Мир классической музыки. Волшебная музыка Моцарта
Авторы: Позднякова Наталья Юрьевна, Селезнёва Галина Борисовна, Земцова Людмила Ивановна, Ковязина Ольга Аркадьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 04.04.2021
Статья просмотрена: 683 раза
Библиографическое описание:
Позднякова, Н. Ю. Мир классической музыки. Волшебная музыка Моцарта / Н. Ю. Позднякова, Г. Б. Селезнёва, Л. И. Земцова, О. А. Ковязина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6255/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье представлены формы и методы приобщения детей к классической музыке
Педагоги делятся практическим опытом: как через игру, познакомить воспитанников старшего дошкольного возраста с творчеством композитора Моцарта, как научить маленьких слушателей понимать красивую музыку, определять её характер, настроение.
Через восприятие классической музыки у детей развивается музыкальный вкус и музыкальные способности.
Описание опыта работы иллюстрируется фотографиями, в приложенной презентации, и ссылкой на видео.
Ключевые слова: дошкольное образование, классическая музыка,творчество Моцарта, музыкально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и предварительная работа
Музыкальная деятельность в детском саду — это одно из важных направлений развития детей, согласно требованиям ФГОС ДО.
Интерес к музыке — это естественный, природный, заложенный с раннего детства процесс. Колыбельные перед сном, чтение нараспев потешек, прибауток, народных песенок, через все эти простые мелодии малыш познаёт окружающий мир.
Природа вобрала в себя множество звуков: это и щебет птиц, и звон ручья, и шелест травинок, и стук капелек дождя. Надо научить ребёнка слушать природу, в ней он услышит музыку.
Знакомство с классической музыкой в детском саду начинается с младшего возраста. К старшему возрасту кругозор детей становится шире, появляется интерес к классическим произведениям. Для этого педагоги подбирают музыкальный ряд для прослушивания. Музыкальные отрывки должны соответствовать возрасту детей.
Интересно проследить за рассуждениями детей о классической музыке. При анкетировании детей, которые практически нигде не слышали эту музыку, мы можем привести некоторые их высказывания.
Дети были уверены, что сейчас классическую музыку очень мало кто слушает, она скучная и громкая, они говорили, что эта музыка старая, объясняя это тем, что она давно написана.
Педагоги сделали вывод, что в семьях этих воспитанников, родители ничего не рассказывают детям на эту тему, да и сами они никогда не слушают классическую музыку.
Поэтому мы решили познакомить детей и родителей с творчеством Вольфганга Амадея Моцарта.
В музыкальном зале был проведен мастер-класс на тему «Знакомство детей с классической музыкой». Были приглашены родители с детьми. Для всех присутствующих был показан мультфильм «Верное средство», где звучит музыка Моцарта и итальянского композитора Боккерини (см. ссылку).
Присутствующих познакомили с музыкальными инструментами. Родители с детьми исполнили «Колыбельную» Моцарта.
Педагоги предложили родителям посетить на выбор Московские театры, в которых учитывая возраст детей, проходят концерты, на которых звучит классическая музыка (см. ссылку).
Знакомство детей с творчеством Моцарта в детском саду началось с колыбельной «Спи, моя радость, усни» (слова С. Свириденко). Музыкальный руководитель исполнила для детей это произведение, аккомпанируя себе на фортепиано. Дети сразу полюбили колыбельную великого мастера. Эта музыка нежная и изящная. Одна девочка с радостью и восхищением рассказала, что, когда она была маленькая, мама пела ей эту песню на ночь.
Слушание с детьми музыки Моцарта, демонстрация на большом экране презентации о жизни и творчестве композитора, рассказ музыкального руководителя о первых мелодиях, которые сочинил 4-х летний малыш и исполнил их на клавесине и на скрипке, всё это заинтересовало и очень понравилось нашим воспитанникам.
Во время вечерних досугов наши дети увлеченно рассказывали о маленьком гении детям из других групп.
Не все родители со своими детьми смогли посетить концерты, на которых звучали классические произведения. Поэтому экскурсия в ГБУДО «Детская музыкальная школа имени А. И. Хачатуряна» позволила нашим воспитанникам услышать музыку Моцарта, в исполнении учащихся музыкальной школы.
Важно отметить, что при посещении концертных залов или музыкальной школы, где дети впервые сталкиваются с исполнением классической музыки, видят настоящие музыкальные инструменты, талантливых или начинающих музыкантов, необходимо создать для детей атмосферу праздника. Об этом мы всегда напоминаем родителям, это так важно для маленьких слушателей.
Мир музыки Моцарта
Чтобы с раннего детства формировать музыкальный вкус у детей, необходимо знакомить детей с классической музыкой.
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта любима и понятна детям. Важно только подобрать доступные для восприятия отрывки из его произведений.
Постепенно ребёнок накапливает опыт слушания музыки. После прослушивания музыкального отрывка дети могут рассказать о том, какое настроение передал им композитор, сочинивший эту мелодию. Весёлая музыка заставляет людей радоваться, улыбаться, порой даже начать танцевать, а под грустную, медленную мелодию хочется грустить, обнять любимую игрушку, прижаться к маме.
