«Психологическая площадка»: тематические встречи с родителями. Конспект проведения консультации-беседы «Грани переживаний: родительская тревожность за детей» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Надвоцкая, Г. А. «Психологическая площадка»: тематические встречи с родителями. Конспект проведения консультации-беседы «Грани переживаний: родительская тревожность за детей» / Г. А. Надвоцкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6186/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: ребенок, родитель, тревога, ситуация неопределенности, окружающий мир

Введение.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт‑Петербурга (ГБУ ДО ЦППМСП) оказывает бесплатные услуги детям от 3 до 18 лет, их родителям и педагогам школ и детских садов.

Важными направлениями деятельности Центра являются организация информационно-просветительской работы и создание системы информационно–методического обеспечения, направленной на повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, занимающихся воспитанием и образованием детей района. Тесное сотрудничество специалистов Центра с дошкольными образовательными учреждениями (особенно где нет психолога) по психолого-педагогической работе с родителями позволяет оказывать своевременную помощь и предупреждать развитие серьезных проблем в воспитании детей.

Одним из эффективных способов взаимодействия педагогов-психологов с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения стало создание «Психологической площадки» — доверительного пространство для встреч и общения, для обмена мнениями, знаниями и опытом специалистов педагогов-психологов на актуальные для родителей темы. Цельпроведения таких тематических встреч — этоповышение психологической компетентности родителей, содействие в поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться для эффективного взаимодействия с детьми. Для достижения поставленной цели важно и значимо решить следующие задачи:

  1. Информирование и просвещение по вопросам развития и воспитания детей.
  2. Повышение родительской уверенности в воспитании ребенка и решении проблемных ситуаций.
  3. Формирование мотивации к взаимодействию со специалистами: врачами, логопедами, психологами.

Темы для встреч подбираются педагогом-психологом из анализа запросов родителей, обращающихся за консультациями к специалистам Центра. В настоящее время в обществе, на фоне возникающих у многих людей переживаний напряженности и неопределенности в условиях глобальных стрессовых событий, весьма актуальна тема тревоги, тревожности.

В данной статье приводится пример конспекта по проведению тематической консультации-беседы с родителями на тему «Грани переживаний: родительская тревожность за детей». Возможно проведение онлайн встречи с использованием интернет-ресурсов.

Конспект беседы

1. Вступление.

Слайд № 1

Очень часто на консультацию к психологу родителей приводит тревога . И как правило, эта тревога связана с переживанием за детей. Да, конечно, став родителями, приходится сталкиваться с рядом проблем. Как решать проблемные ситуации?

Как стать грамотными и успешными родителями? Как правильно воспитывать ребенка? Как общаться со своим ребенком? Как родитель, справляюсь ли? Где получить ответ, как помочь ребенку? Куда можно обратиться, если нужна срочная психологическая помощь?

Часто тревога превращается в мучительное трудно описываемое беспокойство, которое связывается с прогнозированием неудачи или же ожиданием чего-то опасного и неопределенного. А продолжительная тревога может превращаться в хроническое состояние тревожности. Это мучительное и изматывающее состояние, которое лишает радости и спокойствия, отнимает много энергии и сил у родителей, и, конечно, может влиять на отношения с ребенком.

На сегодняшней встрече мы поговорим с вами о гранях такого переживания как тревога . Разберемся с тем, как влияет чрезмерная тревожность родителей на развитие детей. Узнаем какие есть способы совладения с повышенной тревогой. Исследуем эффективные и неэффективные родительские установки. Вы сможете задать вопросы по данной теме и поделиться своим опытом встречи с тревожными переживаниями за детей. Итак, давайте разбираться.

2. Основная часть

Слайд № 2

Тревога — внутреннее беспокойство, связываемое с ожиданием чего-то важного, значительного в ситуации неопределенности, достаточно часто связывается с прогнозированием неудачи.

Когда мы попадаем в ситуацию неопределенности, непонятности, скорее всего будем испытывать тревогу. Это чувство необходимо для выживания человека в ситуации неопределенности, заставляя нас предпринимать определенные защитные меры.

