Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.05.2020

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, С. Н. Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы) / С. Н. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5222/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья имеют проблемы физического или психического здоровья. В освоении основной образовательной программы дети испытывают трудности, им значительно сложнее устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Дети с ОВЗ не умеют выражать свои эмоции, застенчивы, замкнуты, испытывают мышечное напряжение, тревожность. Для развития коммуникативных навыков, развития эмоционально-волевой сферы, целесообразно использовать игровой набор «Дары Фребеля»

Игрушки Фрёбеля — это самый обыденный, простой материал, он окружает ребенка везде. Он считал, что игрушка развивает творчество ребенка. Чем игрушка сложная, тем меньше она не позволяет ребенку творить, выдумывать, домысливать. Если игрушка простая, то позволяет ребенку проявить самодеятельность. Характер социализации во многом зависит от развивающего влияния. Фридрих Фребель заметил взаимосвязь между общением и игрой и, как эти два вида деятельности «создают более высокие жизненные отношения и связи» то есть способствуют социализации ребенка. Идеи Фребеля актуальны и сегодня и эффективно используются в развитии социально-коммуникативной сферы.

С детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста мы используем следующие игры:

C:\Users\SvetLana\Desktop\20200407_174859_HDR.jpg

«Настроение»

Содержание работы: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных настроениях.

Описание игры:

Воспитатель рассказывает о городах, где все жители, что бы не случилось, или веселые(улыбаются), или печальные (грустят), или испуганные (дрожат), или сердитые (хмурятся). Далее воспитатель перечисляет событие, и дети определяют в каком из городов происходит данное событие, изображают эмоцию мимикой и обозначают словом, обсуждают данную ситуацию в группе. Проявляют речевую активность.

D:\Детский сад\разное\детский сад\ФОТО\фребель\20191128_112338_HDR.jpg

«Карусель»

Содержание работы: развитие интереса к совместным играм, обучение взаимодействию во время игры, развитию речевого диалога.

Описание игры: дети идут по кругу, проговаривая тест, меняя направление движения, темп по заданию ребенка-ведущего.

Во время игры можно закрепить представление и о цвете предметов, порядковом счете, ориентировке в пространстве (Наташа стоит за Ирой, но впереди Алеши и др.).

«Давай познакомимся»

Содержание игры: развитие общительности, речевого взаимодействия между детьми, социальных навыков, доброжелательного взаимоотношения, коммуникативных навыков.

Описание игры:

Во время утреннего приема дети становятся в круг и передают друг другу «клубочек радости» и здороваются друг с другом, используя ласкательные имена («Здравствуй, Егорушка!» и т.д.).

Можно передавая друг другу клубочек рассказать о том, что нравится ребенку в своем друге, обозначить словом черту характера (мой друг смелый и т. п.) Возможно предложить детям выбрать свой любимы цвет шарика и рассказать какие предметы имеют такой цвет. Для развития коммуникативных навыков, можно предложить детям попросить друг друга поменяться цветом клубочков, используя диалог и вежливые формы обращения друг к другу.

Дети могут обозначит цветом настроение (красный- ярость и т. п.).

«Итальянское кафе»

D:\Детский сад\разное\детский сад\ФОТО\фребель\20191128_095323_HDR.jpg

Содержание работы: формирование позитивных установок к различным видам труда, первичных представлений о социокультурных ценностях, развитии творческой активности, умения договариваться между собой, вступать в диалог, планировать деятельность, распределять роли в игровом взаимодействии.

Описание игры: воспитатель рассказывает детям о кухнях народов мира. Уточняет какие любимые блюда есть в семье у ребенка, какие национальные блюда знакомы и предлагает поиграть в «итальянскую пиццерию» (можно предложить различные виды кафе). На обратной стороне карточек изображены блюда, которые надо сложить по образцу, придумать название ингредиентов блюда и «предлагать» это блюдо посетителям кафе.

Для усложнения игрового сюжета мы предлагали «поварам кафе» заменить одну приправу или специю другой. Дети вступают в диалог и учатся определять интонацию и соотносить ее с настроением «посетителя». В качестве предварительной работы можно рассказать детям о русских национальных блюдах. Мы с детьми провели экскурсию в музей народной культуры, в котором нам рассказали о блюдах «из печи»

Используя схемы-настроения, дети могут выложить эмоцию после посещения кафе и обозначить ее словом, в диалоге выразить благодарность поварам в кафе.

Дети могут договориться между собой и придумать «сказочное блюдо» или блюдо для любого героя сказки. Вариантов развития игрового замысла с использованием игрового набора «Дары Фребеля» достаточно много.

Методика использования игрового набора предусматривает не точное соблюдение педагогом правил в играх, а проявление творчества, инициативу педагога и вариативное использование предложенного материала.

Все наборы результативно можно использовать в работе с детьми в проведении как индивидуальных, самостоятельных, так и групповых игр для коррекции нарушений эмоционально-коммуникативной сферы.

Фридрих Фребель сказал, что «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее». Таким образом использование игрового набора «Дары Фребеля» способствует развитию эмоционально-коммуникативной сферы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровой набор, описание игры, друг, развитие, содержание работы, блюдо, время игры, игра, эмоционально-коммуникативная сфера.

Похожие статьи

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Похожие статьи

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Социализация старших дошкольников посредством двигательной активности с использованием постер-технологии (из опыта работы)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Задать вопрос