Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.05.2021

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, М. А. Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе / М. А. Кобзева, Е. В. Подгорбунская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6354/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель: развивать познавательную активность детей, формировать представления о магните, об истории появления магнита, его свойствах.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, с магнитом и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; систематизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, самостоятельность при проведении опытов; развивать умение обобщать и делать выводы; развивать любознательность, наблюдательность;

Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование : ваза с водой, коробочка с опилками, металлическая стружка, магниты разной формы, различные металлические и неметаллические предметы, «парящая» бабочка, домино, вагончики.

Предварительная работа :

— использование магнита на доске для крепления иллюстраций, чтение рассказа, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок;

— игры «Магнитная мозаика», «Магнитный конструктор», «Поймай рыбку», «Магнитные буквы», «Забавные чудики», «Найди клад»;

— просмотр мультфильма «Фиксики»;

— беседы:

  1. «Полярное сияние». Цель: помочь понять детям, что полярное сияние — проявление магнитных сил земли.
  2. «Земля — магнит». Цель: помочь выявить действия магнитных сил Земли.
  3. «Компас». Цель: развивать любознательность ребенка в процессе знакомства с компасом.
  4. «Магнит рисует». Цель: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; объяснить детям действие магнитных сил.

Ход экспериментальной деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель: Ты мой друг и я твой друг.

Собирайтесь дети в круг.

Мы за руки все возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вместе познавать.

Воспитатель: (на столе лежат рассыпанные камушки) Посмотрите, ребята, у нас на столе лежат камушки, среди них есть волшебные камни, определите их. Кто подскажет, как они называются? ( Дети: Магниты.)

Воспитатель : Да, это магнит. Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. Как можно узнать, какие секреты хранит магнит? ( Дети: Нужно поэкспериментировать.)

Воспитатель: Правильно, будем мы сегодня с вами маленькими учеными, проведем исследовательскую работу.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем изучать.

Воспитатель: Уважаемые ученые, может, вы знаете, почему этот камень назвали — магнит? Нет? Расскажу вам одну легенду.

Основная часть.

  1. Рассказ Л. Толстого «Магнит». (Рассказывание)

2. Беседа по содержанию рассказа.

— Как звали пастуха?

— Почему он пошел в горы?

— Что привлекло его внимание?

Воспитатель: Какие секреты хранит в себе магнит, хотите узнать? ( Дети: Да)

Воспитатель: Ребята, так как мы настоящие ученые, чем сейчас займемся? ( Дети: Будем исследовать свойства магнита.)

Воспитатель: Давайте поэкспериментируем: «Важное дело — эксперимент! В нём интересен нам каждый момент». Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень — магнит. С его помощью проверим, все ли предметы он может притянуть. Для этого вам нужно поднести магнит к каждому из предметов.

Опыт № 1 Задание: положите все предметы, которые магнит не притягивает, на стол.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Ответы детей: поднесли магнит к предметам, а все железные предметы притянулись к нему.

Воспитатель : А какие предметы магнит не притянул? (пластмассу, кусок ткани, дерево, резину, колечко)

Вывод: магнит — притягивает железные предметы.

Опыт № 2 Теперь закроем железные предметы листом бумаги и поднесем к нему магнит. Что произошло?

Ответы детей: Железные предметы притянулись через бумагу.

Вывод: магнит действует через бумагу .

Опыт № 3 Сейчас железные предметы накроем кусочком ткани и поднесем магнит. Что произошло?

Ответы детей : Магнит действует через ткань.

Вывод: магнит действует через ткань.

Опыт № 4

Воспитатель: Ребята, я уронила ключ в банку с водой. Прошу вас достать ключ, не замочив руки и магнит.

Вывод: магнитная сила действует через стекло и воду.

Воспитатель: Ключ следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока приблизится к поверхности воды. Так его можно достать, не замочив руки.

Физкультурная минутка.

Воспитатель: Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, пора нам немного отдохнуть, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.

Под музыку разминка-зарядка.

Мы магниты, мы магниты

Мы друг к другу не пришиты.

Просто тянемся друг к другу

И идем, идем по кругу.

Вместе сели, вмести встали,

Головою покачали,

И попрыгали немножко,

И похлопали в ладошки.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Наклонились, потянулись!

Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт № 5

Воспитатель: Почему иногда два магнита отталкиваются?

Проведение опыта.

Вывод: Это потому, что каждый магнит имеет два полюса (северный и южный). Магниты притягиваются разными полюсами, а одинаковыми — отталкиваются.

Опыт № 6 «Парящая бабочка»

C:\Users\User\Desktop\20191206_155154.jpg

Воспитатель: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это явление назвали «магнитным полем»

Опыт № 7 Намагничивание железных предметов.

Воспитатель : Любой железный или стальной предмет может быть намагничен трением предмета об один из полюсов магнита

Воспитатель: Ученые, кто из вас перечислит все секреты, которые хранит в себе магнит?

Вывод: магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, пластмассу, стекло, воду

Воспитатель: Ребята, перед вами портрет великого русского гения М. В. Ломоносова. Он несколько веков назад исследовал свойства магнита. Благодаря его экспериментам люди широко используют магнит.

Ребята, где в группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? ( Дети: магнитные буквы, держатели, магнитные игры)

Воспитатель: А дома встречали магнит? Кто украшает свой холодильник картинками? С помощью чего держатся они на холодильнике?

Воспитатель: Теперь свойства магнита широко используют в жизни человека:

— магниты используют для поднятия очень большого количества железа;

— используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах;

— люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы;

— используют для изготовления игрушек, игр для детей.

Заключительная часть.

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были настоящими учеными и открыли много нового и интересного о магните, вы справились со всеми заданиями.

— Что нового узнали вы сегодня?

— Понравилось вам экспериментировать?

— Какие задания были интересными, что понравилось больше?

— Что вызвало трудности?

Рефлексия.

Воспитатель: На подносе лежат различные эмоции. Если вам было интересно на занятии и легко справились со всеми заданиями — создайте радостный портрет.

Спасибо, ребята, за отличную работу на занятии.

C:\Users\User\Desktop\20200117_134441.jpg

Задать вопрос