Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Шабельникова, Е. Н. Психоэмоциональное развитие детей с задержкой психического развития / Е. Н. Шабельникова, А. Ю. Криуля, В. А. Домнич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5661/ (дата обращения: 23.01.2021).



Статья посвящена проблемам психоэмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Авторы описывают системный подход в реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Описан сравнительный анализ результатов коллаборации воспитателя, учителя — логопеда и педагога-психолога.

Ключевые слова: дошкольники, психоэмоциональное развитие, задержка психического развития.

В современном мире реформирование системы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется активным внедрением интегрированной и инклюзивной практик. Содержание и условия образования детей с ОВЗ определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором акцентируется внимание на том, что даже внутри каждой нозологии наблюдается неоднородность состава детей, предполагающей индивидуальное содержание образовательных программ и объемов психолого-педагогической помощи.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются наиболее многочисленной группой в сравнении с другими категориями детей с ОВЗ. Неоднородность состава таких детей определена и неоднородностью их психоэмоционального развития. Особенности формирования психоэмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой, так как эмоции объединяют ребенка с социальным окружением, через эмоции ребенок формирует картину мира, в эмоции осуществляется симбиоз модели органического и модели психического. Л. С. Выготский считал, что влияние окружающей среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его эмоциональными переживаниями.

Д. Б. Эльконин подчеркивал важность положительного эмоционального фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития. Он полагал, что децентрация мышления ребенка осуществляется постепенно и сопровождается эмоциями, а пик этого процесса приходится на возраст 6–7 лет.

Современные исследования подтверждают тот факт, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. В исследованиях П. К. Анохина отмечено отставание в развитии эмоций у дошкольников с задержкой психического развития. Наиболее выраженными проявлениями недоразвития эмоциональной сферы являются эмоциональная лабильность, слабость волевых качеств, внушаемость, перепады настроения от агрессии к унынию, отмечается состояние беспокойства, личностная незрелость.

Степень изученности проблемы . Положение о законах развития нормального и аномального ребенка обосновано в исследованиях П. К. Анохина, М. Арнольда, Н. В. Бордовской, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, К. С. Лебединской, A. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, П. В. Симонова и др. Концепция Л. С. Выготского о различных по степени дефектах реализована в трудах Н. В. Бабкиной, Н. Ю. Боряковой, Т. Н. Князевой, В. И. Лубовского, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер и др. Исследование психики ребенка по принципу системного подхода предложено А. В. Карповым, Б. Ф. Ломовым, B. Д. Шадриковым и др.

Учеными выявлены физиологические феномены, свидетельствующие о наличии у детей с ЗПР выраженной незрелости механизмов формирования основного ритма электрической активности головного мозга. Такое недоразвитие приводит к диффузной несформированности высших психических функций, что может является одной из причин психоэмоционального недоразвития.

Изучение научных трудов подтвердило актуальность настоящего исследования. Была определена цель разработка условий и содержания психоэмоционального развития дошкольников с ЗПР.

Задачи: изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников, посещающих образовательную организацию, связанные с феноменом ЗПР; выявить структуру психологических и эмоциональных нарушений дошкольников с ЗПР для структуризации и коррекции программы развития; разработать принципы организации развития психоэмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Объект исследования — психоэмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования — структурные связи психологического, логопедического и эмоционального развития, специфичные для дошкольников с ЗПР.

Гипотеза исследования . дошкольники с ЗПР имеют специфические особенности психоэмоциональной сферы, отличаются особыми когнитивными характеристиками, которые необходимо учитывать при системном планировании корригирующей деятельности.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие воспитанники группы № 5 МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 12» г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области. Начало исследования — 2018 год. Исследуемые имеют в анамнезе задержку психического развития. Группа разновозрастная. Для проведения исследования разработана программа, направленная на развитие психоэмоциональной сферы дошкольников с ЗПР. В структуру программы включены логопедические занятия, занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и групповые), образовательная деятельность с воспитателем.

Для реализации программы требовалось практическое оснащение, в которое вошли следующие развивающие игры и оборудование: книжка из фетра на липучках «Умная черепашка», игрушки развивающая «Тактилики» сортеры «Бабочки», «Геометрические фигуры», «Логопедическое лото», психологическая игра «Домик настроения», игры — «Кирпичики эмоций» и «Лексика эмоций», психологическое оборудование «Подсвечиваемый песок», упрощенный интерактивный пол и др. Это оборудование помогает педагогам организовывать психоэмоциональное развитие в системе воспитатель — учитель-логопед — педагог-психолог.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование показало, что особенности формирования мозговых структур (например, лобных отделов левого полушария, отвечающих за эмоциональное развитие) требуют принципиально иного сочетания вербальных и невербальных методов обучения детей с ЗПР.

Для анализа эффективности использованных методов проведена диагностика эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ и полученные данные сравнили с результатами 2018 года. Методы использовались те же, но содержание заданий менялось. Оценка — бальная. 1 — низкий; 2 — средний; 3 — высокий.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития психоэмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР

Название методики

2018

2020

Разница

Корректурная проба «Смайлики»

1,38

1,77

0,39

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

1,43

1,65

0,22

Методика «Паровозик» (Велиева С. В.)

1,57

1,75

0,18

Карта оценки психоэмоциональной сферы дошкольников. Автор Осипенко Т. Н.

Понимание инструкции

1,02

1,34

0,32

Общий фон настроения

2,01

2,13

0,12

Уровень произвольности в выполнении заданий.

1,42

1,65

0,23

Контактность.

2,05

2,47

0,42

Полученные данные свидетельствуют об эффективности использованных методик и системного подхода в психоэмоциональном развитии дошкольников с ЗПР.

Вывод . Психоэмоциональная сфера дошкольников с ЗПР имеет следующие особенности: низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, что подтверждено анализом исследования, проявление агрессии, сниженный фон настроения. Разработанные условия и программное содержание психоэмоционального развития дошкольников с ЗПР показали, что снизилось число протестных реакций у детей, уровень контакта стал выше.

Литература:

  1. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. — М.: Просвещение, 1993. — 209с.
  2. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л. С. Выготский // Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 200–263.
  3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.

Ключевые слова

дошкольники, задержка психического развития, психоэмоциональное развитие
Задать вопрос