Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.08.2014

Статья просмотрена: 2991 раз

Библиографическое описание:

Корец, А. О. Электронные ресурсы — современный инструмент формирования читательской активности школьников / А. О. Корец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 297-298. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12397/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая; книге другие виды досуговой деятельности.

В XXI веке дети читают другую, литературу и иными способами, нежели предыдущие поколения. Меняются основные характеристики детского чтения, статус чтения, продолжительность, характер, способы работы с печатными и электронными текстами, репертуар чтения детей, читательские предпочтения и прочие компетентности.

Современные телекоммуникационные технологии и электронные ресурсы не обошли стороной и образование. Электронные ресурсы становятся таким же инструментом познания, как и книга.

Новые информационные технологии могут стать средством привлечения современного ребенка к чтению.

Являясь проводниками не только в мире книг, но и в мире электронной информации, педагоги и родители не должны забывать о стимулировании чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, на слух или с экрана. Отбор электронных ресурсов необходимо осуществлять на основе ряда критериев — соответствие возрастным возможностям и интересам, общественная оценка, научная и художественная ценность и др.

Современные технологии делают возможным исключительно быстрый доступ к богатейшим источникам знания независимо от места их хранения, а также обеспечивают оперативный обмен информацией. Электронная форма представления знания порождает немыслимую раньше мультимедийность, позволяющую совмещать друг с другом тексты, изображения, звукозаписи, фильмы, базы данных, интерактивные сервисы и т. д.

Стремительное развитие и активное использование современных информационных и коммуникационных технологий позволило приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию большого числа новых электронных информационных ресурсов. Эта новая форма представления информации позволяет на качественно ином уровне организовать процессы производства, хранения и распространения информации. Обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа пользователей к информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач обслуживания науки, культуры и образования. Сегодня, очевидно, что наиболее эффективно это достигается путем создания электронных библиотек и энциклопедий.

Формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. И еще одно преимущество электронных библиографических изданий — более широкий круг пользователей.

Созданные электронные библиографические пособия — разнообразны по форме. Это — экскурсии и викторины, библиографические обзоры и книжные выставки, энциклопедии и мультимедийные издания на различные темы.

Самым лучшим ресурсом, ориентирующим детей, родителей и педагогов, в мире научно-познавательной и художественной литературы, является BiblioГид, проект Российской государственной детской библиотеки, где представлен обзор детской литературы, аннотации книжных новинок, обзор журналов, обширная информация о писателях, художниках и героях произведений.

Следует отметить большой плюс электронных библиотек — они рекомендуют и представляют полные тексты классической и современной детской литературы, соблюдая нормы авторского права. Некоторых детских книг, представленных в электронных библиотеках, иногда просто нет на полках библиотек, да и купить их бывает в книжных магазинах не по карману, а на страницах электронных библиотек, таких как Дедушка NET, «Пескарь», «Электронной Детской библиотеки» (kid.ru), «Малышам», «Пупсам», детской электронной библиотеки (http://www.deti-book.info), библиотеки Белоусенко (раздел «Для детей»), «Чернильница» и многим другим — прочитать можно.

Особое внимание заслуживают Интернет-энциклопедии. Печатные энциклопедии перестали соответствовать стандартам современной жизни. Большие, неудобные размеры и минимум информации по каждому вопросу — всё это заставляет читателей делать выбор в пользу более эффективных online-сервисов.

Во-первых, их привлекает оперативность. Покупая печатную энциклопедию, мы не можем быть абсолютно уверены, что представленная в ней информация через неделю по-прежнему останется актуальной. Мир ежедневно меняется, и быть в курсе событий, обладать точными фактами на сегодняшний день — это необходимость, которой могут соответствовать только online-энциклопедии.

Во-вторых, важную роль играет количество информации. Оn-line -энциклопедии, не обременённые каким — либо ограничениями, стараются в полной мере раскрыть вопрос, предоставляя читателю максимум возможностей информации.

В третьих, нельзя не отметить их доступность. Такими сервисами можно пользоваться в любой момент, независимо от того, где мы находимся.

Сегодня для обучения и чтения дошкольников и младших школьников, помимо развивающих и обучающих игр, используются такие электронные ресурсы:

-          мультфильмы по литературным сюжетам (с бегущей строкой для формирования техники чтения, навыков логического мышления);

-          рекомендательные библиографические пособия («Моя первая библиотека»);

-          электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»);

-          интернет-ресурсы (тексты художественных произведений, сказок, периодические издания для разной возрастной категории детей).

Особо надо отметить электронные издания на CD и DVD в помощь чтению и развитию ребенка, развивающие программы.

На что необходимо обратить внимание, прежде всего: изначально предлагаемый источник информации — это проверенный источник информации, будь это книжный формат или информационный ресурс интернета, должен быть ярким, красочным, интересным и запоминающимся, отвечающий всем физиологическим и психологическим особенностям восприятия информации ребенком, соответствующий научному представлению о мире, качественно выверенным. Потребности в чтении формируются как самим ресурсом, так и вовлечённостью в процесс чтения всех членов семьи, начиная с момента зарождения ребенка в утробе матери, отбором книг для домашней библиотеки, и заканчивая процессом совместного громкого прочтения и обсуждения прочитанного или увиденного на экране в кругу семьи.

Многие скажут, что невозможно сформировать мышление, читательское развитие детей посредством текста на мониторе, электронной книги! Конечно, вместе с носителями претерпевает изменения и сам текст, он наполняется не только буквами, но и видео-анимационным сопровождением. Ведёт ли это к снижению имиджа самого процесса чтения, сводя его к восприятию не только органами зрения, но и слуха и даже осязания? Возможно, так, но дети любят яркое, необычное, ведь в мультфильмах и детских фильмах тоже осуществляется процесс воспитания и пробуждения интереса к чтению тех произведений, на основе которых создан фильм или мультфильм.

После обращения к онлайновым страницам детских журналов и сайтам детских писателей пробуждается и читательский интерес к их творчеству, творческое начало и фантазия, и в ту же секунду рождается решение взять книги данных авторов для тихого прочтения и технического творчества в кругу семьи.

Дети с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном мультимедийном мире. Создание электронных библиографических ресурсов — перспективное направление раскрытия фондов с целью аккумуляции потока информации и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

Литература:

1.                 Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных / Ред.-сост. е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев. — М.: Либерея, 1998. —224с

2.                 Коготков Д. Я. Информационные потребности и основные группы потребителей библиографической информации: лекция. — М.: МГУКИ, 2000. — 46 с.

3.                 Дубин Б. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение / Б. Дубин, Н. Зоркая // Вестн. общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2005. — № 5. — С. 39–57.

4.                 Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. — 2003. — № 2. — С. 60–70.

5.                 http://io.nios.ru/ Электронная газета «Интерактивное образование»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, DVD, NET, библиотека, круг семьи, ресурс, текст, энциклопедия.


Похожие статьи

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей раннего возраста в доме ребенка

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Информационно-образовательная среда школы — новые возможности педагога

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности

Похожие статьи

Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей раннего возраста в доме ребенка

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Языковые игры — путь формирования социокультурной компетенции детей младшего школьного и дошкольного возраста

Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Информационно-образовательная среда школы — новые возможности педагога

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности

Задать вопрос