Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гузенко, Т. В. Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников / Т. В. Гузенко, О. В. Мельгунова, О. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5967/ (дата обращения: 25.04.2024).



Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры для развития личности дошкольника.

Ключевые слова: развивающее обучение; дошкольники; интеллектуальное воспитание; дошкольная образовательная организация.

Введение. В современном мире, где ключевая роль развития основана на интенсивном детерминированном внедрении достижений научно-технического прогресса, происходит ранняя социализация и общее развитие личности ребенка, эффект которых усиливается информатизацией общественных отношений и цифровизацией образования, важно в наибольшей степени уделять внимание духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим, есть необходимость еще раз обратиться к проблеме внедрения в образовательный процесс детского сада основополагающих вопросов теории и практики развивающего обучения. Что это даст детскому саду? Во-первых, будет способствовать развитию когнитивных процессов, интеллектуально воспитывать, формировать коммуникативные и здоровьесберегающие компетенции, развивать эмоциональный интеллект.

Развивающее обучение впервые введено в педагогику В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга процессов и явлений.

К основным теориям развивающего обучения относительно младших школьников относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина в соавторстве с В. В. Давыдовым.

А. Ю. Ярецкая разработала программу «Развивающая игра в деятельности дошкольника», которая доказала свою эффективность. Автор разработала комплекс педагогических условий реализации технологии развивающей игры, способствующей интеллектуальному воспитанию дошкольников [1].

Л. С. Выготский разрабатывал теорию и практику проблемы обучения и развития, сопоставляя влияния различных типов обучения на ход развития ребенка.

Понятия интеллекта, интеллектуального воспитания дошкольников широко изучалось зпрубежными учеными (Л. Леви-Брюль, М. Вертгеймер, В. Келер, Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Бруннер, Х. Айзенк, Г. Гарднер, Р. Стернберг, К. Фишер, Р. Фейерштейн, Э. Хант, и др.).

Отечественные исследователи Л. С. Выготский, Н. В. Бордовская, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, Р. С. Немов, И. П. Подласый, И. Степанова, Б. М. Величковский, М. А. Холодная, и др. разработали и совершенствовали содержание и понятия интеллекта. В результате, ученые пришли к выводу о большом влиянии развивающего обучения на интеллектуальное воспитание.

Изучение научной литературы позволило сформулировать цель исследования — какова роль развивающего обучения в детском саду в интеллектуальном воспитании дошкольников.

Объект исследования — интеллектуальное воспитание дошкольников в детском саду.

Предмет исследования — развивающее обучение как средство интеллектуального воспитания дошкольников в условиях ДОО.

Задачи исследования:

1) Разработать модель развивающего обучения, реализация которой направлена на интеллектуальное воспитание дошкольников.

2) Разработать развивающие образовательные события и игры в ДОО.

3) Создать педагогические условия реализации модели развивающего обучения.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходит в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа с 2018 года. Участники исследования: дошкольники разных возрастных групп; воспитатели; педагоги дополнительного образования; педагог-психолог; музыкальный руководитель. Процесс реализации контролируют заместитель заведующей ДОО и старший воспитатель.

Методы исследования: интеллектуальные игры; образовательные события; образовательная деятельность при реализации основной образовательной программы; массовые мероприятия (праздники, соревнования, олимпиады и др.)

Результаты и их обсуждение

Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения содержит методы, задачи и принципы. Модель реализуется в несколько этапов и отражает принципы взаимодействия воспитателей и воспитанников. Конечный результат реализации модели — повышение уровня интеллектуального развития дошкольников. Также описан набор интеллектуальных заданий для совершенствования эмоционального и логического интеллекта. Мы обращаем внимание на то, что эмоциональное восприятие обучающих игр повышает (при стенических эмоциях) и понижает (при астенических эмоциях) восприимчивость материала.

Развивающее обучение включает в себя: интеллектуальные игры «Игры разума» (настольные и динамичные); «Что, где, когда?», «Интеллектуальная музыкальная игра», «Помоги сказочному герою» (в зависимости от цели занятия); «Испанский танец», «Загадки тетушки Совы» и др.

Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа

Рис. 1. Модель интеллектуального воспитания дошкольников посредством развивающего обучения в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа

Результатом реализации модели является повышение уровня интеллектуального воспитания дошкольников.

Проведенный мониторинг показал следующие результаты: у подавляющего большинства детей превалировали в процентном соотношении средние показатели развития когнитивных процессов. Сложнее всего детям даются интеллектуальные игры и задачи. Не все дети имеют конкретное представление об окружающем мире, в связи с чем, например, провести сортировку животных и птиц по их принадлежности у многих вызывает трудность. На уровне ниже среднего и 15 % детей остается уровень словесно-логического мышления. Концентрация слухового и зрительного внимания — уровень выше среднего. Представления и воображение у большинства детей на уровне выше среднего. Это объясняется возрастными особенностями, так как дети с возрастом чаще играют в сюжетно-ролевые игры, требующие творческого воображения, критического мышления. Память также имеет уровень выше среднего, но здесь имеет значение эмоциональная привлекательность того, что нужно запомнить и сохранить.

Таким образом, обоснована эффективность развивающего обучения, способствующая интеллектуальному воспитанию дошкольников. На развитие познавательной мотивации влияет эмоциональная привлекательность методических пособий, игр, обучающих занятий.

Разработанные педагогические условия развивающего обучения способствуют интеллектуальному воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Ярецкая А. Ю. Рабочая программа учебной дисциплины «Развивающая игра в деятельности дошкольника» образовательной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»: учеб.-метод. материалы / А. Ю. Ярецкая. — Воронеж, 2016. (АНОО ВО «ИСО»). — 16 с.
Задать вопрос