Детская литература коренных малочисленных народов Севера (юкагирская литература) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.12.2016

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Аммосова, С. Е. Детская литература коренных малочисленных народов Севера (юкагирская литература) / С. Е. Аммосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 633-635. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37179/ (дата обращения: 22.12.2024).



Юкагирский язык относится к исчезающим языкам мира. Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык — это выражение самосознания и преемственности, которое необходимо для развития каждому человеку. Родной язык связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности. [1] Именно поэтому юкагиры проявляют все больший интерес к родному языку и культуре, желают изучать язык своих предков.

Современное состояние обучения юкагирскому языку характеризуется на всех этапах обучения, в том числе на этапе начального образования, наличием небольшого количества книг для чтения, учебно-методических пособий и адаптированных текстов для использования их в процессе изучения родного языка и литературы. Ведущее место в курсе обучения родному языку и литературе занимает начальный этап.

Детская литература — это литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Ей присущи те качества, которые есть и у художественной. Но все же это искусство конкретной направленности. Детская литература связана с педагогикой — она призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей. Она раздвигает перед юными читателями границы мира, помогает его осваивать. Обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире.

Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания. «Народность, — писал он, — обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии». [2] Он указывает, что детям надо давать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить с этим через родные и национальные явления.

Основоположниками детской юкагирской литературы являются такие ученые, поэты, писатели, общественные деятели, как братья Николай и Гаврил Куриловы, у которых на счету стихи для детей дошкольного возраста и начальных классов, также сказки и книги, которые помогают осваивать азы чтения с самого раннего возраста. Совместными усилиями В. Г. Шалугина и Л. Н. Жуковой были выпущены дидактические материалы по юкагирскому языку для детского сада и начальных классов «Одул ажуу. Йуɵдэк, кичэк», а также учебное пособие в виде рассказов для детей детского сада и начальных классов «Ньиэдьиипэлэк уɵрпэҥин». На этом творчество Л. Н. Жуковой не заканчивается, она выпустила раскраску — учебное пособие и сборник сказок для детей младшего возраста.

Для более чёткого понимания и знания произношения тех или иных слов и звуков П. Е. Прокопьевой и М. П. Лукиной были выпущены пособия-звукозаписи, содержащие сказки, диалоги, монологи песни и др. для привлечения внимания и чтобы вызвать интерес у детей дошкольного возраста и детей младших классов. Э. С. Атласовой с той же целью был выпущен картинный словарь юкагирского языка и юкагирско-русский тематический словарь. Также словари были выпущены И. А. Николаевой и В. К. Спиридоновым.

Азбуки и буквари так же занимают одно из важных мест в изучении того или иного языка. Юкагирские буквари были составлены Г. Н. Куриловым, азбука в стихах В. К. Спиридоновым — учебное пособие для детей 1–4 классы, изучающие юкагирский язык на верхне-колымском диалекте.

Пускай глобальная модернизация и затронула весь наш мир, с которой пришла и компьютеризация, но книги и литература остаются всё такими же популярными и востребованными. Детская литература оказывает колоссальное влияние на формирование детей, ведь именно в детской литературе малыши сталкиваются с такими понятиями и замечают тонкую грань между добром и злом, плохим и хорошим. В сказках дети находят себе своеобразных героев, которые в последующем становятся их кумирами, которым можно подражать. И это не преувеличено, что многие наши идеалы именно формируются в детском возрасте, которые мы взяли с книг и эти самые идеалы остаются с нами в нашем сознании до самого конца, несмотря на прожитые годы. [4]

Необходимо осознавать то, что детская литература должна нести с собой положительный характер и именно поучительную информацию. Всеми любимые сказки — это отличная литература, которая читается детьми всего мира на протяжении долгих лет. Детская литература может быть разной и не только сводиться к сказкам, это может быть всё, что написано в доступной для детей, того или иного возраста, форме, она должна не только «занимать» ребенка, но и быть в то же время красочной и интересной.

Родители, которые с недоверием относятся к детской литературе рискуют тем, что могут воспитать невежественного и слабо культурно развитого ребенка, который будет воспринимать только то, что он смотрит по черно-белому «ящику», а также будет погружен только в компьютерную, то есть виртуальной реальность, а ведь всё это может пагубно оказать влияние на дальнейшую жизнь ребенка в будущем и его формирование в качестве личности. Также не стоит и пренебрегать современной литературой, так как она подстроена под современный мир, нынешние принципы, быт и прочее.

Так или иначе детская литература занимает значительное и одно из ключевых мест в воспитании и формировании детей, так как она прямо влияет на психику подрастающего организма, его жизненную позицию и линию поведения и эталоны его подражания.

