Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста
Авторы: Марковникова Елена Юриевна, Патракова Лидия Данисовна, Каткова Кристина Петровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 04.10.2021
Статья просмотрена: 300 раз
Библиографическое описание:
Марковникова, Е. Ю. Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» как средство экономического образования детей дошкольного возраста / Е. Ю. Марковникова, Л. Д. Патракова, К. П. Каткова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6628/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали ребенка-дошкольника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.
Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Банк». В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные средства для различных нужд человека и семьи.
Таким образом, возникла идея разработки и реализации игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Банк»
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Срок реализации проекта: ноябрь — февраль.
Приоритетная область — «Социально коммуникативное развитие» (СКР).
Интеграция:
— «Познавательное развитие» (ПР);
— «Речевое развитие» (РР);
— «Художественно-эстетическое развитие» (ХЭ).
Цель: развитие познавательного интереса к экономическим знаниям у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и обогащать представления детей о профессии «Банкир» (ПР);
Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствие с сюжетом игры, использовать атрибуты (СКР);
Мотивировать детей к совместной деятельности со сверстниками, объединяя усилия для достижения цели (СКР);
Обогатить словарь детей словами: банкомат, сейф, бейджики, валюта, кредит, заем, администратор, кредиторы, консультант, инкассатор и т. д.(РР).
Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.
Развивающие:
Развивать творческое воображение умение совместно разворачивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников (СКР);
Активизировать словарь детей по теме «Банк» (РР);
Совершенствовать коммуникативные навыки при работе в паре, подгруппах (СКР);
Развивать художественно-эстетическое творчество (ХЭ).
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброту, взаимопомощь, отзывчивость, умение работать в коллективе (СКР);
Способствовать повышению культуры поведения её участников, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе (СКР);
Воспитывать культуру речи (РР).
Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» включает четыре этапа, которые последовательно от обогащения экономических представлений подводят детей к самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
Этапы сюжетно-ролевой игры «БАНК» 1 ЭТАП — ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. |
Познавательное развитие: Беседа «Кто работает в банке» — знакомство с профессиями работников банка. Цикл занятий: «У каждого человека должно быть интересное дело» — воспитывать у детей уважение к людям разных профессий. «Что такое деньги» — расширять представления детей о понятии «деньги». «Что было, когда не было денег» — обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег «Экскурсия в ближайший банк» — уточнить и закрепить знания о банке. «Что делают в банке» — обогатить знания детей, об услугах, которые предоставляет банк (оплата услуг, оформление кредита, оформление ипотеки, обмен валюты и тд.) Индивидуальные и коллективные беседы по лэпбуку «Банк» на темы: Кто работает в банке; Виды денег; Деньги разных стран; Атрибуты для работников банка; История возникновения денег; Бюджет семьи; Распределение бюджета семьи; Откуда появляются деньги дома. Речевое развитие: Чтение художественной литературы: «Муха цокотуха» — формировать представления о деньгах (на деньги можно что-то купить) «Приключение Буратино» — закрепить знания детей о ценности денег. Словесная игра «Кто больше назовет» по темам: «Названия профессий людей, связанных с баком»; «Атрибуты, необходимые для работников банк».; «Для чего нужен банк»; Цель — обогащать словарный запас детей. Разучивание стихотворений на тему «Личная безопасность» Цель: развивать память, закреплять правила личной безопасности, формировать образное мышление. Художественно-эстетическое развитие: Рисование по сюжету сказки «Муха цокотуха». Цель: дать детям элементарные представления о деньгах. Аппликация «Моя первая копилка» — формирование у детей первичных элементарных эконмических представлений Конструирование «Собери и построй». Цель: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы; Строительная игра «Построй здание» Цель: развивать интерес в самостоятельной деятельности при постройке здания различной формы. |
2 ЭТАП — ОБОГАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЕМ И ОПЫТОМ ПЕРЕДАЧИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ . |
Социально-коммуникативное развитие: Игра-драматизация «Муха цокотуха» Цель: поддерживать желание участвовать в театрально-игровой деятельности, формировать у детей элементарные знания о деньгах; Дидактическая игра « Кому, что нужно для работы ?". Цель. Формировать представления детей о профессиях работников бака. Учить детей находить необходимые атрибуты и развивать внимание, память и речь детей. Ход игра: включает в себя картинки с изображением людей (кассир охранник и т д …) и картинок с изображением атрибутов для работников банка. Ребенку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов, необходимых для работы сотрудникам банка; Дидактическая игра «Замочная скважина». Цель: развивает пространственное воображение ребенка формировать представления о предметах необходимых работникам банка (калькулятор деньги сейф и т д), воспитывать интерес к изучению профессий работников банка. Ход игры: в листе бумаги вырезается отверстие в форме замочной скважины. В начале игры размер скважины может быть большим, когда дети освоятся размер, уменьшается. Ведущий накрывает картинку листом бумаги с замочной скважиной. Дети рассматривают изображение через лист с отверстием в течение 1 минуты. Ведущий предлагает рассказать, что изображено на картинке. Выигрывает тот, кто рассказал подробно о картинке. |
3 ЭТАП — СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. |
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках оформления сюжетно-ролевой игры «Банк»: Муляжи банковских реквизитов; Компьютер (ноутбук); Калькуляторы; Папка с документами (бланки для записей, ручки, печати); Касса, рация (игрушечная); Бейджики; Галстуки для сотрудников «Банка»; Банкомат, сейф; Деньги (муляжи); Паспорта для детей |
4 ЭТАП — АКТИВИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. |
Предполагаемый ход сюжетно- ролевой игры «Банк». Варианты распределения ролей : считалки, карточки с изображением работников банка, и т. д. по выбору детей. Консультант : встречает клиента и направляет к кабинету, специалистам или кассу; Кассир: принимает клиента и помогает оплатить необходимы услуги; Охранник: следи за порядком в банке; Кредитный менеджер : оформляет кредит, ипотеку и т д; Администратор: контролирует качество работы банка; Инкассатор: собирает и перевозит наличные деньги между различными банками; Уборщица : следит за чистотой в банке; Клиент : оплачивает необходимые услуги, оформляет кредит или ипотеку; Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействия между ними: Клиент — консультант — администратор — кассир — кредитный менеджер; Кассир — клиент; Кредитный менеджер — клиент; Инкассатор — работник банка; Охранник — работник банка; Уборщица — работники банка. |
Варианты развития сюжетно-ролевой игры:
«Семья» — распределение семейного бюджета;
Примерные игровые ситуации:
Оформление кредита;
Оплата услуг;
Оформление ипотеки;
Оценка игры:
Как вы считаете, ребята, получилась ли у нас дружная игра?
Как вы помогали друг другу во время игры?
Как вы считаете, кто хорошо справился со своей ролью?
Дальнейшее развитие проекта.
Продолжать развивать игру, обогащая предметно пространственную среду для обыгрывания;
Изготовление памятки для родителей «Безопасное хранение денег»;
Изготовить совместно с родителями стенгазету на тему «Виды денег»;