Ознакомление с окружающим миром как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)
Автор: Волкова Оксана Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 30.10.2021
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Волкова, О. В. Ознакомление с окружающим миром как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6703/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье рассматривается роль занятия воспитателя с особенными детьми с ТМНР по ознакомлению с окружающим миром. Роль данного занятия состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Категория детей: дети с тяжелой умственной отсталостью
Цель: вызвать интерес к сказке «Репка»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— формировать умение выполнять задания по словесной инструкции и показу.
— формировать представление о понятиях «большой-маленький», «один-много».
— формировать умение ориентироваться на плоскости.
— формировать интерес к рисованию пальчиками.
Коррекционно-развивающие:
— способствовать развитию мелкой моторики.
— способствовать развитию мыслительной деятельности.
— способствовать развитию зрительного и слухового восприятия.
— развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные задачи:
— воспитывать интерес к прослушиванию сказки, к взаимодействию со взрослым.
Оборудование:
Сундучок, кукольный театр «Репка», емкость с песком, семена, белый лист с нарисованной тучкой, гуашь синего цвета, аудиопроигрыватель, диск с записью музыкальных мелодий, репка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики наши, как ясные соколы!
А девочки, как аленькие цветочки!
За столики садитесь,
Крепко за руки держитесь.
1, 2, 3, 4, 5 —
Будем сказку начинать.
Включаем сказочную мелодию.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Дай-ка в глазки погляжу,
Сказку деткам расскажу.
А сказка будет вот про что….
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок.
В земле засел крепко
Конечно, это…(достаем репку, рассматриваем ее, трогаем, какая она…)
Начинаем показ кукольного театра «Репка»
Рассказывание сказки:
Как-то весной, при погоде, во саду ли, во огороде. Взяв лопату, сбросив кепку, посадил дед чудо-репку. Стала репка выше крыши, а затем деревьев выше! Дед тянул ее, тянул, да никак не вытянул. Дед не огорчается, к бабке обращается.
— Бабка, иди помоги!
Бабка в ответ: «Чем смогу помогу». Тянет репку.
Дед с бабкой огорчаются, ох, не получается, репка-то упрямится, из земли не тянется! Ну, тяжелые дела! Бабка внучку позвала.
— Внучка, иди, помоги!
Внучка: Бегу, бегу, чем смогу помогу!
Тянут все вместе, а репка на месте. И решила внучка, что поможет Жучка.
— Жучка, иди, помоги!
Жучка: Гав,гав, гав, чем смогу помогу!
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Ухватились крепко-крепко. Тянут-потянут, вытянуть не могут — надо звать подмогу. Ой, веселые дела: Жучка кошку позвала!
— Кошка, иди, помоги!
Кошка: Мяу-мяу, иду, иду, чем смогу помогу!
Тянут репку вместе, а она ни с места. Вытянуть не могут, надо звать подмогу.
Кошка: «Мышка, иди, помоги!» Мышка: «Пи-пи-пи, иду, чем смогу помогу!»
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку ухватились крепко-крепко. Тянут-потянут и вытянули репку!
Была репка важная, дивилась старуха каждая: такой репки нигде не найдешь, хоть полсвета обойдешь!
Воспитатель: А мы с вами, ребята, сейчас тоже вырастим большую репку.
Психологическая установка на занятие :
Воспитатель:
Мы сидим, как репка,
Топаем ногами, как детка,
Руки на пояс, как баба,
Заплетаем косы, как внучка,
Руками хлопаем, как Жучка,
Глазки умываем, как кошка.
Упражнение «Посади репку».
Ставим перед детьми емкость с кинестетическим песком и тарелку с крупными круглыми семенами. Предлагаем посадить семена в песок, чтобы вырастить репку. Показываем. Самостоятельная практическая деятельность. (Если у ребенка возникают затруднения, то выполняем сопряжено).
Упражнение «Нарисуй пальчиком дождик».
Воспитатель: Чтобы репка выросла поскорее и стала большой, ее нужно поливать. Давай нарисуем дождик, чтобы он полил нашу репку. Перед ребенком выкладывается белый лист с нарисованной тучкой и краска синего цвета. Показываем, как мы будем макать палец в краску и оставлять отпечатки на листе. Включаем музыку дождя. Действие озвучиваем стихотворением.
Дождик, дождик,
Лей сильней,
Нашу репку ты полей.
Тучка в небе синяя- Капай, дождик сильный!
Кап-кап-кап!
Рисуем пальчиком на бумаге.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Ребята, вы много трудились и ваши пальчики устали. Давай, с ними поиграем, чтобы они отдохнули.
Репку мы сажали,
Репку поливали,
Вырастала репка хороша и крепка!
Вытянуть не можем.
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух! Вытянули репку!
Рефлексия.
Включаем спокойную музыку.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы посмотрели кукольный театр по сказке «Репка», сами посадили репку, нарисовали дождик, чтобы он полил грядки, выполнили пальчиковую гимнастику. Вы нас порадовали, спасибо!
Литература:
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 5. Навыки тонкой моторики. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [5, с.82]
- Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. [2, с.160]
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
- Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
- Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. –М.:Мозаика-Синтез, 2012. [1, с.45]
Похожие статьи
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...
Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ
Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...
Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования
Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)
Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...
Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования
Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»
Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...
Похожие статьи
Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...
Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО
В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...
Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ
Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблюдается существенное понижение уровня познавательно...
Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования
Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе
В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)
Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...
Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования
Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»
Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...