Обучение детей грамоте в игровой форме «Как Абвгдейка обучается грамоте» (из опыта работы)
Автор: Ярошевич Алена Андреевна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 17.09.2021
Статья просмотрена: 143 раза
Библиографическое описание:
Ярошевич, А. А. Обучение детей грамоте в игровой форме «Как Абвгдейка обучается грамоте» (из опыта работы) / А. А. Ярошевич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6588/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом по подготовке детей к обучению грамоте. Сразу хочу отметить, что опыт работы воспитателем у меня небольшой, и работаю я в основном на подготовительной группе. Сначала я проводила занятия, которые не касались подготовки детей к школе, и только наблюдала, как опытные педагоги проводят занятия по формированию элементарных математических представлений и подготовке к обучению грамоте, для меня эти занятия были самыми сложными. В прошлом году я освоила методику преподавания ФЭМП, а в этом году я решила серьёзно взяться за грамоту и постараться как можно лучше подготовить детей к школе.
Послушайте одну притчу.
Три человека таскают камни.
— Что ты делаешь? — спросили первого
— Таскаю кирпичи.
— А что делаешь ты? — спросили другого
— Зарабатываю деньги.
— А что ты делаешь? — спросили третьего.
— Я строю чудесный храм!..
Я себя в некотором роде тоже ассоциирую со строителем. Только строю чудесный храм знаний для своих воспитанников.
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова», — писал Лев Васильевич Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.
При разработке моей программы дополнительного образования «Солнечные ступеньки весёлой грамматики» я случайно обнаружила на просторах интернета очень интересное методическое пособие издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г. «Обучение детей грамоте в игровой форме», которое я и взяла за основу своего кружка.
Как мне кажется, для молодых специалистов эта книга будет просто находкой.
Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. В книге предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, Слышем и Буковкой, ребенок познакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в книге широко представлены упражнения и по подготовке руки к написанию букв. Для детей приобретались тетради с заданиями, в которых дети сначала обводили ручкой различные элементы, из которых состоят буквы, затем уже перешли к самим буквам.
Также в структуру занятий я включала графические диктанты с рисунком, соответствующим происходящим действиям с персонажами.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. В нашем дошкольном учреждении нет такого специалиста, как логопед, поэтому проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику с детьми просто необходимо.
Материал книги может использоваться как для индивидуальных занятий с детьми от 5 до 7 лет дома или в детском саду, так и для групповых занятий в дошкольных учреждениях (воспитателями и логопедами).
В наше время существует множество различных пособий для занятий с детьми, поэтому бывает сложно определиться, какое именно пособие взять за основу.
Может мой материал кому-то пригодится, и Вы воспользуетесь таким замечательным методическим пособием издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г. «Обучение детей грамоте в игровой форме».