А если в нашем опыте есть моменты очень сильных эмоций, связанных с неудачами, и тем более, если таковых было чрезмерно много, мы попадаем, довольно часто, в ловушку «старых переживаний». Наши эмоциональные переживания и чувства формируют на протяжении жизни определенные установки. Установки — неосознаваемое психологическое состояние человека, базирующееся на его предшествующем опыте. От установок личности зависит то, как она реагирует на события окружающей среды.

Тревожность различают :

Ситуативную, котораяимеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит с завершением ситуации

Личностную, как определенная черта характера повышенная склонность к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

Личность с выраженной тревожностью воспринимает окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Слайд № 3

Как разобраться в том, испытываете ли вы излишнюю тревожность или это разумное беспокойство?

Если, решив одну проблему, вы успокаиваетесь и тревожность отступает, то в таком поведении нет ничего плохого. Вы обдумываете разные варианты или например, прибегаете к чьей-то помощи. Позаботившись о безопасности и благополучии ребенка, вы перестаете об этом переживать. Разумное беспокойство — Конструктивная тревожность

Если же вы замечаете, что

  1. сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые повседневные задачи.
  2. жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту с ним.
  4. вы слишком бурно или неадекватно реагируете на поведение, на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться, срываетесь.
  5. вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, и отказаться от него самостоятельно бывает очень сложно.

Скорее всего, такие реакции — это, скорее всего, проявление излишнего беспокойства или неконструктивная тревожность.

Слайд № 4

Рассмотрим возможные предпосылки родительских страхов и тревог. Что же способствует формированию повышенной тревожности и чрезмерного беспокойства?

1. Переизбыток негативных новостей

В настоящее время мы получаем огромный поток различной информации о том, что в мире опасно и что существуют серьезные угрозы. Благодаря свойствам нашего восприятия и особенностям работы мозга — зеркальным нейронам, эмпатии или чувству эмоциональной зараженности, мы, читая, слыша и видя такую информацию или факты насилия, травм и смертей, можем проживать такие события очень ярко, так будто бы это случилось именно с нами лично или с нашими детьми. Тревога растет с каждой такой поступающей негативной информацией.

2. Личный опыт родителей

Если в жизни кого-то из родителей происходили весьма серьезные травмы или стрессовые ситуации, потери, и воспоминания, о которых все еще продолжают беспокоить, то большая вероятность того, что последствия таких травм и стрессов могут выражаться в виде повышенной тревоги за ребенка, уберечь которого от любого вида предполагаемой опасности мама или папа будут пытаться всеми своими силами. Порой до собственного изнеможения, к сожалению.

3. Отношения родителей к ребенку по мере его взросления.

С рождением детей многое в нашей жизни меняется. У членов семьи появляются новые роли и приоритеты. Растет ответственность. Ответственность не только за себя, но и за ребенка. Понятно, что там, где растет ответственность, может расти и тревожность.

В первые недели после рождения ребенка повышенная тревожность мамы и папы обоснована. Природа срабатывает так, что мама должна быть на страже, ведь перед ней очень хрупкое существо — ее малыш и он, особенно первое время, постоянно нуждается во внимании и опеке. Со временем ребенок активно растет, познает окружающий мир, и задача родителей показать своему ребенку — где есть реальная опасность для его здоровья и жизни, а также учить осваивать правила безопасности. Это может занимать у родителей много времени и сил, но это стоит этих затрат, ведь это важные уроки жизни. Чем старше становится ребенок, тем больше он будет знать и уметь. И здесь важно передавать ему, соответствующую его знаниям и умениям, ответственность. И на этом этапе маме и папе будет очень полезно знание возрастных особенностей и кризисных периодов развития детей.

Если родительская тревога и страхи со временем не прекращаются, а только увеличиваются и усугубляются, то пора искать причины тревожного беспокойства и неконтролируемых страхов, и что-то предпринимать. Возможно, стоит обратиться на консультацию к специалистам, например, к психологу.