Слушая живую музыку композитора в концертных залах или в музыкальной школе, дети наслаждаются звучанием различных инструментов.
Если такой возможности нет, то можно предложить детям посмотреть видеоролик, на котором оркестр исполняет музыкальные произведения Моцарта.
Иногда мы предлагаем дошкольникам рассмотреть иллюстрации, на которых изображены различные оркестры, чтобы они увидели, что симфонический оркестр объединяет множество музыкантов и всеми исполнителями руководит дирижёр.
Интерес детей к музыке может вызвать игра «Наш оркестр». Каждый ребёнок может представить себя музыкантом или дирижёром в большом оркестре. Этой игре предшествует большая предварительная работа. Знакомство с каждым инструментом в отдельности, будь то металлофон, треугольник, колокольчик и т. д. Каждый ребёнок должен подержать в руках инструмент. Попробовать сыграть на нём, услышать, как и откуда в инструменте появляется звук. В игровой форме придумать на что похоже это звучание. Например, звучание треугольника похоже на весеннюю капель, а колокольчик можно сравнить с маленьким ребёнком, ведь существуют огромные колокола, их звон слышен очень далеко, а если мы постучим в барабан, то услышим раскаты грома и т. д.
Чтобы мелодия была красивой и узнаваемой, нашим инструментам поможет пианино. Когда композитор Моцарт был маленьким, такого инструмента не было, и он играл на клавесине. Можно показать детям иллюстрацию этого инструмента.
Познакомившись с инструментами, дети могут играть уже в оркестре. Но перед этим музыкальный руководитель всегда просит прохлопать ритмический рисунок мелодии. Игра в оркестре, это работа в команде, которая доставляет детям радость и удовлетворение и помогает выразить свои эмоции.
Наши «маленькие музыканты» исполняют некоторые небольшие отрывки из произведений композитора Моцарта. Они стараются различать смену настроения в этих композициях.
Моцарт был композитором, который писал музыку во многих жанрах. Он написал много пьес для фортепиано, а также многочисленные произведения для танцев.
В числе музыкальных произведений, написанных Моцартом, есть музыка, под которую можно танцевать «Менуэт».
Может быть, и сам Моцарт танцевал под свою музыку на балах. Разучивание несложных величественных, построенные на реверансах и поклонах, движений очень понравилось нашим воспитанникам.
При разучивании танца, можно предложить детям поиграть в игру «Моё отражение». Педагог, выступая в роли зеркала, обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение, а юные танцоры в зеркальном отражении повторяют: приставной шаг, качание рук, поклоны и т. д. Важно помнить, что танцевальные движения отрабатываются последовательно, от простых к более сложным.
Этот танец исполняли на придворных балах. Его танцевали кавалеры в париках и дамы в нарядных одеждах.
Поэтому, прежде чем показать этот танец гостям, взрослые и дети готовились к этому событию. Для девочек были подготовлены бальные платья, сделаны красивые причёски. Мальчики в белых рубашках с бабочками. Движения танцующих грациозны и изящны, как на настоящем балу.
Расширить представление детей о творчестве великого композитора Моцарта позволяет не только слушание музыки, разучивание танцев, игра на музыкальных инструментах, но и исполнение песен.
Каждый ребёнок нуждается в ласковых маминых колыбельных песнях. Когда мама поёт малышу эту песню она голосом передаёт ему любовь и ласку. Малыш чувствует себя любимым и защищённым.
Самым ярким примером такой музыки служит колыбельная Моцарта «Спи, моя радость, усни» (слова С. Свириденко). Колыбельная великого мастера проста, изящна и лирична.
Чтобы ребёнок мог представить о чём он будет петь, необходимо проводить разучивание песни, в игровой форме. Мы предлагаем детям спеть колыбельную своим игрушкам, укачивая их.
Дети улавливают настроение исполняемой мелодии. Колыбельная спокойная, ласковая, добрая, её надо исполнять тихо.
Слова быстро запоминаются, потому что они близки ребёнку. Исполняя эту песню, дети раскачиваются в такт музыки, как бы укачивая ребёнка.
Юный композитор написал эту песню, после встречи с нищим мальчиком. Моцарт был очень добрый и принимал всё близко к сердцу. Он думал, вот у меня есть всё, а мальчика наверно никто не обнимет, не прижмёт к себе, не пожалеет. Так родилась прекрасная мелодия колыбельной песни.
При разучивании песен с дошкольниками необходимо помнить, что от правильного дыхания и правильной осанки зависит и громкость исполнения, и выразительность.
Разучивая колыбельную Моцарта, очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Для этого нужны специальные упражнения, а, чтобы было интереснее, можно придумать сказку, основываясь на фактах биографии композитора (см. приложение № 1).
Заключение. Выводы
Дети, которые вплотную познакомились с классическими произведениями, с их авторами-композиторами на вопрос: «Что такое классическая музыка?» уверенно отвечают: «Классическая музыка — это что-то важное», «Это очень строгое», «Эта музыка как будто из сказки», «Под эту музыку хочется мечтать» и т. д.
