Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.05.2020

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Гучанова, А. С. Условия развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5277/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматриваются необходимые условия для развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: образно-пластическое творчество, условия, дети старшего дошкольного возраста.

«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Как бы не складывалась жизнь родителей, перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии [1]. Педагоги разных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные точки зрения. В работах ряда специалистов источником творчества в дошкольном возрасте названы внутренние силы ребенка, его задатки. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Сторонники данной точки зрения считают формирование художественных способностей ребенка неуправляемым процессом, в который педагоги не должны вмешиваться.

Сторонники другой точки зрения в качестве источника детского творчества рассматривают окружающую действительность, частью которой является искусство. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий [3]. Но что же считается основным в обучении творчеству? Прежде всего, ребенка необходимо познакомить со средствами той деятельности, которой он начинает заниматься. Если он хочет рисовать, ему надо научиться пользоваться кистью и красками, учиться видеть цвет и форму предметов и т. д. Если он начинает сам сочинять стихи и рассказы, ему необходимы знания и практика овладения художественным словом.

Сам ребенок не сможет самостоятельно овладеть комплексом действий, выработанных на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них и тогда творчество его останется на самой низкой ступени. Но, оказывается, обучить техническим навыкам недостаточно. Даже при хорошем овладении ими деятельность ребенка остается на уровне воспроизведения, а не творчества. Нужно вложить в свое произведение эмоции, чувства, жизненный опыт. Можно научить детей представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир так знакомых и прозаичных предметов, как картошка, лук, морковка. После таких специальных занятий деятельность детей приобретает эмоциональность, индивидуальность, приближаясь к действительно творческим произведениям [2].

Одним из видов творческой деятельности детей является образно-пластическая деятельность. Основой развития образно-пластического творчества считается обучение детей языку выразительных движений. Данный вид творчества представляет одну из форм воссоздания образов ребенком посредством собственного тела. Дошкольный возраст признан оптимальным для его развития, поскольку этот вид творчества отвечает двигательной природе детского воображения.

При передаче образа тормозящим моментом является отсутствие двигательных умений. Чтобы добиться того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, необходимо много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Полная гармония и согласованность в движениях является пластикой. Мы часто применяем слово “пластичный” к человеку, который легко двигается; его движения, жесты, мимика выражают сущность создаваемого образа. Под пластическим воспитанием понимается овладение определенными психофизическими качествами и различными навыками.

Воображение, импровизация, художественный вкус и умения, связанные воедино, рождают неповторимые находки в пластической выразительности образа [4].

Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. Эта задача достигается путем развития образно-пластического творчества. Специалисты различают два вида образно-пластического творчества.

Для исполнительского творчества характерно воспроизведение ребенком заданной композиции движений, эмоционально-пластически проживание передаваемого содержания “с позиции образа”, перевоплощение в образ. Такое “проживание” отличает индивидуальная манера исполнения.

«Сочинительское» творчество — это придумывание ребенком собственных способов пластического воплощения образа, заданного словесно. Основные компоненты данного вида творчества О. М. Дьяченко называет: отбор движений (из числа имеющихся в опыте) и придумывание новых, подходящих для выражения заданного образа; сочетание этих движений между собой в некоторую последовательность; выстраивание “рисунка” поведения персонажа в пространстве (размещение и перемещение на “сцене”), обусловленного игровой воображаемой ситуацией.

Благодаря такой работе к концу дошкольного возраста оказывается возможным подводить детей к тому, чтобы они (в сотворчестве друг с другом и при некотором руководстве педагога) могли придумывать и выразительно показывать театрализованные представления по сюжетам сказок.

Обучение языку движений и развитие творчества должно осуществляться по нескольким направлениям, дополняющим друг друга. Главные из них:

a) развитие у детей способности к образному перевоплощению;

b) развитие образно-пластического взаимодействия.

Остальные направления работы — вспомогательные. Они должны включать: освоение детьми действий с воображаемыми предметами; знакомство с упражнениями по регуляции мышечного напряжения-расслабления; использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно-пластических упражнений; развитие образно-пространственной ориентировки (видение пространства группы и своей позиции в нем).

Развитие двигательных навыков должно осуществляться в русле названных направлений. Например, стремление достоверно воплотить образ поможет ребенку произвольно управлять своим телом, подчиняя его определенной двигательной задаче; исполнение движения в разных игровых ситуациях с некоторыми изменениями способствует развитию у детей гибких двигательных навыков.