Слайд № 5

Неконструктивная родительская тревожность в деталях

Высокая тревожность родителей часто переходит в определенный стиль воспитания — гиперопеку. А это выражается в том, чтородители стремятся оберегать своих детей от любых возможных опасностей, очень часто придуманных. И это может быть очень опасно для гармоничного развития и взросления их детей. Почему?

  1. Сверхтревожные родители сконцентрированы на ситуациях, которые опасны и ужасны для их ребенка. И этим часто формируют такое ошибочное родительское послание для него: «Внимание! Мир опасен и обязательно с тобой случиться что-то плохое». Это делает ребенка тоже тревожным и очень напряженным, а в его представлении возникает картина «мир — это угроза и опасность».
  2. Если мнительный родитель регулярно сам решает за ребенка и диктует, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребенка не формируется понимание своих собственных ощущений и чувств. Родитель, постоянно контролируя и диктуя, привязывает к себе ребенка эмоционально и физически. И когда не будет рядом взрослого, ребенку, лишенному связи со своими ощущениями и чувствами, не на что будет ориентироваться.
  3. Бывает так, что тревожному родителю трудно понять и принять свою собственную тревогу перед решением определенных взрослых задач от реальной тревоги за ребенка (и тогда это может проявляться в боязни не справиться с родительскими обязанностями, в страхе осуждения со стороны, страхе перед изменениями). А такое поведение взрослых приводит к тому, что, не разрешая ребенку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями жизни, дети вырастают очень тревожными и напряженными. Такие дети не проявляют интереса к окружающему миру потому, что им запрещали пробовать, исследовать, получать опыт проживания разным ситуаций.
  4. Тотальный контроль — главный способ управления тревожного родителя, который, как ему кажется, позволяет предупредить все неприятности, трудности и беды. (Проверить уроки, портфель, одежду, чистоту, рассказывать о том, что случается с непослушными детьми, держать его все время за руку, следить за тем, что делает, с кем играет, куда пошел, когда придет — залог того, что ничего плохого не случится) в результате такого контроля у ребенка формируется инфантильная позиция и ожидание, что кто-то из взрослых подскажет, проверит, сделает и, естественно, что ответственность и самоконтроль не формируются.

Слайд № 6

К сожалению, влияние неконструктивной родительской тревожности приводит к формированию тревоги у ребенка, потому что, мир как ему транслируют взрослые, полон опасностей и жить страшно. Подавляется самостоятельность, формируется апатия, могут возникнуть определенные невротические реакции, развиться многочисленные страхи. Такое родительское беспокойство и тревожность ограничивает развитие ребенка, что способствует формированию инфантильности (как неготовность принимать решения и нести за них ответственность). Ребенок привыкает чувствовать себя слабым, а это, конечно же, мешает ему адаптироваться и получать личный опыт. Иногда поведенческие реакции ребенка могут выражаться протестами и бунтами, что объясняется сложностью в управлении своим поведением, поскольку родитель не владеет сам и не научил справляться ребенка с чувствами, аффектами, задачами, делами и проблемами.

Слайд № 7

Необходимо конструктивное взаимодействие с собственной тревогой, а это предполагает определенные шаги и усилия для того, чтобы уровень тревожности снизился.

— Необходимо для начала исключить источники информации с негативными новостями. Так же стоит ограничить общение с людьми, которые заряжены паническим настроением.

— Стоит досконально изучить свою тревогу и научиться способам ее контроля. Это вполне возможно. Во-первых, если возникла тревога, принять тот факт, что она сейчас имеет место быть. Во-вторых, пробуете определить уровень степень выраженности тревожного переживания. Например, по шкале от 0 до 10, где 0 — отсутствие такого переживания, 10 — самый высокий уровень, когда такую тревогу очень сложно переносить, она занимает все сознание, лишает покоя и влияет на окружающие дела. Постарайтесь определить есть ли конкретные причины появления тревоги. Опишите их, можно записать на бумаге. Самое время составить план конкретных действий, в том случае если вы можете повлиять на ход событий и предотвратить негативные последствия. Если вы понимаете, что не можете найти ни способов, ни шагов к действию:

