Развитие творческих способностей обучающихся старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному труду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Парамзина, Н. В. Развитие творческих способностей обучающихся старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному труду / Н. В. Парамзина, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6128/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: обучающийся, педагог, художественный труд, зимний пейзаж, природа, дошкольный возраст.

Художественный труд — это творческая, социально мотивированная деятельность, предоставляющая обучающимся дошкольного возраста возможность максимально реализовать их игровые интересы и желания, поскольку у них появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графомоторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности, развития общих интеллектуальных умений обучающихся дошкольного возраста [1]. Работа с бумагой и картоном способствует эстетическому развитию ребенка: обучающиеся учатся правильно подбирать цветовые сочетания, грамотно составлять композицию, выбирать форму, привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалам. Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.

Художественный труд развивает представления о возможностях предметов, обучающиеся учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования. Именно в процессе этой творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях [1].

Представляем вашему вниманию конспект занятия по художественному труду на тему «Пейзаж». Занятие было разработано педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Парамзиной Натальей Васильевной для обучающихся шести лет студии развития «Дошкольник плюс» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга.

Цель занятия — закрепить у обучающихся знания о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Задачи:

− обучающие: изучить свойства материалов для изобразительной деятельности; научить изображать природу, основываясь на ее поэтической характеристике; закрепить умение находить самостоятельные приемы изображения деревьев, вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое;

− развивающие: развить наблюдательность, зрительную память, творческую активность;

− воспитательные: воспитать интерес к изобразительной деятельности, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: столы и стулья, магнитофон, мольберт, репродукции картины И. Грабарь «Февральская лазурь» и картин К. Юона, иллюстрации зимних пейзажей, запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Наглядность: образцы работы, силуэты деревьев.

Раздаточный материал: восковые мелки, бумага А4 (тонированная и белая), цветная бумага, салфетки, ножницы, клей, клеенки, ватные диски, вата, пластилин.

Предшествующая работа: наблюдение за снегом и за деревьями, рассматривание иллюстраций художников-пейзажистов, рисование деревьев, изучение приемов работы гуашью и акварелью, изучение приемов работы ножницами.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Педагог собирает обучающихся вокруг себя, проводит игру на сближение (предлагает взяться за руки и поделиться хорошим настроением).

Педагог:

— Ребята, а вы загадки отгадывать любите? Послушайте и скажите, о каком времени года идет речь: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила».

— Кто это? (Ответы обучающихся).

— Правильно. Зима — замечательная пора. Какими красивыми, волшебными словами можно назвать зиму? (Ответы обучающихся: чародейка, волшебница, снежная королева и другие.).

Обучающимся предлагается рассмотреть расположенные на доске репродукции картины И. Грабарь «Февральская лазурь» и картин К. Юона, на которых изображена зима.

Педагог:

— Как называются эти картины? Почему? (Ответы обучающихся)

— Тишиной и спокойствием, чистотой веет от сияющей красавицы природы. Всюду снег, снег, снег. Зима — царство снега. Зима-волшебница торжествует и властвует. Березки в этом царстве, словно яблони в цвету. Про свои картины художник Константин Петрович Юон говорил такие красивые слова: «Слияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне дорогие переживания и краски».

— Ребята, а кто любит зиму? В какие игры можно зимой играть? В какие краски зима разукрасила природу? (Ответы обучающихся).

2. Основная часть.

Педагог:

— Обратите внимание на репродукцию картины «Февральская лазурь». Написал ее Игорь Эммануилович Грабарь. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные березки бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому, но пористому снегу. Природа пробуждается, радуясь приближению весны с ее звенящей прозрачностью воздуха.

— Ребята, а кто знает красивое стихотворение о зиме? (Обучающиеся читают, если затрудняются, педагог рассказывает стихотворения классиков).

Педагог:

— Ребята, а как вы думаете, почему именно зимнюю природу воспевают поэты? (Ответы обучающихся: природа зимой красива, необычна и т. д.).

— А сейчас немного отдохнем — физминутка. Выполняем наше любимое упражнение «Елочки»:

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко поклоняются.

(Обучающиеся поднимают руки вверх, раскачиваясь в стороны).

Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов.

(Обучающиеся наклоняются по числу елочек на карточках).

Приседаем столько раз, сколько девочек/мальчиков у нас.

(Обучающиеся приседают столько раз, сколько девочек или мальчиков присутствуют на занятии).

Педагог:

— Картины, на которых художник изображает природу — леса, долины, луга, называются пейзаж. На них не вянут цветы, не опадают осенние листья, не гаснет вечерняя заря. А чем рисуют художники? (Ответы обучающихся).

Слово «пейзаж» произошло от французского слова «пей», что означает страна. Всю страну не вместить в картину. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Особенно красив зимний пейзаж, на первый взгляд все деревья похожи друг на друга. Скажите, чем они похожи? (Ответы обучающихся).

Педагог показывает обучающимся пейзажи различных авторов.

Педагог:

— Но если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что каждое дерево неповторимо и не похоже ни на какое другое дерево, как и вы сами не похожи друг на друга. Деревья, как и люди: одни хрупкие, нежные, другие — сильные мужественные.

— Природа требует к себе бережного отношения. Легко сломать ветку, срубить дерево, уничтожить целый лес, но что будет с птицами, животными?

— Давайте превратимся в деревья, каждый из нас будет каким-то деревом.

Педагог включает музыку П. И. Чайковского. (Обучающиеся поднимают вверх руки, замирают, воображая, что корнями вросли в землю). Педагог ходит между детьми, описывая деревья: «Вот стройная березка, а это — могучий дуб. Вот елочка пушистая, а это — тонкая осинка у дороги и т. д.».

Педагог:

— Ребята, давайте мы с вами изготовим зимний пейзаж, запечатлеем те ощущения, которые вы испытывали, когда превращались в деревья. Но сначала вспомним, какие краски зимы мы с вами наблюдали в природе и на картинах художников. Подумайте, какие деревья на своем рисунке вы изобразите, с чего начнете работу? Какой материал необходимо иметь, чтобы начать работу? Все приготовьте для работы и садитесь на места. С чего начнем работу над зимним пейзажем? (Обучающиеся дают ответы).

Педагог напоминает обучающимся о строении дерева: ствол, ветки, маленькие веточки. Осуществляет показ приема вырезывания дерева. Напоминает, что чем дальше от нас дерево, тем оно кажется меньше. Предлагает выложить на фоне силуэты деревьев. Индивидуально помогает каждому ребенку.

Звучит инструментальная музыка, обучающиеся работают над пейзажем.

3. Заключительная часть.

Работы вывешиваются на доску, проводится их анализ: работы внимательно рассматриваются, им дается характеристика.

C:\Users\Рома\Desktop\image_3424431.jpg

Рис. Работа Шеяновой Анастасии (6 лет)

Педагог:

— Ребята, что сегодня мы делали с вами на занятии? Что нового вы узнали? Скажите, изменилось ли ваше настроение за время занятия? Что интересного вы узнали? Что было сложным в работе? Что понравилось, а что не понравилось? Что вы будете делать с готовыми работами?

— Вы сегодня очень хорошо поработали, все старались, вы молодцы!

Литература:

1. Малей, Г. А. Художественный труд — средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Г. А. Малей. — Текст: электронный // Педагогика online: [сайт]. — URL: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/khudozhestvennyi-trud-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 28.02.2021).

Задать вопрос