Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Маленький росток» (посадка фасоли)
Автор: Михеенко Светлана Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 29.12.2020
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Михеенко, С. В. Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Маленький росток» (посадка фасоли) / С. В. Михеенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5897/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Формирование знания детей о посадке и выращивании фасоли.
Задачи:
Образовательные:
– Обучение детей технологии посадки растения (поместить в лунку, присыпать землей, полить);
Развивающие:
– Развития интереса, бережного отношения к растению; Закрепление знаний детей о внешнем виде фасоли, об условиях выращивания;
Воспитательные:
– Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.
Виды деятельности: опытно-экспериментальная
Организация пространства: Семена пшеницы, овса, горох, подсолнечник, тыква, кабачок, фасоль; намоченная фасоль; схема поэтапного прорастания фасоли; фартуки; лопатки; лейки, салфетки, грунт, контейнеры, одноразовые стаканчики; картинки по теме «Времена года».
Ход занятия
Организационный этап:
Воспитатель стоит в центре группы, обращается к детям с просьбой подойти и построиться в круг.
По удобней становитесь,
Не шумите, не вертитесь,
Все внимательно смотрите,
А спрошу вас — отвечайте,
Вам ребята всё понятно…
Это слышать мне приятно.
Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель замечает, что в группе кто — то спрятался. Это Незнайка (кукольный театр).
В: Ребята, кажется, у нас таинственный гость. Тише, тише, послушайте. (Воспитатель достаёт из корзины куклу и надевает ее на руку).
В: Смотрите, да к нам Незнайка пожаловал. А почему ты спрятался?
Незнайка: Испугался. Здравствуйте.
Дети: Здравствуй.
В: Здравствуй, не бойся мы тебя не обидим. Ты что -то хотел?
Незнайка: Да, я не знаю и вообще не понимаю, что такое росток и откуда он берется. (говорит волнующим голосом)
Проблемно-поисковый этап:
Педагог обсуждает с детьми как можно помочь Незнайке.
В: Ребята, как можно помочь Незнайке? Давайте подумаем.
Дети: Мы можем рассказать о растениях.
В: Верно, а ещё как можно помочь Незнайке?
Дети: Посадить растение.
В: Хорошая идея, ребята? Но прежде, чем приступить к работе. Подойдите к этому столу. А ты Незнайка садись и наблюдай за происходящим. Мы тебе всё расскажем и покажем.
(на столе разложены картинки по теме «Времена года»)
В: Ребята выберите картинки, которые похожи на то время года, которое сейчас за окном.
(Дети рассматривают картинки и выбирают нужные)
— Саша, почему именно эти картинки показывают нам, что сейчас осень? (пожелтели листья, птицы улетают в теплые края, осенью люди собирают урожай)
— Тая, назови осенние месяцы? (сентябрь. Октябрь, ноябрь)
— Верно. Степа ты сказал, что осенью убирают люди урожай. Мы с вами тоже убирали наш огород. Но чтобы осенью собрать урожай, что нужно сделать весной? (посадить).
В: Ребята, а вызнаете с чего начинается растение? (с корня...)
— Знаете ли вы, как появляются на свет деревья, кустарники, цветы. (на посадить семена…)
В: Ребята подойдите к доске. Давайте рассмотрим схему проростания семени [2].
Воспитатель предлагает рассмотреть схему поэтапгого прорастания фасоли
— Зернышко — это семена, любое растение начинается с семени. В каждом семени живет зародыш, из которого развивается растение.
— А что же нужно для того, чтобы семена проросли ? (тепло, вода, воздух)
— Да именно так. Я предлагаю вам пройти сесть на ковёр и посмотреть экологический мультфильм «Маленький росточек»
Дети проходят и садятся на ковер. Просмотр мультфильма.
(Беседа о просмотренном. Вопросы детям от героев мультфильма)
В: Витя скажи мне кто такие садоводы? (это люди которые работают в саду…)
— Верно. Я предлагаю вам тоже немного побыть садоводами, хотите? (да)
— Тогда нам нужно пройти, в опытно-экспериментальную лабораторию. (Дети проходят к столам, на которых разложены атрибуты для посадки фасоли)
Проблемно — поисковой этап
— Посмотрите, ребята, — у каждого из вас на столе есть тарелочка с семенами. Давайте рассмотрим эти семена. (пшеницы, овса, горох, подсолнечник, тыква, кабачок, фасоль)
— Чем отличаются они и есть ли похожи? (по форме, цвету, размеру)
— Найдите и выберите фасоль. (дети выбирают).
— Ребята, помните мы с вами в понедельник замачивали часть фасоли? (да)
— Давайте посмотрим, что же произошло с этой фасолью? (рассматривание)
— чем отличается фасоль, которую замачивали от сухой.
(Дети рассматривают семена. Она разбухла)
— Теперь такую фасоль мы с вами сможем посадить, но сначала давайте вспомним — как же себя нужно вести при работе с землей? (Не рассыпать, не бросать, не пробовать не вкус, не толкать друг друга, не пробовать фасоль на вкус.)
— Все правильно. Давайте наденем фартуки .
(Дети одевают фартуки, помогаю друг другу.)
— Сейчас я расскажу и покажу, как правильно посадить семечко, чтобы оно обязательно выросло. Смотрите внимательно, когда я закончу, вы сделаете то же самое самостоятельно.
Дети внимательно наблюдают за деятельностью воспитателя.
- Воспитатель лопаткой насыпает землю в стаканчик, затем поливает землю водой.
- Делает небольшое углубление и кладет в него фасоль.
- Присыпает семя землей и снова поливает.
(Самостоятельная деятельность детей в выполнении этапов.)
— Ребята, у вас всё получилось? (да)
(Воспитатель предлагает детям вытереть руки салфеткой)
В: Атеперь все вместе пройдем на ковер.
Физкультминутка «Зернышко» [1]
Присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы — зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. |
Дети присели и обхватив ноги руками, голова наклонена к коленям. |
Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. |
Медленно встаем и вытягиваем руки кверху. |
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. |
Стоим, покачиваясь из стороны в сторону. |
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. |
Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны. |
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. |
Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны. Вот и наш росточек вырос. |
Рефлексивно-оценочный этап
— Ребята кем сегодня были мы? (Садоводами)
— И что же мы с вами делали? (Сажали фасоль)
—А как же правильно сажать фасоль? (Дети перечисляют этапы посадки)
— Вы сегодня отлично со всем справились. Теперь мы будем наблюдать за нашими всходами и зарисовывать в дневниках наблюдений изменения, происходящие с ростками.
В: Незнайка, теперь ты узнал, что такое росток?
Незнайка: Да, ребята, теперь я знаю, что такое росток и откуда он берется. И у меня друзей теперь ещё больше!
Спасибо вам ребята, но мне уже пора, до свидания.
Дети прощаются с Незнайкой.
Литература:
- Физкультминутки в стихах [Электронный ресурс] // Библиотека для детей- Режим доступа: sites.google.com…roditelam…fizkultminutki-v..
- Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г. Г. Саморукова. — М: Просвещение, 2011. -207 с.