— Для начала просто подышите. Существует много техник и приемом по саморегуляции через дыхание, тело, мысли. Хорошо бы научиться владеть несколькими. Самая простая, это глубокое дыхание, при этом выдох старайтесь делать длиннее, чем вдох. Например, вдох на 4 счета, дыхание задержать на 2 счета, выдох на 6–8. Такое замедление дыхания — удлинение выдоха, дыхание на счет помогут вам снизить уровень зашкаливающей тревоги. Еще помогает следующая тренировка на переключение и концентрацию внимания: переводя взгляд обозначьте 5 предметов, которые вы сейчас видите, прислушайтесь и выделите 4 звука, которые слышите, подумайте и представьте 3 вкусовых ощущения, 2 тактильных ощущения, 1 приятное воспоминание о чем-либо.

— В некоторых случаях не исключайте возможность обратиться за помощью. А для этого важен поиск внешних ресурсов для поддержки. Это могут быть близкие люди, родственники, друзья, которые имели опыт преодоления тревожных ситуаций. Бывают случаи, когда лучше всего обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу, логопеду), который поможет вам найти эффективные способы выхода из сложившейся ситуации.

— Часто принятие факта ограниченности человеческих возможностей может изменить ваше состояние и помогает перейти к эффективным шагам решения стоящих задач, исходя из ваших конкретных возможностей и ресурсов. Вероятно, вы способны многое сделать для ребенка, можете многое контролировать в жизни ребенка, однако вы не можете сделать и не способны проконтролировать в этой жизни абсолютно все.

Чем вы в большей степени управляете, так это своей личной жизнью! Сделайте ее интересной и наполненной. Уделяйте внимание своим личным потребностям, увлечениям. Учитесь находить радость в обыденном и повседневном.

Слайд № 8

Семья — это место, с которого для ребенка начинается весь большой мир. Все что ребенок получает в семье в виде родительских посланий и установок имеет важное влияние на всю его будущую жизнь. Рассмотрим примеры разных установок. Выбор родительских установок дело серьезное. Легко понять в каких установках передается тревога и беспокойство родителей. А в каких уверенность и сила. Что выбираете Вы?

◦ Я вижу, как ты мал и слаб

◦ Я вижу, как с каждым днем ты можешь все больше

◦ Мир опасен, и только я тебя спасу

◦ Мир разный, и моя задача научить тебя в этом разбираться

◦ Я не верю, что ты без меня справишься

◦ Я родитель, и моя задача помочь тебе вырасти и отпустить, научить жить без нас.

◦ Не стоит, не пробуй, ты можешь очень сильно пострадать или погибнуть

◦ Пробуй, пока я рядом, я подстрахую или научу. Живи!

Заключение

Слайд 9

Подведем итоги нашей беседы о гранях родительских переживаний, связанных с тревожностью за детей.

— Помните, что ребенку для успешного взросления необходимо научиться самому справляться с трудностями и решать свои проблемы.

— Трудности и препятствия — закономерные этапы любого человеческого жизненного пути. Ограждая ребенка от любых проблем и стремясь всегда прийти на помощь, мы не позволяем детям развить заложенные в них природой силу, смелость и волю.

— Делать вместе с ребенком, а не за него, быть рядом с ним направлять и поддерживать, наблюдать и при этом не «сгореть» в тревоге — весьма сложная задача. Но, справившись с ней, однажды вы сможете увидеть своего ребенка цельным, смелым и успешным человеком!

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
  3. Млодик И. Ю. Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить. — Генезис, 2017
  4. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. — 2006, № 19.

Похожие статьи

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов»

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений

Похожие статьи

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической практике

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет посредством дидактических игр

Сценарий профилактического занятия с элементами тренинга с детьми младшего школьного возраста «Мир без конфликтов»

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом

В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Совместная работа психолога с родителями и ребенком дошкольного возраста по гармонизации внутрисемейных отношений

Задать вопрос