Чтение доставляет удовольствие детям, нудная умственная активность, подвижная активная деятельность заменяется спокойствием и отдыхом в чтении книг или той или иной литературы. Это помогает отвлечься от рутины бытия, таким образом уравновешивая психологическое состояние. Конечно, это достигается только тогда, когда есть интерес к книге и эта задача весит в первую очередь на родителях, воспитателях и педагогах. Всё это является ключом к формированию здоровой и психологически развитой личности.

Помимо воспитательной функции, которую психологи и педагоги выделяют в первую очередь, так же существует ряд немало важных функций.

Читая книги, дети расширяют кругозор. Всё то, что было непонятно детям, легко и просто доносится в детской литературе, где изложено всё кратко, доходчиво и понятным языком. Помимо этого из книг ребенок получает много полезной и в то же время новой для него информации, открывая для себя мир природы, животных, людей, осознавая, что такое взаимоотношение, поведение, первые понятия о том, что правильно, а что нет и прочее. В основе всего этого лежит познавательная функция.

Процесс чтения влияет на нашу речь — она формируется, а затем и совершенствуется, увеличивая при этом словарный запас. Книги всегда заставляют человека как-то задуматься, осмыслить и представить ситуацию, в прочитанной книге, тем самым раскрывая наши творческие способности, подключая к работе фантазию нашего мозга. То есть книги в то же время выполняют ещё и развивающую функцию.

Дети должны проводить свободное время с пользой и интересом. Только по-настоящему увлеченный чтением ребенок может получить удовольствие от литературы и узнать для себя что-то новое, научиться чему-то полезному для себя. Из всего этого вытекает следующая — развлекательная функция.

Определенные моменты из книг, какие-то качества героев произведения подталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей и своего поведения. Такое занятие, как чтение книг может мотивировать ребенка на активную деятельность, помочь найти выход из различных жизненных ситуаций, тем самым выполняя мотивирующую функцию. [5]

Юкагирские произведения, посвященные детям, имеют особый стиль повествования: доверительность, увлекательность, познавательность, задушевленность, юмористичность. В них проявляется интерес и любовь к родному фольклору. Многие рассказы — это как бы осовременены сказки, настолько в них крепко сплетены прошлое и настоящее, увековеченная мудрость народа севера. [3]

Г. Н. Курилов занимался переводом стихотворений А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко и других известных поэтов, что дает возможность юкагирским детям читать на своем родном языке, сравнивая два варианта с русского и юкагирского. Гаврил Николаевич внес неоценимый вклад в развитие детской литературы. Его рассказы выделяют искренность, задушевность и лиричность.

Детская литература является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного младшего школьного возраста, её использование необходимо для эффективности воспитания. Познание детьми своей родной культуры посредством фольклора, сказок, сказаний, легенд, безоговорочно, оказывает воспитательное воздействие. Фантазии, которые вырабатываются в ходе чтения книг, оказывают помощь педагогическим усилиям, также это помогает проникнуть во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом того, что сознательное поведение ребенка становится более понятным и доступным для окружающих. Сказки для детей — это лучший, надежный и самой простой способ привить подрастающему поколению понятия о нравственности, хорошие манеры и черты характера, обучить этикету и правилам поведения, вежливости и прочее. Книги могут не только воспитывать, но и корректировать поведение, снять стрессы и психологическое напряжение, тревогу, которые тревожат еще неокрепшую детскую психику. Помимо всего этого, необходимо вместе с детьми придумывать сказки, ведь таким образом можно развить у ребенка творческие качества и это станет отличным стержнем мышления и готовности к системному обучению в школе, ну и, конечно, доставит массу удовольствия. Воспитательная роль книг является ключевой в процессе развития и становления подрастающего человека. Через книги дети познают мир, набираясь опытом для взрослой и самостоятельной жизни, и, строя собственную конструкцию мира, учатся жить в ней.

Литература:

  1. https://ria.ru/studies/20140123/990910445.html
  2. Собрание сочинений в 3 томах. Том 03: Статьи и рецензии (1843–1848) / Сост. В. Г. Белинский, — Москва: Гос. изд-во худ. литературы, 1948. — 737 с.
  3. Литературы народов Севера Якутии: учеб.-метод. пособие / Сост. В. Б. Окорокова. — Якутск: изд-во ЯГУ, 1997. — 34 с.
  4. http://maksim-gorky.ru/rol-djetskoj-litjeratury-v-vospitani-djetjej/
  5. http://www.list7i.ru/?mod=boards&id=388
Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, ребенок, родной язык, юкагирский язык, книга, сказка, учебное пособие, детский сад, дошкольный возраст, формирование детей.


Задать вопрос