Дети зачарованно слушают музыку и рассказ музыкального руководителя о музыкальных произведениях.
Они с большим интересом приняли участие в музыкальной викторине «Всюду музыка живёт», посвященной классическим произведениям, композиторам, знанию музыкальных инструментов, определение их по звучанию на слух.
Хочется подчеркнуть, что в работе над такой серьезной темой большую роль играет подбор музыкальных произведений для прослушивания с учётом возрастных особенностей детей.
Важно создать эмоциональный отклик детей во время пения, исполнения танцев, игры на музыкальных инструментах.
Наших читателей мы хотим познакомить с фильмом «Звуки и цвета волшебной музыки Моцарта», который мы создали во время работы с нашими воспитанниками. https://youtu.be/Su0a99fne5A
Зрители этого фильма могут познакомиться с рассказом дошкольников о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта, с игровыми моментами под чудесную «Колыбельную», с танцем «Менуэт», в исполнении воспитанников, с выступлением нашего маленького детского оркестра, с фрагментами музыкально-театрализованной постановки.
Особая роль в фильме уделена изобразительной деятельности маленьких художников. Вы сможете проследить за рождением картин, на фоне красивой музыки гениального композитора. (Сейчас мы готовим к публикации материал, где более подробно расскажем об изобразительной деятельности детей «Рисуем музыку Моцарта»).
Приложение № 1. Упражнение «Маленький Моцарт, кошка и две собаки»
Однажды, когда маленький Моцарт выступал перед зрителями, вдруг на сцене появилась кошка. Малыш перестал играть на инструменте и побежал гладить кошку. Сначала папа хотел его наказать. Во время концерта нельзя отвлекаться, но потом понял, что его сын очень любит кошек, собак и других животных. Вы, дети, тоже, наверное, очень любите животных, может быть у некоторых из вас кошечка и собака живут дома?
Давайте поиграем в игру. Для этого мы придумаем интересную историю о большой и маленькой собаках.
Музыкальный руководитель просит детей сесть прямо, выпрямить спину, положить руки на коленки (показывает, как правильно это сделать). Затем рассказывает:
— Жили-были две собаки, одна была очень большая. Как мы ее назовем? (ответы детей).
— И очень маленькая. Как мы ее назовем? (ответы детей).
— Отправились они гулять и увидели кошку. Бросились собаки за ней. Бежит большая собака и дышит. Как она дышит? Музыкальный руководитель показывает, через рот набирая воздух и выдыхая его через рот (дышат глубоко).
— Бежит за большой собакой маленькая и тоже дышит. Как она дышит? Музыкальный руководитель показывает, через рот набирая воздух и выдыхая через рот (легкое, короткое дыхание).
— А кошка, увидев собак, залезла на дерево, смотрит на них и улыбается.
— Посидели собаки возле дерева и ушли домой.
— А теперь, давайте придумаем продолжение этой истории (дети рассказывают продолжение истории с собаками и кошкой)
Следует обратить внимание детей на то, что, когда дышит большая собака, воздух нужно набирать медленно, а вот когда дышит маленькая собака, быстро и легко.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. — М.: Просвещение,1967.
- Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. — М.,1980.
- Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М.,1977.
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. — М., Сфера, 2010.
- Копцева Т. А. Природа и художник: программа по изобразительному искусству. — М.: Сфера, 2008.
- Цыферов Г. М. Тайна запечного сверчка. Маленькие сказки о детстве Моцарта. — М., Малыш, 1991.
- Моцарт Опера «Волшебная флейта»
- Моцарт «Маленькая ночная серенада»
- Моцарт «Колыбельная» (слова С. Свириденко).
- Моцарт «Менуэт»
- Фильм о проектной деятельности дошкольников ГБОУ «Школа № 1590»: «Звуки и цвета волшебной музыки Моцарта» [Электронный ресурс]. URL:
- https://youtu.be/Su0a99fne5A
- Мультфильм для детей «Верное средство», киностудия «Союз мультфильм»,1982 (звучит музыка Моцарта и итальянского композитора Боккерини) [Электронный ресурс]. URL:
- https :// www . youtube . com / watch ? v = REjjvSz 2 jzY
- Мультфильм о детстве Моцарта «Тайна запечного сверчка», «Союз мультфильм», 1977 (по сказке Г. Цыферова) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fGbXqOia-TQ
- Где детям послушать классическую музыку. Московские театры [Электронный ресурс]. URL: https://kudago.com/msk/list/gde-detyam-poslushat-klassicheskuyu-muzyku-msk/
Ключевые слова
дошкольное образование, классическая музыка, творчество Моцарта, музыкально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возрастаПохожие статьи
Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре
Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...
Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»
В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...
Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...
Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников
В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...
Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов
В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...
Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок
Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...
Похожие статьи
Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре
Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...
Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг»
В данной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиц...
Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...
Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников
В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...
Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов
В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста
Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-вол...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Формирование художественно-творческих способностей младших школьников
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...
Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок
Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагог...