Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе
Авторы: Кобзева Марина Александровна, Подгорбунская Елена Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 11.05.2021
Статья просмотрена: 451 раз
Библиографическое описание:
Кобзева, М. А. Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе / М. А. Кобзева, Е. В. Подгорбунская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6354/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: развивать познавательную активность детей, формировать представления о магните, об истории появления магнита, его свойствах.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, с магнитом и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; систематизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, самостоятельность при проведении опытов; развивать умение обобщать и делать выводы; развивать любознательность, наблюдательность;
Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование : ваза с водой, коробочка с опилками, металлическая стружка, магниты разной формы, различные металлические и неметаллические предметы, «парящая» бабочка, домино, вагончики.
Предварительная работа :
— использование магнита на доске для крепления иллюстраций, чтение рассказа, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок;
— игры «Магнитная мозаика», «Магнитный конструктор», «Поймай рыбку», «Магнитные буквы», «Забавные чудики», «Найди клад»;
— просмотр мультфильма «Фиксики»;
— беседы:
- «Полярное сияние». Цель: помочь понять детям, что полярное сияние — проявление магнитных сил земли.
- «Земля — магнит». Цель: помочь выявить действия магнитных сил Земли.
- «Компас». Цель: развивать любознательность ребенка в процессе знакомства с компасом.
- «Магнит рисует». Цель: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; объяснить детям действие магнитных сил.
Ход экспериментальной деятельности детей.
Организационный момент.
Воспитатель: Ты мой друг и я твой друг.
Собирайтесь дети в круг.
Мы за руки все возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе познавать.
Воспитатель: (на столе лежат рассыпанные камушки) Посмотрите, ребята, у нас на столе лежат камушки, среди них есть волшебные камни, определите их. Кто подскажет, как они называются? ( Дети: Магниты.)
Воспитатель : Да, это магнит. Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Как можно узнать, какие секреты хранит магнит? ( Дети: Нужно поэкспериментировать.)
Воспитатель: Правильно, будем мы сегодня с вами маленькими учеными, проведем исследовательскую работу.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем изучать.
Воспитатель: Уважаемые ученые, может, вы знаете, почему этот камень назвали — магнит? Нет? Расскажу вам одну легенду.
Основная часть.
- Рассказ Л. Толстого «Магнит». (Рассказывание)
2. Беседа по содержанию рассказа.
— Как звали пастуха?
— Почему он пошел в горы?
— Что привлекло его внимание?
Воспитатель: Какие секреты хранит в себе магнит, хотите узнать? ( Дети: Да)
Воспитатель: Ребята, так как мы настоящие ученые, чем сейчас займемся? ( Дети: Будем исследовать свойства магнита.)
Воспитатель: Давайте поэкспериментируем: «Важное дело — эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень — магнит. С его помощью проверим, все ли предметы он может притянуть. Для этого вам нужно поднести магнит к каждому из предметов.
Опыт № 1 Задание: положите все предметы, которые магнит не притягивает, на стол.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Ответы детей: поднесли магнит к предметам, а все железные предметы притянулись к нему.
Воспитатель : А какие предметы магнит не притянул? (пластмассу, кусок ткани, дерево, резину, колечко)
Вывод: магнит — притягивает железные предметы.
Опыт № 2 Теперь закроем железные предметы листом бумаги и поднесем к нему магнит. Что произошло?
Ответы детей: Железные предметы притянулись через бумагу.
Вывод: магнит действует через бумагу .
Опыт № 3 Сейчас железные предметы накроем кусочком ткани и поднесем магнит. Что произошло?
Ответы детей : Магнит действует через ткань.
Вывод: магнит действует через ткань.
Опыт № 4
Воспитатель: Ребята, я уронила ключ в банку с водой. Прошу вас достать ключ, не замочив руки и магнит.
Вывод: магнитная сила действует через стекло и воду.
Воспитатель: Ключ следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока приблизится к поверхности воды. Так его можно достать, не замочив руки.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, пора нам немного отдохнуть, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Под музыку разминка-зарядка.
Мы магниты, мы магниты
Мы друг к другу не пришиты.
Просто тянемся друг к другу
И идем, идем по кругу.
Вместе сели, вмести встали,
Головою покачали,
И попрыгали немножко,
И похлопали в ладошки.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Наклонились, потянулись!
Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?
Опыт № 5
Воспитатель: Почему иногда два магнита отталкиваются?
Проведение опыта.
Вывод: Это потому, что каждый магнит имеет два полюса (северный и южный). Магниты притягиваются разными полюсами, а одинаковыми — отталкиваются.
Опыт № 6 «Парящая бабочка»
Воспитатель: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это явление назвали «магнитным полем»
Опыт № 7 Намагничивание железных предметов.
Воспитатель : Любой железный или стальной предмет может быть намагничен трением предмета об один из полюсов магнита
Воспитатель: Ученые, кто из вас перечислит все секреты, которые хранит в себе магнит?
Вывод: магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, пластмассу, стекло, воду
Воспитатель: Ребята, перед вами портрет великого русского гения М. В. Ломоносова. Он несколько веков назад исследовал свойства магнита. Благодаря его экспериментам люди широко используют магнит.
Ребята, где в группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? ( Дети: магнитные буквы, держатели, магнитные игры)
Воспитатель: А дома встречали магнит? Кто украшает свой холодильник картинками? С помощью чего держатся они на холодильнике?
Воспитатель: Теперь свойства магнита широко используют в жизни человека:
— магниты используют для поднятия очень большого количества железа;
— используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах;
— люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы;
— используют для изготовления игрушек, игр для детей.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были настоящими учеными и открыли много нового и интересного о магните, вы справились со всеми заданиями.
— Что нового узнали вы сегодня?
— Понравилось вам экспериментировать?
— Какие задания были интересными, что понравилось больше?
— Что вызвало трудности?
Рефлексия.
Воспитатель: На подносе лежат различные эмоции. Если вам было интересно на занятии и легко справились со всеми заданиями — создайте радостный портрет.
Спасибо, ребята, за отличную работу на занятии.