На наш взгляд, важна система работы по развитию образно-пластического творчества детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим непосредственная образовательная деятельность должна организовываться каждую неделю. Эта форма работы с детьми может включать в себя художественно-игровые упражнения, этюды, имеющие сюжет и построенные на эмоционально-пластическом (невербальном) общении разнохарактерных персонажей. В подготовительной к школе группе необходимо продолжить освоение способов детализации образа. Это центральное звено методики, которое подытоживает всю работу по двум главным направлениям. В заданиях на «детализацию» детям целесообразно предлагать воплощение образов тех или иных животных, игрушек («Механическая кукла»), людей («Дед и бабка», «Петя и дедушка»), фантастических существ. Перед ребенком ставится задача детально, подробно и вместе с тем выразительно передать различные характеристики персонажа: как постоянно ему присущие (пластику, повадки), так и переменные (действия, связанные с изменением позиции в ситуации: наблюдателя, преследователя, защитника). Например, исполняя упражнение «Молодой — старый» воспитатель может обратить внимание детей на следующие особенности старческих движений и показать их: сутулость, присогнутость колен и спины, шарканье стоп ног.

Другие задания следует направить на освоение новых способов пластического взаимодействия. Целесообразны задания, в которых детям требуется согласовывать друг с другом свои движения, чтобы возникло представление о воображаемом предмете. Его свойства и определяют действия партнёров.

Опыт детей старшего дошкольного возраста, полученный в отдельных упражнениях, этюдах должен находить свою реализацию в целостных образно-пластических спектаклях по сюжетам сказок, драматическое действие в которых воплощается средствами выразительных движений под музыку. Эти спектакли, с одной стороны, способствуют развитию исполнительского творчества дошкольников, а с другой стороны, у детей формируются знания о композиционной структуре образно-пластического сюжетного произведения. Они узнают, что произведение включает завязку, развитие и развязку.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию образно-пластического творчества должна осуществляться по трем направлениям. Первое из них — обогащение жизненных и театральных впечатлений детей.

Развитие образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста должно происходить не только в специально организованной образовательной деятельности, но и в театрализованных играх, происходящих в свободной деятельности. В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Подсказывает их литературное произведение. Поэтому знание сказок, стихотворений, героев литературных произведений создает основу для проведения той или иной театрализованной игры. Также важны наблюдения за окружающим миром. Знания, например, повадок животных, поведения людей способствуют более точному изображению характера персонажа. Не последнюю роль играет и оснащение театрализованной деятельности всем необходимым: пространством для развертывания игр и постановок, разнообразными костюмами, атрибутами, декорациями, музыкальным сопровождением.

Второе направление предполагает ознакомление детей со средствами воплощения образного содержания: движениями, жестами, мимикой. Для этого им можно предложить игры, где дети загадывают загадки на движения, жесты и позы. Например: «Отгадай, кто я, что я делаю» или «Что мы делаем — не скажем, а что делаем — покажем». Использовать наглядный материал, где изображена мимика лица и жесты детей.

Третье направление предусматривает овладение средствами воплощения образного содержания. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог должен предоставлял им максимальную самостоятельность в поиске творческих «решений», помогая, если требуется, не столько показом отдельных движений, сколько словесными репликами, направляющими этот процесс. Однако, в некоторых случаях участие взрослого в разыгрывании образно-пластических этюдов, спектаклей в качестве исполнителя одной из ролей, а также его сольные выступления перед детьми стимулируют творческие проявления детей [5]. Обязательным условием реализации этих направлений является тесное взаимодействие воспитателей, родителей и музыкального руководителя.

Таким образом, к условиям развития образно-пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста относятся:

– накопление впечатлений детей от восприятия произведений искусства, которые являются образцом для творчества, его источником;

– накопление опыта исполнительства;

– материальное оснащение театрализованной деятельности;

– создание игровых ситуаций, побуждающих к творчеству.

Благодаря выполнению всех условий организации и проведения таких занятий у детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке, появляется стремление к самостоятельной театрально-игровой деятельности, что способствует развитию речи, мышления, памяти, воображения у дошкольников. Безусловно, всё это развивает индивидуальность ребёнка и оказывает неоценимую пользу в подготовке его к школе. Л. С. Выготский, говоря об особенностях воображения у детей, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания его образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, насколько значимую роль играет движение, а точнее — образно движение в развитии продуктивного воображения и образно-пластического творчества.

Литература:

  1. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает? — М: Знание, 1994. — 160 с.
  2. Дьяченко О. М. Дополнительные разделы к программе “Развитие” для детей подготовительной группы детского сада. — Москва: 1998. — 82 с.
  3. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. — М: Искусство, 1988. — 191 с.
  4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М: Владос, 2001. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образно-пластическое творчество, старший дошкольный возраст, ребенок, развитие, движение, вид творчества, дошкольный возраст, двигательная природа, детское творчество, образное содержание.

Ключевые слова

условия, дети старшего дошкольного возраста, образно-пластическое творчество

Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье раскрывается понятие «наглядно-образное мышление», описываются особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье раскрывается понятие «наглядно-образное мышление», описываются особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Задать вопрос