Занятие по выполнению пейзажа с Чабишурской сосной в клубе «Акварелька» (для старшего дошкольного возраста)
Автор: Фоминых Ирина Ивановна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 17.05.2021
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Фоминых, И. И. Занятие по выполнению пейзажа с Чабишурской сосной в клубе «Акварелька» (для старшего дошкольного возраста) / И. И. Фоминых. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (43.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6390/ (дата обращения: 08.11.2024).
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цель занятия: Создать условия для выполнения пейзажа с Чабишурской сосной.
Задачи занятия:
Образовательные:
– Познакомить с биографией и произведениями художника — пейзажиста АТ. Русских.
– Находить различия пейзажного жанра.
Развивающие :
– Развивать художественно-графические навыки в рисовании пейзажа.
– Развивать внимание, кругозор, глазомер, чувство пропорции.
– Развивать творческую активность.
Воспитательные :
– Воспитывать любовь к природе родного края, уважение к традиционной культуре Удмуртии.
Планируемый результат: Дети смешивают цвета используя приемы наложения, передают через цвет различные ощущения, выполняют фон, выделяют композиционный центр, составляют, аккуратно пользуются красками.
Материалы и оборудование: акварельная плотная бумага А4, салфетки влажные для рук, салфетки бумажные, кисти, гуашь, непроливайки с водой; проектор, презентация с видами пейзажного жанра, с изображением Чабишурской сосны, портрет и репродукции картин художника А. Т. Русских, музыкальное сопровождение (пение птиц, журчание воды, шум ветра).
Словарная работа: сельский, городской, парковый, морской, архитектурный, индустриальный пейзаж, Чабишур.
Предварительная работа:
1) Экскурсия в лес.
2) Экскурсия в художественный отдел музея.
Ход занятия:
Орг. момент: - Здравствуйте ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Я вижу». Пусть каждый возьмёт (воображаемую) подзорную трубу, посмотрит в окно и попробует сказать предложение по теме: «Сегодня прекрасная погода”. ( Дети, говоря о погоде передают чувства и эмоции )
Сегодня на занятии мы познакомимся со знаменитым художником Увинского района — Анатолием Тихоновичем Русских, рассмотрим репродукции его картин. Во второй части мы с вами сами попробуем себя в роли художников-пейзажистов и выполним пейзаж с одной из достопримечательностей Увинского района — трехсотлетней Чабишурской сосной.
1 слайд «Портрета художника»
Биография Анатолий Тихонович Русских — уроженец села Новый Мултан Увинского района. Заслуженный художник России, Народный художник Удмуртии. Одно из известнейших полотен, помещенных в энциклопедию русских художников XX века, стала картина «Янтарное ожерелье Вишеры». В 2012 году художнику было присвоено звание «Почетный гражданин» Увинского района.
2 слайд «Репродукций картин А. Т. Русских»
— Бескрайние прекрасные зеленые леса и быстрые реки с прохладной водой — все это главный источник вдохновения нашего художника. Полжизни своего творчества он посвятил живописанию природы Удмуртии и Увинского района
Демонстрация репродукций картин А. Т. Русских.
— Ребята, как называется картина, где художник изображает природу?
Ответы детей
— Пейзаж– жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
— Кто из вас знает, как называют художников, которые изображают пейзаж?
Ответы детей.
3 слайд «С видами пейзажного жанра»
Различают несколько видов пейзажного жанра:
- Сельский пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа
- Городской пейзаж — городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные
- Парковый пейзаж — впарковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой
- Морской пейзаж – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море
- Архитектурный пейзаж — близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры с окружающей средой
- Индустриальный пейзаж — показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, электростанций, вокзалов и мостов .
—Ребята, как вы думаете, к какому жанру относятся пейзажи нашего художника?
Ответы детей
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать сельский пейзаж, где изображены поле, лес и большая, старая сосна. Растет это дерево в селе Чабишур в нескольких километрах от поселка Увы, ему уже более трех сотен лет. Его высота — более 18 метров.
Дерево считается местом силы — сюда приезжают молодожены, подвязывают ленты и оставляют монеты. Говорят, тем, кто хочет завести ребенка, обязательно нужно приехать к сосне, а потом переночевать в рощице рядом и тогда желание сбудется.
Работать будем гуашью, толстой, тонкой и жесткой кисточками. Но сначала отдохнем.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется . (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Показ техники выполнения:
- Толстой кистью покрываем весь лист белой краской.
- В верхней половине листа хаотично наносим синюю, голубую и фиолетовую краски.
- В нижней половине листа хаотично наносим зеленую, желтую и коричневую краски.
- Закрашиваем лист слева на право, начиная с верхнего края листа.
- Тонкой кистью зеленым цветом наносим линию горизонта и прорисовываем верхушки деревьев, желтым цветом определяем свет на деревьях.
- Рисуем ствол, ветки коричневым; желтым — освещенные места дерева.
- Полусухой жесткой кистью, чуть касаясь бумаги, рисуем крону дерева (иголки), желтым — светлые места кроны.
- Зеленым цветом короткими движениями (снизу вверх) рисуем траву на переднем плане, местами вводим желтый цвет.
- Концом тонкой кисти рисуем птиц, летящих вдалеке черной краской.
Самостоятельн ая работа детей. (Звучит спокойная музыка)
Анализ работы. Подведение итогов.
— Что такое пейзаж?
— С каким художником вы сегодня познакомились?
— Назови виды пейзажа.
—Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились. Нарисовали замечательные пейзажи. Рассматривая их, я поняла, что вы любите свой родной край.
— Посмотрите, у нас получилась настоящая выставка картин о природе. Рисунки получились все разные, интересные, красивые...
— Вы сегодня молодцы!
Вместе с воспитателем мы организуем экспозицию работ, чтобы родители, другие ребята тоже могли полюбоваться вашими работами.