Расширение образовательного пространства ДОУ в процессе сотрудничества с библиотекой
Автор: Комисарчук Олеся Александровна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 23.01.2021
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Комисарчук, О. А. Расширение образовательного пространства ДОУ в процессе сотрудничества с библиотекой / О. А. Комисарчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5958/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность, важность и необходимость сотрудничества детского сада и библиотеки обусловлено в большей степени пересекающимися задачами, которые стоят перед этими важнейшими в жизни детей учреждениями. Формировать любовь и потребность в регулярном чтении; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; знакомить детей с различными произведениями художественной литературы, русскими и зарубежными писателями и поэтами, иллюстрациями известных художников; воспитывать патриотические чувства и т. д. — это лишь малая часть задач, которые мы решаем в своей деятельности. Объединить усилия для более качественной и продуктивной работы выглядит разумным и правильным решением.
Мне как воспитателю, увлеченному своей работой, несказанно повезло, что буквально в шаговой доступности от нашего сада располагается Библиотека семейного чтения (Филиал № 2 Центральной детской библиотеки) и что, особенно важно, ней работают замечательные специалисты. Работники библиотеки всегда рады видеть нас в стенах своего уютного, книжного царства. И мы с радостью пользуемся возможностью посетить этот сказочный мир. Детям очень нравились посещения библиотеки, когда всей группой, в сопровождении воспитателей и родителей они могли отправится шумной, но организованной колонной за калитку детского сада. Такие путешествия всегда вызывали только положительные эмоции, что, конечно, отражалось на качестве и объеме усваиваемого материала, который подготавливали для них библиотекари.
В библиотеке нас ждали тематические подборки книг и интереснейшие мероприятия. В конце любого мероприятия мы давали возможности детям самостоятельно походить по библиотеке, выбрать интересующие их книги, посмотреть иллюстрации. Обычно после таких посещений дети вечером или в выходной день приводили сюда родителей, чтобы взять понравившуюся им книгу.
Во время экскурсий дети приглашаются на бесплатные мероприятия, которые проводятся в библиотеке в вечернее время и в выходной день. Так же мы размещаем объявления о мероприятиях библиотеки на электронных ресурсах нашего сада. Многие дети разных возрастов охотно эти мероприятия посещают. Что, конечно, нас — педагогов очень радует. Каждое воскресенье я совместно со специалистом библиотеки провожу занятия в рамках совместного проекта «Литературно-творческий марафон». В рамках которого мы знакомим детей с различными произведениями художественной литературы, с творчеством известных мастеров-художников, проводим викторины и интеллектуальные игры, рисуем. Эти занятия посещают не только мои воспитанники, но и выпускники — школьники 1–4 классов.
В течении нескольких лет я разрабатывала в качестве методической темы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством изобразительной деятельности и театрализованных игр». Вела кружковую работу по изготовлению народной куклы, создавала в саду мини-музей народной культуры. Большое внимание уделяла знакомству детей со всеми видами народного фольклора.
Поэтому при взаимодействии с библиотекой тему русской народной культуры обойти было просто невозможно. Так в феврале 2020 года в стенах библиотеки шумной и веселой компанией мы встретили «Масленицу». Были народные игры, викторины, знакомство с традициями празднования. В благодарность за гостеприимство от нашей группы мы подарили библиотеке для их тематической выставки куклу Масленицу.
Сотрудничество нашего сада не ограничивается только лишь ближайшей к нам Библиотекой семейного чтения. Мы с удовольствием принимаем участие во многих мероприятиях организованных Мурманской областной детско-юношеской библиотекой и Центральной детской библиотекой г. Мурманска. Так до введения весенней самоизоляции наша воспитанница успела выступить в детской библиотеке № 5 «Матроскин» и показала там себя с зажигательными частушками. Девочка и музыкальный руководитель нашего сада получили сертификаты участников Литературно-творческого марафона талантов «Ладушки», посвященном Году народного творчества в России. Литературно-творческий марафон был инициирован Центральной детской библиотекой г. Мурманска.
Мурманская областная детско-юношеская библиотека не менее радушно встречает гостей. Наши воспитанники с родителями посещали музеи, организованные в стенах библиотеки на Буркова, 30. Сотрудники библиотеки показали экспонаты музея театральной куклы, музея детской рукописной книги и другие не менее интересные экспонаты.
МОДЮБ также несколько раз в течении года предоставляет возможность детям проявить свои таланты на конкурсе чтецов. Родители с энтузиазмом вливаются в подготовку к конкурсам, помогают детям заучивать стихотворения, подчас самостоятельно снимают видеоролики. И, как правило, наши воспитанники на каждом конкурсе занимают призовые места.
Интересно и познавательно получилось отметить 200-летний юбилей А. А. Фета. Дети выучили стихи поэта-юбиляра, рассказали их на диктофон. Сотрудники Центральной детской библиотеки г. Мурманска, филиал № 2 смонтировали потрясающей красоты видео для проекта «Читаем Фета целый день», используя аудиозаписи, отрывки из произведений классической музыки и иллюстрации с изображением характерных русских пейзажей. Все дети, принявшие участие в проекте, были награждены памятными дипломами.
Участие в другом библиотечном проекте принесло нашему саду награду международного уровня. Псковская областная универсальная научная библиотека инициировала проект международный «Город по буквам», в котором с большим удовольствием принял участие наш сад. Наши воспитанники — юные патриоты Мурманска, рассказали стихи про город, спели песню, родители собрали обширную фотопрезентацию с изображением памятных мест. Соединив эти материалы, мы получили замечательный презентационный видеоролик про родной город, который будет интересно посмотреть и мурманчанам, и людям, никогда здесь не бывавшим.
К сожалению, сейчас мы живем в такое время, что приходится немного изменять своим привычкам и стараться вместе с работниками библиотеки искать новые возможности для сотрудничества.
Сразу приходит на память текст из 5 пункта Указа Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» о создании современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней .
В современной действительности, где у половины детей в возрасте 5–6 лет есть собственный гаджет и есть возможность пользоваться им практически бесконтрольно, мы можем лишь повлиять на качество впитываемого контента. Детским садам, лично нам — воспитателям, отводится роль посредника и даже, возможно, цензора. Перед педагогами и родителями уже не стоит задача оградить ребенка от всеобщей цифровизации, она трансформировалась в задачу, которую я бы озвучила, перефразировав Маркса, « Контент определяет сознание ».
И здесь нам опять на помощь приходят библиотеки. Именно они производят и распространяют тот необходимый для работы правильный, доступный и безопасный контент, которым мы можем окружить ребенка.
На сайтах библиотек можно найти информацию не только о текущих конкурсах, акциях и проектах, но и всевозможные мастер-классы, онлайн-студии, выставки, тематические подборки литературы и видеороликов и многое-многое другое.
При активном сотрудничестве с библиотеками воспитатель помимо тех образовательно-воспитательных задач, которые я упомянула в начале, получает массу бонусов:
1. Развивает свою профессиональную компетенцию;
2. Получает возможность участвовать в масштабных и значимых в конкурсах и проектах;
3. Получает дополнительную площадку для выявления и реализации талантов у детей;
4. Стимулирует родительскую активность.
Все это приводит не только к положительной динамике развития самого ребенка, но и к улучшению качества партнерского взаимодействия педагог-родитель, к повышению статуса и воспитателя, и образовательной организации в целом.
Уважаемые специалисты библиотек, давайте сотрудничать!
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (с изменениями на 21 июля 2020 года)