотой в банке;

Клиент : оплачивает необходимые услуги, оформляет кредит или ипотеку;

Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействия между ними:

 Клиент — консультант — администратор — кассир — кредитный менеджер;

 Кассир — клиент;

 Кредитный менеджер — клиент;

 Инкассатор — работник банка;

 Охранник — работник банка;

 Уборщица — работники банка.

Варианты развития сюжетно-ролевой игры:

«Семья» распределение семейного бюджета;

Примерные игровые ситуации:

 Оформление кредита;

 Оплата услуг;

 Оформление ипотеки;

Оценка игры:

 Как вы считаете, ребята, получилась ли у нас дружная игра?

 Как вы помогали друг другу во время игры?

 Как вы считаете, кто хорошо справился со своей ролью?

Дальнейшее развитие проекта.

 Продолжать развивать игру, обогащая предметно пространственную среду для обыгрывания;

 Изготовление памятки для родителей «Безопасное хранение денег»;

 Изготовить совместно с родителями стенгазету на тему «Виды денег»;

Похожие статьи

Квест-игра «Путешествие навстречу другу» (для детей старшего дошкольного возраста)

Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Квест-игра «Путешествие в страну здорового питания» для детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Проект «Оптимизация процесса подготовки детей к прогулке в средней группе посредством визуализации»

Похожие статьи

Квест-игра «Путешествие навстречу другу» (для детей старшего дошкольного возраста)

Центр лего-конструирования в детском саду как особое образовательное пространство развития детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Квест-игра «Путешествие в страну здорового питания» для детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Проект «Оптимизация процесса подготовки детей к прогулке в средней группе посредством визуализации»

Задать вопрос